Классный час ко Дню инвалидов (1-2 класс)


Классный час в 1 «д» классе, посвящённый Международному Дню инвалидов, 2016 уч. год
Цель:
·Дать представление об "особом ребенке".
·Познакомить учащихся с проблемами детей-инвалидов.
·Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
·Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.
·Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийное оборудование, сердечек (по количеству детей), трафареты, ножницы.
Учитель: Как мы начинаем любую нашу встречу? Начинаем словом "Здравствуйте!". Все мы знаем, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращено.
Для человека очень важно здоровье. Здоровье - это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья. Если мы желаем здоровья другим – значит желаем его и себе.
Но всегда ли от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих людей?
Давайте вспомним сказку "Цветик - семицветик" Валентина Катаева. (Просмотр слайдов). Я буду задавать вопросы, а вы - будете отвечать на них.
- Сколько было у волшебного цветка лепестков?
- Помните волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).
- Почему отказался бегать с Женей мальчик на скамейке? (Потому что у него больные ноги и он передвигается с помощью костылей, мальчик- инвалид).
- К сожалению, есть немало людей на нашей планете, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или в результате перенесенной болезни, или травм, или с рождения. По другому их называют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Во всем мире отмечают День инвалида. Принято праздновать его 3 декабря. Постановила так Организация Объединенных Наций в 1992 году. В этот день привлекают внимание к проблемам инвалидов, к защите их прав и благополучия.
- Инвалиды -кто же это такие -? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей у нас в селе, в других местах? (Ответы) Да, таких людей много. Просто мы замечаем их не всегда. В нашем селе таких людей много. Это и дети, и взрослые.
Есть понятие в немецком языке "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы называем таких ребят "особые дети".
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли профессии опасные для здоровья, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)
Какие опасности подстерегают нас в жизни? (Ответы детей)
Балет, цирк все виды большого спорта, тоже очень травмоопасны.
-Нас подстерегают опасности: автомобили, кипяток, электричество, большая высота многоэтажек. Но люди часто не задумываются: перебегают дорогу на красный свет светофора или в неположенном месте, купаются в слишком холодной воде или в незнакомых местах, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.
В мире происходят катастрофы и аварии: авиакатастрофы, автокатастрофы, землетрясения, ураганы, пожары, аварии на заводах, наводнения и т. п.
После военных действий, вследствие ранений и контузий, тоже появляются инвалиды.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще могут лечить врачи.
Но иногда случается и так: малыш уже рождается нездоровым.
Практические упражнения
- Мы сегодня много говорим о здоровье. А здоровье - это движение. Давайте немного подвигаемся и мы. Пусть встанет 5 человек, закройте глаза и представьте себя в темной незнакомой комнате. Но будьте осторожны и внимательны, выполняя мои команды.
Команды: сделайте шаг вправо, шаг влево, шаг назад, два шага вперед, присесть, повернуться влево, еще раз повернуться влево, шаг назад, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.
Пожалуйста, не открывая глаз, ответьте куда вы пришли где находитесь? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.
Рефлексия:
Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Двигаясь с закрытыми глазами, что вы чувствовали? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).
Приглашаю 2 человека. На доске нарисуйте дом, с закрытыми глазами
Рефлексия:
О чем подумали? - Что почувствовали? Трудно ли было выполнять задания?
3. Вы все хотя бы раз сидели в зрительном зале в кинотеатре.
- Как вы думаете, люди, которые не видят глазами в зрительный зал могут прийти? (ответы детей) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они не смогут смотреть, а только слушать.
4. Предлагаю выполнить ещё одно задание «Закрытыми глазами принеси предмет»
- Кто-то один подойдите, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и с 3- ей полки возьмите книгу. Принеси её мне.
Рефлексия:
Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза? Что испытывали, при выполнении, этого задания?
Учитель: -Люди с проблемами зрения так чувствуют себя в нашей жизни.
-Могут ли слепые люди работать, как вы думаете? (ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи (выключатели крышки, розетки).
-Таким людям было бы намного комфортнее, надежнее с дружеской помощью, согласны ли вы? (ответы детей).
Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице их не окликнешь, они не слышат гудков автомобилей, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? Они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому им необходимо видеть лицо и руки собеседника.
Учитель: - Есть люди, у которых нет ноги или руки, или обеих рук и ног, или руки и ноги не слушаются человека. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться помощью посторонних людей. Представьте свое утро со связанными руками: как одеваться, умываться, завтракать?
Практические упражнения
5. Одно упражнение поможет почувствовать себя, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда. Ко мне подойдите 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы попробуйте надеть на себя пиджак с помощью одной руки.
6. Приглашаются 4 человека.
- Соберите ранец без помощи рук.
Рефлексия:
- Что хотелось сделать? Что испытывали?
Учитель: - А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
-Ребята мы с вами сегодня говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, как трудно порой жить людям инвалидам, выполняя различные задания, А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».
Не проходите мимо таких людей. Ведь помогая им, вы помогаете себе стать добрее, нужным для кого-то.
- Понравился ли вам наш урок? Узнали ли вы для себя, что-то новое?
Читаю стихотворение инвалида Сергея Ольгина.
С вами вера, надежда, любовь
Хоть каждый шаг дается нелегко нам
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!
Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской “Мы все приходим в этот мир…”
Спасибо за урок!