Рабочая программа по английскому языку 10 класс УМК В.П. Кузовлев


Пояснительная записка.
Рабочая программа по английскому языку для 10 класса соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:
Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.
Примерные программы по иностранным языкам. Английский язык.// Сборник нормативных документов. Иностранный язык/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.- С.92-112.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам, выдерживая инвариантную (обязательную) часть учебного курса, и предлагает собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и навыков, что соответствует вариативной составляющей содержания образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования из расчета 3-х учебных часов в неделю в 10-11 классах. Данная рабочая программа включает в себя обязательный минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ среднего общего образования по иностранным языкам и предоставляет учащимся возможность освоить учебный материал курса на базовом уровне, что соответствует 102 часам в год (3 часа в неделю).
Изучение в старшей школе иностранного языка в целом и английского в частности
на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме) ; умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение
новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
• развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Данная рабочая программа разработана с целью развития у учащихся учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу, ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, выделять ее из различных источников; а также развитие специальных учебных умений: использовать выборочный перевод для достижения понимания текста; интерпретировать языковые средства, отражающие особенности культуры англоязычных стран; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера, в том числе с использованием интернет.
Согласно требованиям федерального компонента государственного стандарта, предметное содержание речи для 10-11 класса включает в себя такие темы, как:
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем, самочувствие, медицинские услуги. (50 часов).
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по
своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс. (90 часов).
Учебно-трудовая сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжение образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире. (50 часов).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В 10-М КЛАССЕ
Обучение иностранному языку (английскому) в старшей школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в основной школе. К моменту окончания основной школы учащиеся достигают допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения английским языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образование на старшей ступени в полной средней школе, используя английский язык как инструмент общения и познания. В 8-9 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения иноязычных проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет на старшей ступени выполнять иноязычные проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию иноязычных Интернет-ресурсов для социокультурного освоения современного мира и социальной адаптации в нем.
Диалогическая речь
В 10 классе при совершенствуются умения участвовать в диалогах этикетного характера,
диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развиваются умения:
• участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему,
• осуществлять запрос информации,
• обращаться за разъяснениями,
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Совершенствуются умения устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развиваются умения:
• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,
• кратко передавать содержание полученной информации;
• рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания 12-15 фраз.
АудированиеУделяется внимание дальнейшему развитию понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания до 3х минут:
- понимания основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
- выборочного понимания необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развиваются умения:
• отделять главную информацию от второстепенной;
• выявлять наиболее значимые факты;
• определять свое отношение к ним, извлекать из аудио текста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Происходит дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
- изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
- просмотрового/поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развиваются умения:
• выделять основные факты;
• отделять главную информацию от второстепенной;
• предвосхищать возможные события/факты;
• раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
• понимать аргументацию;
• извлекать необходимую/интересующую информацию;
• определять свое отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развиваются умения писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развиваются умения: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.
КОМПЕНСАТОРНЫЕ УМЕНИЯ предусматривают совершенствование следующих умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски); игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения; мимику, жесты.
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ направлены на дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный (толковый) словари и другую справочную литературу, в том числе лингвострановедческую, ориентироваться в письменном и аудиотексте на английском языке, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на английском языке; развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на английском языке.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счет углубления:
• социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые
могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
• межпредметных знаний о культурном наследии страны/стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в ней / них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях стран.
Дальнейшее развитие социокультурных умений предусматривает использование:
• необходимых языковых средств для выражения мнений (согласия/несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;
• необходимых языковых средств, с помощью которых возможно представить родную страну и культуру в иноязычной среде, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения;
• формулы речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
В старшей школе осуществляется систематизация языковых знаний школьников, полученных в основной школе, продолжается овладение учащимися новыми языковыми
знаниями и навыками в соответствии с требованиями базового уровня владения английским языком:
-совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к
новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня;
-совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, навыков правильного произношения; соблюдение ударения и интонации в английских словах и фразах; ритмико-интонационных навыков оформления различных типов предложений;
-систематизация лексических единиц, изученных во 2-9 или в 5-9 классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Лексический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексических единиц;
-расширение потенциального словаря за счет овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов и новых слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования;
-развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры англоязычных стран; навыков использования словарей;
-продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе:
1.Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения; систематизация знаний о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, в том числе условных предложениях с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных: Conditional I, II ,III.
