Интегрированный урок Мы и физики, и лирики


"Интегрированный урок (физика + литература) на тему: " Мы и физики, и лирики"
Кузубова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Милостивая Наталья Юрьевна, учитель физики и информатики
Разделы: Преподавание физики, Преподавание литературы
Цели:
развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
обучающая: умение писать сочинение-рассказ, умение решать задачи по теме: Движение. Законы Ньютона;
коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.
Ход урока
1. Учитель физики: «Один очень умный человек сказал: «Без физики нам не прожить!». Это значит, что во всех сферах жизнедеятельности человека мы сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме. Везде и всегда…
2. Учитель литературы: Казалось бы, ну какое отношение имеет физика к самой не физической области как лирика. Литература, поэзия, устное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики. Послушаем стихотворение Владимира СемиховаКак физику и лирику связать бы нам в одноКак физику и лирику связать бы нам в одноВедь миру же без разницы, ведь миру всё равноЧто так красиво по небу летит клин журавлейИ что подъемной силою их движется крыло. А как закат и солнца всход уж миллионы летТепло своё земле даёт и нам лучистый светПусть квантами зовут его учёные умыНо знаем, обладает он и свойствами волны. Как нежных чувств волна даёт душе тепло?Вдруг боль в груди прошла и стало хорошоИ разум твой неистово мечется в тишиИ в голове рождаются весёлые стихи. А время бесконечное, когда тоска и грусть Становится мгновением, как только я влюблюсь И сердца ритм без устали отмеривает мигКогда оргазма страстного раздастся нежный крик. Ну, как нам красоту полей, лесов и рек!И красоту дождя и белый, нежный снег!И снежных гор – великое творенье!И птицы в небо вечное стремление!Одной нам формулой связать? Ну, как?! Человеческой душе подвластна – вечность!Формулой ты не опишешь бесконечностьТех образов, что нам приносят чувстваКогда рождаются произведения искусства!
3. Учитель физики: сегодня на уроке мы вспомним механические явления: кинематику, динамику.
Но вспоминать ее мы будем необычно, а с помощью литературного материала.
4. Учитель литературы: Обратимся к пословицам и поговоркам.
5. Учитель физики: Послушаем пословицы и ответим на вопросы:
О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говорится?
Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?
В чем житейский смысл этой пословицы?
(Вопросы написаны для памятки на доске)
А. И так первая группа половиц.
Посмотри сквозь перила моста и ты увидишь, как мост плывет по неподвижной воде. (китайская)  
Не узнать скорость лодки, не сравнив ее со скоростью другой). (тагальскаяЗемля вертится, и мы с ней вместе. (сербская)
(относительность движения)
Б.
Нет такого человека, который хоть раз не поскользнулся бы на льду. (осетинская)
Без мыла а душу лезет. (русская)
Пошло дело как по маслу. (русская)
Из навощенной нити трудно плести сеть. (корейская)
Угря в руках не удержишь. (французская)
Не подмажешь, не поедешь. (французская)
Что кругло – легко крутится. (японская)
Ловкий человек и на корке дыни не поскользнется. (персидская)
Несмазанное колесо ось перетрет. (узбекская)
(Сила трения)
В.
Как бы ни старался водопад течь вверх, он все равно будет извергаться вниз. (китайская)
На полугорье воз не останавливают. (русская)
Брошенный вверх камень на твою же голову упадет. (монгольская)
Что тратишь, поднимаясь в гору, вернешь на спуске. (финская)
(Закон притяжения)
С.
Большая мельница малой водой не вертится. (дигорская)
Камень, скатившийся с горы, в яме останавливается. (осетинская)
Сильная река и вверх течет (осетинская)
Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать. (древнеиндийская)
И маленький камень воз опрокинет (финская)
(Сложение сил) 
Кто не мог поднять конец бревна, взялся за середку. (осетинская)
Легким молоточкам гвоздь не разбить. (корейская)
И малым камнем большой разбивают. (монгольская)
(Инерция)
6. Учитель литературы: Окружающий мир, знания полученные в школе проявляют себя и у поэтов. Вот послушайте некоторые стихи.
Ю.П. КузнецовОтцепленный вагон.Только поезд пройдет вдоль разъезда,Нам покажется – мы не стоим,А безмолвно срываемся с места.
Какой физический принцип иллюстрирует этот отрывок? 
А.С. ПушкинПодражание КорануЗемля недвижна; неба своды,Творец, поддержаны тобой,Да не падут на сушь и водыИ не подавят нас с тобой.
Что с точки зрения физики неверно в поэтическом фрагменте.
А.С. ГрибоедовГоре от ума.Чацкий:Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,Верст больше семисот пронесся,  – Ветер, буря…
С кассой скоростью ехал Чацкий? (Верста – 1,0668 км)
Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде.Бедный попПодставил лоб:С первого щелчка Прыгнул до потолка…
Оцените, с какой скоростью прыгнул «бедный поп» вверх.
Исцеление Ильи Муромца(былина) – Я ведь слышу-то силушку в себе великую;Кабы было кольцо в матушке сырой земле,Я бы взял-то я сам бы единой рукой,Поворотил бы всю матушку сыру землю.
Как вы считаете, смог бы Илья Муромец выполнить обещанное?
А.С. ПушкинЕвгений ОнегинБлистает речка, льдом одета.Мальчишек радостный народКоньками звучно режет лед…
Почему коньки хорошо скользят по льду ?7. Учитель физики В сказках тоже многое связано с физикой. Вот вам некоторые примеры:
А. «Рукавичка» (украинская народная сказка)
Вопросы:
Какое движение совершила мышка, прыгнув?
Есть ли у нее ускорение в изображенный момент, когда она «зависла» в воздухе?
Каким будет движение мышки в следующее мгновение?
Б. «Репка» (русская народная сказка)
Вопросы:
Выберите оси координат и запишите второй закон Ньютона применительно у репке.
Каким будет это уравнение, если репка сохраняет состояние покоя?
При каком условии репка получит ускорение?
В. «Колобок» ( русская народная сказка)
Какие законы и понятия физики можно проиллюстрировать этой сказкой? (Свободное падение, качение, безразличное равновесие, превращение энергии)
8. Учитель литературы Мы работали с литературным материалом, который является классическим. А сейчас попробуем себя в качестве авторов сказок, да не просто сказок, а физических!
9. Чтение авторских сказок.
Использованная литература:
«Использование на занятиях физики фольклора разных народов» М.С. Слепцова  – «Физика в школе» №6, 1993.
Задачи по физике с использованием стихотворных текстов – приложение к газете «1 сентября» «Физика» №43, 1994.
«Пословицы как качественные задачи по физике» С.А. Тихомирова – «Физика в школе» №4, 2000.