Педагогический проект на тему: «Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе»






Педагогический проект на тему:
«Реализация здоровьесберегающих технологий
в начальной школе»










Автор проекта: Салтыкова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 9
«Центр образования» г.о.Октябрьск



Содержание проекта:
Актуальность темы
Постановка проблемы
Цель и задачи
Стратегия, методы и механизм реализации проекта
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемые результаты
Механизм оценки результатов
Дальнейшее развитие проекта
Список используемых источников
Приложение


Актуальность темы
«Здоровье необходимо. Это базис счастья Добыть здоровье проще, чем счастье Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно», - писал Н.М. Амосов.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье – основа формирования личности, и в этой связи уместно привести слова В.А. Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Именно поэтому забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье школьника.
Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий.
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях школы и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к школьнику.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания школьника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – школы и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого ученика качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Постановка проблемы
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Поэтому очень важно для учителя и родителей сохранить здоровье ребёнка, как физическое, так и психологическое.
Цель и задачи
Цель проекта: развитие осознанного отношения младших школьников к здоровому образу жизни
Задачи:
1. Создать условия в классе, адекватные образовательному процессу и наиболее благоприятные для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.
2. Формировать в рамках образовательного процесса у учащихся ценностные ориентации на сохранение и укрепление здоровья и навыков здорового образа жизни.
3. Разработать и внедрить организационно – педагогические мероприятия по здоровьесберегающим технологиям.


4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта. Соблюдение режима дня
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон, питание).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

Правильное питание
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:
Обеспечение баланса
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура движения
Культура здоровья и культура движения два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура младших школьников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочно развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье младшего школьника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе.
Структура проекта Проект состоит из блоков, куда входят виды деятельности, формы и методы, позволяющие решать поставленные задачи.












Рабочий план реализации проекта

Срок реализации: 2016-2017 учебный год
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Сентябрь
Анкетиро- вание родителей
Составление режима дня школьника
Беседа «Моя личная гигиена»
Мама, папа, я – спортивная семья

Октябрь
День здоровья «Быстрее, выше, сильнее»
Беседа о правильном питании
Конкурс рисунков «Чем я питаюсь»
Оформление уголка родителей «Как уберечь детей от простуды»

Ноябрь
Поход с родителями в парк
Оформление папки «Наше здоровье в наших руках»
Уроки Мойдодыра
Игры, которые лечат

Декабрь
Фото- выставка «Как мы закалива-емся»
Оформление папки «Всё о дыхатель-ной гимнастике»
Совместное посещение с родителями стадиона «Коньки и лыжи – мои друзья»
Беседа «Моё здоровье в Новый год»

Январь
Игрища «Снежный городок»
Конкурс рисунков «Я буду здоровым»
Весёлые старты
Вечер с родителями «Чай для здоровья»

Февраль
Конкурс «Чистюли»
Беседа «Вредные привычки»
Создание плаката «Нет вредным привычкам»
Фото- выставка «Зимние забавы»

Март
Беседа «Моё психическое состояние»
Тренинг с психологом «Могу ли я сказать нет»

Посещение с родителями ФОК
Творческая игра «Маршруты здоровья»

Апрель
Спортивный праздник «Мы выбираем спорт»
Уроки Айболита
Фото- выставка «Что я знаю о здоровье»
Судебный процесс над компьютер-ным фанатом

Май
Игра по станциям «Всё о здоровье»
Турпоход «Поход за здоровьем»
Сочинение «Моё здоровье»
Вечер с родителями «Подводим итоги»


Каждый день проводится утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, стоп, кистей рук; уроки сопровождаются 2-3 физ.минутками; ведётся еженедельная работа по правилам дорожного движения. Раз в год планируется выезд всем классом в оздоровительный санаторий «Отдых» г.Сызрани.

Подводя итог, можно сказать, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Хочется закончить словами Г. Доман: «Высокоразвитый человеческий интеллект берёт своё начало в человеческих движениях».

6. Предполагаемые результаты
1. Снижения уровня заболеваемости воспитанников. 2. Повышение уровня физической подготовленности. 3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. 4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса. 5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала. 6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды в классе.

Механизм оценки результатов
Критерии оценки реализации проекта: - состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача. - сокращение количества пропущенных дней по причине болезни; - диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование); - показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений). - 100% посещение спортивных секций по интересам
- родительские собрания

Дальнейшее развитие проекта
- Спроектировать работу по укреплению здоровья учащихся на следующий 2017-2018 учебный год.
- Спланировать работу по укреплению здоровья учащихся в дни летних
каникул.

