Программа по сопровождению приемных семей Рука помощи


Представление программы по сопровождению приемных (замещающих) семей «Рука помощи»
Программа предназначена для замещающих семей и приемных (опекаемых) детей.
Цель - оказание помощи в создании благоприятных условий для полноценного развития ребенка в замещающей семье путем создания действенной системы сопровождения приемной семьи.
Задачи:
Пропагандировать семейные формы устройства детей.
Увеличить количество детей, переданных на семейные формы устройства.
Проводить комплекс мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
Осуществлять психолого-педагогическую диагностику для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
Осуществлять разнообразные формы индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
Осуществлять информационную поддержку учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также правовое консультирование.
Срок реализации: 1 год (по необходимости замещающая семья может продлить срок договора).
Мониторинг проживания ребенка в семье и эффективности замещающей заботы осуществляется в ходе визитов специалистов в  замещающие семьи, бесед с членами замещающих семей, диагностических мероприятий с членами замещающих семей, бесед с педагогами общеобразовательных и дошкольных учреждений.
Первый контакт с семьей должен быть не позднее 1 месяца с момента приема ребенка в семью, следующий через 3 месяца, последующие – через 6 месяцев.
Это позволяет своевременно выявить существующие потребности и трудности замещающей семьи, ее социально-психологическое благополучия или неблагополучие, определить необходимость помощи специалистов; провести контроль результативности процесса сопровождения, а также оказать адресную помощь конкретной семье и определить ее специфику.
Мониторинг проживания ребенка в семье специалистами производится коллегиально с целью оценки следующих параметров:
а) обеспечение потребностей ребенка:
б) способность замещающего родителя обеспечить потребности ребенка:
в) факторы семьи и социального окружения:
Все полученные в ходе изучения семьи результаты отмечаются в отчете о результатах обследования условий жизни и воспитания ребенка, воспитывающегося в замещающей семье.
Проводится консультативная работа с родителями.
Этапы реализации Программы.
I этап: предварительный – 1-2 месяца.
Цель: знакомство с приемной семьей, выявление проблемы и причин ее возникновения.
Задачи:
Заполнение необходимую документацию о приемной семье.
Выявить проблему.
На данном этапе происходит знакомство с семьей и выявление трудностей, которые в ней возникли с помощью различных форм: первичная беседа, наблюдение, анкетирование, интервью.
Приемные родители заполняют всю необходимую документацию, а именно: заявление на обслуживание (заявление на отказ от обслуживания) Службой сопровождения, договор о сопровождении семьи, дополнительное соглашение к договору, согласие на обработку персональных данных, согласие на оказание социально-психолого-педагогических услуг, карту приемной семьи.
Социальный педагог заполняет акт обследование жилищно-бытовых условий, педагог-психолог - протокол наблюдения за поведением ребенка».
II этап: консультативно-диагностический – 3-4 месяца.
Цель: выбор и реализация комплекса диагностических методик с целью подготовки и распространения качественной и достоверной информации по вопросам воспитания конкретного ребенка в замещающей семье. 
Задачи:
Составить план диагностической программы психодиагностического обследования.
Провести диагностику взрослых (замещающих родителей) на выявление особенностей взаимоотношений с детьми и определение стиля семейного воспитания.
Изучить познавательные, мотивационные, эмоционально-волевые, психодинамические и характерологические особенностей детей, а также особенностей внутрисемейных отношений.
Составить психолого-педагогические заключения по результатам диагностирования.
Взаимодействие с ОО, которые посещают дети, и иными учреждениями, с целью сбора дополнительной информации о ребенке.
Оказать консультацию, составить рекомендации.
Сообщить родителям о результатах психолого-педагогического заключения.
III этап: коррекционный – 4-5 месяцев.
Цель: поиск путей по профилактике, коррекции трудностей.
Задачи:
Выбрать формы, методы для дальнейшей работы по случаю.
Провести ряд мероприятий по профилактике, коррекции выявленных проблем.
Анализ проделанной работы.
Дать необходимые рекомендации.
На данном этапе проводится диагностическая работа с замещающими родителями и приемным ребенком. Составляются психолого-педагогические заключения на испытуемых, даются рекомендации, при необходимости проводится коррекционная и профилактическая работа в различных формах (беседа, психодиагностические упражнения, сказкотерапия, песочная терапия и тому подобное).
