Профориентация как фактор социальной адаптации лиц, имеющих нарушения слуха.

Профориентация как фактор социальной адаптации лиц,
имеющих нарушения слуха.

В нашей стране в последнее время большое внимание уделяется образованию молодежи, ее профессиональным стремлениям. Государство стремится создать все условия для того, чтобы школьник сделал правильный, осознанный выбор профессии и в дальнейшем не пожалел об этом. И если обычный, здоровый ребенок может достаточно легко найти свое место в жизни, то детям с ограниченными возможностями сделать это значительно труднее.
Ежегодно в России растёт количество детей-инвалидов, в том числе детей с врождённой или приобретенной глухотой или тугоухостью. Для таких выпускников сильно ограничена возможность выбора профессии.  Даже имея льготы при поступлении  в специальные учебные заведения, многие из детей с нарушением слуха  не стремятся получить образования, просто не понимая, зачем им это нужно. Те же, кто продолжает учиться  дальше, будучи неуверенными в своих силах, зачастую поступают и идут работать не туда, куда хочется, а куда возьмут.
Поэтому один из самых сложных и важных вопросов для семей, воспитывающих ребенка с нарушением слуха, является социальная адаптация в обществе.
В самом общем виде под социальной адаптацией понимают - процесс активного приспособления индивида или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды.
Эти дети нуждаются в ранней реабилитации, ведь чем быстрее начат процесс коррекционного воспитания и образования, тем выше в последствии интеграционные возможности глухих и слабослышащих детей.
В настоящее время возможность получения профессионального образования зависит не только от физического состояния (диагноза), степени развития словесной речи, уровня школьного образования, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
На наш взгляд для того, чтобы сформировать у детей, имеющих нарушение слуха, правильное понятие о своей будущей профессии, необходимо наравне с проведением консультаций, тренингов и тестирования, воспитанникам показать реально где и как они смогут получить профессию, а затем кем работать.
Профориентационная работа в специальных (коррекционных) школах должна вестись на протяжении всего образовательного процесса, с упором на выпускные классы.
С этой целью нами была разработана профориентационная программа «Мой выбор». Данная программа направлена на воспитанников 9-11 классов. Основной целью является создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом ситуации на региональном рынке труда.
На наш взгляд наш проект поможет выпускникам:
сформировать представление о мире профессий;
на примере успешных компаний ознакомиться с работой современного бизнеса;
определиться с выбором будущей специальности;
пробудить интерес стать профессионалами.
Для успешной реализации нашей программы необходимо привлечь внимание государства к данной проблеме, региональных властей, бизнес структур, а самое главное родителей.
Ведь как показали результаты проведенного тестирования родителей воспитанников выпускных классов нашей школы: большинство родителей не владеют информацией об учебных заведениях, где могут продолжить образование их дети; родители предполагают, что они будут учиться в среднеспециальных и высших учебных заведениях.
Безусловно, выбор профессии остается за выпускниками и их родителями, однако школа должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.
Список использованной литературы
Профориентация старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972;
Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал. - 1997. - № 1/2.

15