Список используемых источников
- 13 LINK "http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/vidy-zd
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·«Уроки здоровья»
/ Л.А.Обухова , Начальная школа №6, 2006/
- «Воспитание младшего школьника»
/ Л.В.Ковинько, М. Издательский центр «Академия», 2005/
- «Физкультминутки для дошкольников и младших школьников»
/С.А.Левина, С.И.Туханова и др., М: Айрис-пресс, 2009/
 
    - «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе»
/ С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009/
    - « Современные образовательные технологии»
/ Г.К.Селевко , М.: Просвещение, 2008/
    - «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» Учеб. пособие
/ Н.В. Сократова.- М.: ТЦ Сфера, 2007/








Приложения
Родительское собрание
Здоровье первоклассника

Помимо сложного адаптационного периода, первокласснику нужно справиться со множеством других, не менее сложных проблем.
Во-первых, значительно увеличивается нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребенка. Много часов в школе и дома он будет проводить сидя за партой. Нарушение осанки может привести к большим проблемам со здоровьем: сколиоз, кифоз, лардоз, остеохондроз вот неполный перечень проблем, с которыми может столкнуться первоклассник. Поэтому, необходимо направить все силы на профилактику этих болезней. Физкультура, физкультурные паузы между уроками, полноценное питание, ортопедический рюкзак, парта, «растущая» вместе с ребенком  это не роскошь, а жизненная необходимость.
Во-вторых  зрение. К стандартным телевизору и компьютеру добавляется огромная зрительная нагрузка. Следите за освещением рабочего места. Во-первых, стол нельзя ставить напротив окна. Лучи солнца отразятся от различных поверхностей на столе, и глаза будут излишне утомляться. Освещение должно быть боковым. Обратите внимание, что лампа не должна быть галогеновой. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт. Если ребенок делает уроки вечером, следите, чтобы не было резкого перепада освещенности, для этого включайте и настольную лампу, и верхний свет в комнате. В-третьих, значительному риску подвергается и желудочно-кишечный тракт школьника. Обязательно поинтересуйтесь в школе, что и как ест ваш ребенок. Старайтесь, чтобы он не выходил из дома в школу голодным, т.к. первокласснику может не понравиться завтрак, и тогда ребенок первый раз сможет поесть только, в лучшем случае, в обед. Перекусы пирожками, чипсами и лимонадом, как вы понимаете, не выход. Ребенок должен обязательно питаться не всухомятку, а горячей пищей. У него должны быть нормальные, сбалансированные по пищевой ценности завтрак, обед и ужин. Основное правило как можно меньше жирного и сладкого, как можно больше овощей и фруктов. В осенне-зимний период не забудьте включать в пищевой рацион витамины.
В-четвертых, нервная система еще не достаточно крепка, и необходимо следить, чтобы ребенок обязательно отдыхал и соблюдал режим дня. Младшие школьники должны спать 10-11 часов в сутки. Хорошо, если есть возможность послеобеденного отдыха. В долгие зимние месяцы нашим детям тяжело дается ранний подъем, отсюда неизбежные капризы по утрам, отказ от завтрака, медлительность в утренних гигиенических процедурах, а затем суета и спешка по дороге в школу. С утра и ребенок, и мама получают мощный выброс адреналина, и испорченное настроение на первую половину дня. К обеду утренняя размолвка забывается, чтобы завтра повториться снова. Поэтому необходимо строго соблюдать время отхода ко сну, это в интересах вашего ребенка, и от этого зависит его здоровье.
Еще одной причиной частых болезней первоклассника является так называемое изменение микробного пейзажа. Ребенок, который долгое время находился в одной и той же среде, был адаптирован к микроорганизмам родителей и окружающих его людей. Попадая в школу, в класс, он встречается с огромной новой палитрой микробов, носителями которых являются как его одноклассники, так и другие учащиеся этой школы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что буквально в первые дни после начала занятий ребенок заболевает.
Во время болезни в организме ребенка происходит выработка защитных веществ (антител) против новых для него микроорганизмов. В этой ситуации «медвежью услугу» оказывают родители, которые при минимальном повышении температуры начинают давать ему жаропонижающие средства, прерывая тем самым течение естественных процессов в организме и не позволяя иммунной системе выработать необходимое количество защитных антител.  Ребенок должен просто отлежаться в постели. Если температура не слишком высокая и состояние ребенка не слишком тяжелое, не нужно давать ему никаких лекарств. Его нужно поить теплым витаминным питьем, давать легкую приятную пищу, и через 3–5 дней он поправится.
Здоровый образ жизни поможет вашему ребенку и в школьной жизни, и в дальнейшем взрослении. Соблюдение нескольких несложных правил может сильно повлиять на его дальнейшую судьбу. А ответственными за судьбу ребенка в этом возрасте, конечно, являются его родители. Поэтому, именно родители должны прежде всего организовать должным образом жизнь своего первоклассника.