IV этап: аналитический – 1 месяц.
Цель: проведение мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения и адаптации ребенка в замещающей семье.
Задачи:
Составить анализа работы.
Ожидаемые результаты
по этапам реализации Программы
Предварительный этап: получение общего представление о приемной семье, о ребенке, который в ней воспитывается и о предположительных трудностях.
Диагностический этап: получение необходимой информации о познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых, психодинамических и характерологических особенностей детей, а также особенностей внутрисемейных отношений, стиле воспитания.
Консультативный этап: получение родителями информации по результатам психолого-педагогического обследования и выборе специалистами необходимых форм и методов работы.
Коррекционный этап: проведение необходимых мероприятий по профилактике, коррекции трудностей, выдача рекомендаций.
Аналитический этап: сравнить анализ результатов сопровождения.
Основные направления работы по сопровождению.
Основные и наиболее важные направления по сопровождению замещающих семей следующие:
Социально-правовая помощь.
Включает консультирование семьи по социально-правовым вопросам и содействие в их разрешении, в частности:
• консультирование по вопросам прав и обязанностей опекуна (попечителя), приёмного родителя, усыновителя;
• консультирование по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье;
• содействие в защите прав и интересов ребёнка, с учётом его правового статуса, в частности, при решении жилищных вопросов, оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п.
Психологическая помощь
Включает такие направления работы, как:
• помощь ребёнку в преодолении имеющихся эмоциональных и поведенческих трудностей;
• помощь ребёнку в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);
• помощь ребёнку в преодолении личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей);
• консультирование родителей по поводу эмоциональных, поведенческих и других психологических трудностей ребёнка;
• консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей;
• помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей и осознании своего опыта, который оказывает негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка;
• содействие пониманию родителями потребностей ребёнка;
• развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;
• психологическая поддержка замещающих родителей;
• помощь в разрешении семейных конфликтов и другое.
Педагогическая помощь
Включает:
• помощь в усвоении школьной программы;
• организация досуга.
Медицинская помощь
Консультирование приемных семей по медицинским вопросам, в том числе:
- о наиболее часто встречающихся формулировках диагнозов детей, их характеристиках;
- о влиянии генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка; об эмоциональных/поведенческих расстройствах (типы, проявления, работа с ними);
- о детских заболеваниях, их профилактике;
- о детской гигиене и санитарии, здоровом образе жизни;
- об оказании первой доврачебной помощи и тому подобное.
Юридическая помощь.
- Оказание консультативной помощи замещающих семей по вопросам, касающиеся детей, оставшиеся без попечения родителей (жилье, льготы и тому подобное).
Принципы программы:
- принцип приоритетности интересов ребенка и соблюдения его прав;
- принцип природосообразности, предполагающий учет  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; знание зон ближайшего развития, определения возможностей, уважения уникальности и своеобразия каждого конкретного ребенка;
-  принцип единства и целостности, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности приемного ребенка, обеспечение взаимной компенсации и взаимодополнения;
- принцип системности в организации жизнедеятельности детей и замещающих семей;
- принцип ценностного подхода;
- принцип сотрудничества и открытости, взаимное согласие и солидарность всех участников программы в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения;
- принцип целесообразности, актуальные подходы к работе с замещающей семьей;
- принцип последовательности и преемственности в соблюдении этапов оказания помощи семье;
- принцип соблюдения конфиденциальности.
- принцип повышение роли органов местного самоуправления. 
Индивидуальная Программа сопровождения приемной (замещающей) семьи
Раздел 1.
Сведения о воспитаннике.
Сведения о законном представителе (опекуне (попечителе), приемном родителе).
Актуальные проблемы:
Ребенка
Семьи
Цель программы.
Ожидаемые результаты.
Раздел 2.
Реализация программы индивидуального сопровождения семьи.
Предварительная работа
Специалисты.
Формы и методы работы.
Диагностическая работа.
Специалисты.
Формы и методы работы.
Консультативная, профилактическая работа.
Специалисты.
Формы и методы работы.
Коррекционно-развивающая работа.
Специалисты.
Формы и методы работы.
Эффективность проведенной работы (результат).
Рекомендации специалистам, работающим с ребёнком.
Рекомендации приемным родителям.