Анкета для родителей:
“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье. Заранее благодарим Вас!
Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?: плохое, удовлетворительное, хорошее? (нужное подчеркнуть.)
Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ______________
Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?__________________________________________________________________
Укажите меры, которые Вы предпринимаете в семье с целью укрепления здоровья ребёнка.(отметьте любым значком)
Меры по укреплению здоровья
Регулярно
Не регулярно
Вообще нет

Посещение врачей
 
 
 

Приём лекарств
 
 
 

Соблюдение режима дня
 
 
 

Соблюдение санитарно-гигиенических норм
 
 
 

Занятия физическими упражнениями
 
 
 

Правильное питание
 
 
 

Прогулки на свежем воздухе
 
 
 

Закаливание
 
 
 

Немедикаментозные средства оздоровления
 
 
 

5.Ваши пожелания: ___________________________________________________________  ____________________________________________________________________________
Ф. И. О. Родителя________________________ Ф.И.Ребёнка__________________________







Дыхательная гимнастика.
Часы
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены 1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох) 2 - взмах руками назад – «так» (выдох)

Насос
Накачаем мы воды, Чтобы поливать цветы. 1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох); 2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И.п. – о.с. 1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек; 2 – плавный  выдох через нос.

Дыхание
Подыши одной ноздрей, И придет к тебе покой. И.п. – о.с. 1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох; 2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев.руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально

Ёжик
Ёжик добрый, не колючий, Посмотри вокруг получше. И.п. – о.с. 1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом; 2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
Маятник
Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И.п. – руки на поясе (вдох). 1 – наклон вправо (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3 – наклон влево (выдох); 4 - и.п. (вдох). Выдох со звуком «т-у-у-х».

Вырасти большой
Вырасти хочу скорей, Добро делать для людей. И.п. – о.с. 1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х».

Крылья
Крылья вместо рук у нас, Так летим – мы высший класс. И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);  2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху! Как же вы без нас внизу? И.п. – ноги слегка расставлены. 1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох); 2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание
Покачаемся слегка, Ведь под нами облака. И.п. – ноги на ширине плеч. 1 – наклон вправо – «кач» (вдох); 2 – наклон влево – «кач» (выдох).


Упражнения глазной гимнастики
1. С началом вдоха скосить глаза на кончик носа, так чтобы увидеть кончик носа и нижнюю часть лица; на выдохе расслабить глаза.
2. С началом вдоха скосить глаза на межбровье и немного внутрь; на выдохе – расслабить.
3. Стоя повращать глазами с максимальной амплитудой в одну и в другую сторону
4. Мысленно разделить стену диагоналями на 4 треугольника и повращать глазами в обе стороны внутри этих треугольников.
5. Поводить глазами крестом.
6. Написать глазами буквы, слова, цифры, нарисовать геометрические фигуры.
7. Закрыть глаза и повращать ими в обе стороны с максимальной амплитудой
8. Посидеть, спокойно дыша, с закрытыми глазами 5-10 минут.

Формы и способы расслабления глаз
Моргание веками. Самый естественный способ расслабления глаз. От нескольких раз до 1-2 минут.
Массаж глаз внешней стороной вторых фаланг больших пальцев с лёгким надавливанием на глазные яблоки.
С помощью трения разогреваем основания ладоней и слегка горячие ладони кладём на глазные впадины, ощущая, как тепло рук уходит вглубь глаз, расслабляя его мышцы. Глаза при этом закрыты. Выполнять 5-6 раз.

                                           




Гимнастика
«Потягивание». Ступни ног плотно стоят на полу. Поднимая руки в «замке», отставляем ногу назад поочерёдно. Можно выполнять сидя на стуле, оперевшись о спинку.
«Массаж живота». Поглаживаем живот по часовой стрелке, пощипываем, похлопываем ребром ладони и кулаком. Выполняем после посещения школьной столовой.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги стоят на полу. Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Какая я милая, чудесная, красивая». Учим любить себя, воспитываем бережное отношение.
«Лебединая шея». Вытягиваем шею и поглаживаем её от грудного отдела к подбородку. Похлопываем по подбородку, любуемся длинной красивой шеей лебедя.
«Массаж головы». Прорабатываем активные точки на голове нажатием  пальцами (моем голову). Как « граблями» ведём к середине головы, затем расчёсываем пальцами волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
«Буратино». Лепим (мысленно) красивый нос для Буратино. Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик и др.
«Массаж рук».  «Моем» кисти рук, сильно трем ладонями до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ногтям другой.
 «Велосипед». Держась за сидение стула, «крутим» педали велосипеда (можно со звуковым сопровождением).
                       

Упражнения для улучшения осанки
«Птица перед взлётом». Стоя, подышать спокойно, затем наклон вперёд, ноги не сгибаем, голова вперёд, руки за спиной, подняты вверх с напряжением, как крылья. Уронили голову, руки расслабленно упали вниз и висят свободно (5-6 сек).
«Кто там». Обеими руками берёмся за спинку стула и поворачиваемся вправо и влево до предела, возвращаясь в исходное положение, расслабляясь.
«Дружная семья». Ученики стоят впереди и позади парт и делают одновременно:
       2 шага вправо - хлопок, шаг вперёд - 2 хлопка, 2 шага влево - хлопок, шаг назад - 2           хлопка. Затем повторяем в обратном порядке.
4.   Сядьте, вытянув ноги и держась за сидение стула, медленно поднимайте ноги согнутые в коленях (можно прямые) и медленно их опускайте.
5.   Поставьте ноги на ширину плеч и, сцепив высоко над головой руки, сделайте наклоны поочерёдно влево и вправо. Старайтесь прогибаться как можно больше, сначала медленно, потом пружинясь.
6. Из положения стоя, прямые ноги вместе, наклонитесь, пытаясь коснуться кончиками пальцев пола.
       7. Со словом «пожалуйста»:
- встаньте
- руки вверх
- руки в стороны
- руки вниз
- опустите руки
- руки к плечам
- похлопайте в ладоши.
(Обратить внимание на внимание).
      8. «Полёт в космос»:
Учитель - К запуску ракеты приготовиться
Учащиеся – Есть приготовиться! (хлопки в ладоши над головой)
Учитель – Пристегнуть ремни!
Ученики – Есть пристегнуть ремни! (щелчки пальцами)
Учитель – Включить зажигание!
Ученики – Есть включить зажигание! (вращательные движения руками)
Учитель – Завести моторы!
Ученики – Есть завести моторы! (руки к плечам, вращение вперёд и назад)
Все:   5,4,3,2,1, пуск; Ура, ура, ура!

                                   Психогимнастика
1. «Весёлая пчёлка». Вдох свободный. На вдохе произнести звук «з-з-з-з». Представим, что пчёлка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела.
2. «Холодно – жарко». Подул холодный ветер, ребята съёжились в комочек. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Расслабились и обмахиваемся веером (делаем из листа бумаги). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.
3. «Шалтай – Болтай». Ребята стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст делаем повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы.
- Шалтай – Болтай сидел на стене,
- Шалтай – Болтай свалился во сне.

                       



Дыхательная и звуковая гимнастика
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох  левой ноздрёй, правая ноздря закрыта, выдох правой  (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
 « Гудок парохода». Через нос с шумом набираем воздух; задерживаем дыхание на 1-2 секунды, потом с шумом выдыхаем воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у» (длинный).
     
                                 

День здоровья для самых маленьких
/Сценарий праздника, подготовленного педагогом и учениками 5–7-х классов для младших школьников/
Цели и задачи:
познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;
сформировать у школьников глубокое понимание здоровья, устойчивый интерес и осмысленное отношение к сохранению здоровья;
научить применять свои знания на практике;
развить творческие способности детей.
Оборудование: жетончики разных цветов на каждого участника игры; оформление станций «Скорая помощь», «Солнечная», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок»; костюмы для героев игры и ведущих; призы и витамины.
Приветствие
Все участники собираются в актовом либо спортивном зале. При входе дети получают жетончики пяти цветов – по числу команд и станций.
Ведущий 1. Сегодня вас ждет необычное и очень интересное путешествие. Какое – вы скоро узнаете. А пока мы приветствуем вас на нашем празднике – Дне здоровья!
Ведущий 2
Мы откроем вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.
Ведущий 1. Жизнь – это богатство, данное каждому, и очень хочется, чтобы она у каждого человека была прекрасной и счастливой. А что такое счастливая жизнь?
Дети отвечают.
Ведущий 2. Мы вам сейчас расскажем сказку, а вы внимательно слушайте и затем ответьте на вопрос: с каким волшебником мы повстречаемся?
Ведущий 1
В одной стране когда-то
Жил-был один король,
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
Ведущий 2
Он очень мало двигался
И много очень ел,
И каждый день, и каждый час
Все больше он толстел.
Одышки и мигрени
Измучили всего,
Плохое настроение
Типично для него.
Ведущий 1
Он раздражен, капризен –
Не знает, почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
Ведущий 2
Росли у него детки.
Придворный эскулап
Микстурами, таблетками
Закармливать их рад.
Ведущий 1
Но вот волшебник ЗОЖ
Явился во дворец.
И потому счастливый
У сказки был конец.
Ведущий 2. Так о каком же волшебнике говорится в сказке?
Школьники называют имя волшебника, обозначенное в стихах, – ЗОЖ и объясняют, что это имя означает.
Ведущий 1. Верно! Послушаем сказку дальше.
Выходит Волшебник ЗОЖ.
Волшебник
Ну, что сказать? Долой врача!
Вам просто не хватает Прыгучего мяча.
Вам надо больше двигаться,
В походы, в лес ходить.
И меньше нужно времени
В столовой проводить.
Вы подружитесь с солнцем,
И с воздухом, с водой.
Отступят все болезни,
Промчатся стороной.
Несите людям радость,
Добро и солнца свет.
И будете здоровы
На много, много лет.
Ведущий 2. Так как исцелил волшебник ЗОЖ короля и его детишек? Какие он дал им советы?
Дети отвечают.
Ведущий 1. Верно. Получается, что здоровый образ жизни – это основа счастливой жизни человека. И чтобы его вести, надо соблюдать разные правила.
Ведущий 2. Сейчас мы с вами поиграем. Вы в ходе игры побываете на станциях «Скорая помощь», «Летняя», «Съедобная», «Вредные привычки», «Физкульт-привет», «Чистота и порядок», встретитесь с помощниками Волшебника и расскажете, что вы знаете о здоровом образе жизни.
Участники праздника делятся на пять команд по цвету жетонов, полученных детьми в начале праздника. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана и коротко представляется. Командам выдаются маршрутные листы, на которых указан путь их перемещения по станциям. Станции расположены в различных кабинетах школы. Задача ребят – выполнять задания и получать баллы. В течение получаса школьники ходят по станциям в соответствии со своими маршрутными листами, а затем возвращаются в зал для подведения итогов праздника.
Игра по станциям
Скорая помощь
Айболит
Я добрый доктор Айболит,
Если что-то заболит,
Времени зря не теряйте,
Свою боль мне доверяйте.
А меня все знают тут,
Звери и детишки,
Вот опять сюда пришли
Девчонки и мальчишки.
Хозяин станции. В жизни каждого из нас случаются неприятности, особенно часто мальчики получают ссадины и раны. Давайте представим одну из таких ситуаций. Вы находились на прогулке. Вдруг один мальчик разбивает колено, у него течет кровь. Каковы будут ваши действия?
Ребята отвечают, показывая свои знания по вопросу оказания первой медицинской помощи.
Хозяин станции. А теперь отгадайте загадки.
Примеры загадок:
Стоит он в баночке в аптечке
Коричневый, пахучий,
А на локтях и на коленях
Он желтый и шипучий. (Йод)
Горькая бывает,
Сладкая бывает.
Глотают ее дети,
Водой запивая.(Таблетка)
Солнечная
Хозяин станции. Ребята, послушайте стихотворение
Забыла Таня про обед,
С друзьями не играет.
Ей до подруг и дела нет,
Лежит и загорает.
Она мечтает загореть,
Чтоб черным стало тело:
Ведь будут на тебя смотреть,
Когда ты загорелая.
Какой-то в шляпке старичок
Ей крикнул: «Эй, косичка!
Ты в этом деле новичок!
Смотри, сгоришь, как спичка!»
Она пример не хочет брать
С тех, кто дает советы
«Отстаньте, буду загорать!»
–Вот все ее ответы.
Теперь одеться больно ей,
И, посудите сами,
Она должна весь день лежать,
А не гулять с друзьями.
Проходит мимо детвора
И шепчет то и дело: «А эта девочка вчера
Почти совсем сгорела!».
Так что же случилось с Таней? Какую первую помощь вы могли бы оказать при ожогах?
Дети предлагают варианты.
Хозяин станции. Есть еще одна опасность от палящего солнца. Это солнечный удар. Знаете ли вы, как уберечь себя от него? А если у вашего знакомого случился солнечный удар, каковы будут ваши действия?
Ребята отвечают.
Съедобная
Карлсон
Я – мужчина в цвете лет,
Ну, а вам и дела нет!
Все – настал последний вздох!
Ох, зачем я ел пирог
Хозяин станции. Ребята, Карлсону плохо, потому что он слишком много съел пирогов! Но мы-то с вами знаем, что есть надо в меру и следить за тем, чтобы продукты, которые мы едим, не вредили организму. Давайте поможем нашему герою – подскажем, что из еды полезно для здоровья, а что – нет.
Хозяин станции показывает детям картинки с изображением продуктов питания. Школьники должны определить, какие продукты полезны для организма, а какие вредны, и объяснить, почему.
Карлсон
Спасибо, ребята!
Теперь буду знать
И строго питанья
режим соблюдать.
Без помощи вашей совсем бы засох.
Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?
Вредные привычки
Хозяин станции. Познакомьтесь, ребята, – это ученики Школы волшебства. (Представляет двух мальчиков, наряженных волшебниками.) Они осваивают знания по сотворению чудес, умения колдовства. Когда они стали учиться этому непростому делу, им пришлось изучить много волшебных книг, выучить волшебные слова и с их помощью научиться перемещаться из города в город, наблюдая жизнь людей и оказывая помощь нуждающимся. И в один чудесный летний день они приземлились в очень странном городе. Сейчас они сами расскажут об этом.
Волшебник 1. Город, в котором мы оказались, был сильно задымлен – так, что не видно было ближайших домов.
Волшебник 2. И жители в этом городе были странные: маленькие человечки болезненного вида, с желтыми зубами, ногтями, дурным запахом изо рта. Выглядели они, как маленькие старички. Как вы думаете, ребята, в какой город мы попали? Кого встретили?
Школьники отвечают.
Волшебник 1. Действительно, это был город заядлых курильщиков! Люди, живущие в нем, никогда не видели голубого неба и ясного солнца. Их закрывал густой табачный дым.
Волшебник 2. Через две минуты пребывания там мы почувствовали, что задыхаемся, от дыма появились кашель, насморк, слезы. Нам пришлось побыстрее улететь оттуда, но не можем же мы бросить жителей этого города и оставить их без нашей помощи. Мы решили обязательно расколдовать город!
Хозяин станции. А расколдовать его помогут лишь знания о вреде курения и табачного дыма. Ребята, давайте поучаствуем в этом добром деле вместе с волшебниками: расскажите, что знаете вы о вреде курения?
Участники делятся своими знаниями, а Хозяин станции и Волшебники их дополняют.
Физкульт-привет
Задача учащихся – провести известные им физкультминутки.
Если остается свободное время, у хозяина станции должны быть готовы 1–2 подвижные игры. Например, игра «Физкульт-привет».
Описание игры: ведущий с помощью считалочки выбирает двоих детей – две лягушки, которые встают в центре круга. Ведущий читает слова и показывает движения, все остальные дети, в том числе и лягушки, повторяют за ними.
Ведущий
На болоте две лягушки,
Две зеленые подружки,
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем вам шлем: «Физкульт-привет!»
Затем на счет «один-два-три» все бегут врассыпную, а лягушки догоняют. Те, кого догнали лягушки, встают на их место. Игра продолжается.
Чистота и порядок
Участники заходят в кабинет, в котором все разбросано: книжки, игрушки, одежда. Хозяин станции читает отрывок из стихотворения В. Коркина «Про неряху».
Хозяин станции
Шагает неряха по улице,
Солнышко тучкою хмурится.
Хмурятся люди. А птицы молчат –
Петь для неряхи они не хотят.
Вот положение! Просто беда.
Здесь мыло поможет, Поможет вода.
Я думаю, всем вам известно, что наш великий помощник в укреплении здоровья – личная гигиена. Но порядок должен быть во всем. В порядке мы должны содержать не только свое тело, но и дом, в котором мы живем. Посмотрите вокруг – везде беспорядок, вещи разбросаны. Нужно это исправить!
Ребята наводят порядок в комнате, все расставляют по местам.
Завершение праздника
Пройдя все станции, команды возвращаются в зал для подведения итогов. Называется и награждается команда-победитель. Кроме того, каждый из участников получает витаминку – символ здоровья.
Ведущий 1
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Ведущий 2
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
Каждый знает, что здоровье
В магазине не купить!











15