2.Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией “I wish…” (I wish I had my own room), конструкцией “so/such + that”
( I was so busy that forgot to phone to my parents), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did smth.
3.Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их эквивалентов.
4.Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple Passive,
Present Perfect Passive.
5.Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive, Future Perfect Passive; неличных форм глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций.
6.Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous.
7.Совершенствование навыков употребления определенного / неопределенного / нулевого артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе ( в том числе исключения). Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a few, little/ a little); количественных и порядковых числительных.
8.Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги, во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например, наречий (firstly, finally , at last, in the end, however, etc.).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать
• значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
• значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенный вопрос, побуждение и др., согласование времен);
• страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный
опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;
уметь
говорение
• вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
• рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;
аудирование• относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
чтение
• читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-
популярные, прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
• писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
• получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
• расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
• изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Образовательный минимум содержания обучения
№ раздела (юнита) Название темы Количество часов Содержание
1. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности How different the World is ? 23 Разные ландшафты - разные страны. Артикли с географическими названиями. Как географическое положение влияет на жизнь людей? Америка, Австралия. Как понять таинственных иностранцев. Мнения о русских. Знаешь ли ты...? В гостях хорошо, а дома лучше. Идеальное место. Подскажите ...., пожалуйста? Лучший из возможных миров.
2. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности
Мир профессий. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее
Western Democracies. Are they Democratic? 14
10 Парламентская демократия. Как она работает? Основы парламентского государства. Сколько власти у президента США? Основы президентской республики. К какой политической системе принадлежит Россия? Кто имеет больше прав? Должен ли политик быть добрым? Политики средневековья. Кто бы мог подумать? Достопримечательности разных стран.
Мир профессий. Нужно ли высшее образование чтобы быть успешным в политике? Ты хороший законодатель? Твое представление о будущей профессии. Ты уже сделал свой выбор? Самые популярные профессии среди подростков. Делятся ли профессии на традиционно женские и мужские?
3. Молодежь в современном обществе. Досуг
молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.
Общение в семье и в школе,
межличностные отношения с друзьями и знакомыми
What is Hot with the Young Generation? 15
10 Как подростки выражают свою индивидуальность? Субкультуры и музыкальные направления. Различные политические и благотворительные организации. Почему подростки вступают в группы? Музыкальные фестивали. Что твои родители могут рассказать о своей молодости? Похожи ли подростки России на подростков других стран? Молодежные течения. Какую музыку выбирают подростки? Вся ли молодежь плохая? Молодежная преступность. Клубы - популярные у молодежи места. Ваши представления о идеальной молодежной группе?
4. Молодежь в современном обществе. Досуг
молодежи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам Is it easy to be Young?
Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Возможности продолжение образования в высшей школе. 15
15 Какие права есть у меня? Конвенция о правах ребенка. Ты совершеннолетний? Возрастные ограничения. Молодые люди - старые проблемы? Проблемы подростков. Ходить ли на свидания? Взаимоотношения девушек и юношей. Подростковые годы - приносят ли они удачу? Есть на что пожаловаться? Речевой этикет. Подростковый суд.
Проблемы подростков в выборе профессии. Система высшего образования разных стран. Я хотел бы знать если ..? Где учиться лучше? Как стать успешным? Воплоти свои мечты в жизнь. Наши планы и намерения. Какую сферу деятельности выбрать?
ИТОГО 102 Календарно-тематическое поурочное планирование.
Порядковый номер и название урока Ученик должен знать(основные термины и понятия темы), уметь Предметное содержание речи; социокультурное содержание Речевой материалЧтение АудированиеГоворение Письмо Цикл 1 “How Different the World Is?” (Как разнообразен мир)
1
1. Different Landscapes – Different Countries.
Разные ландшафты - разные страны
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах,
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, РЕПОРТАЖЕЙ, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; ПРЕДВОСХИЩАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ/ФАКТЫ
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
Орфография
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Произносительная сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом."
"Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с особенностями географического положения Америки, Великобритании, Австралии и России. лексический: desert, plain, coast, hill, forest, ocean, unique, useless, huge, flat, extensive, deep, vast, mountainous, wood, range, prairie, canyon, outback, drought, flood; грамматический: артикль с географическими названиями
упр.1 1); 2 1), 2) лексический: desert, plain, coast, hill, forest, ocean, unique, useless, huge, flat, extensive, deep, vast, mountainous, wood, range, prairie, canyon, outback, drought, flood; грамматический: артикль с географическими названиями
упр.2 1) лексический: desert, plain, coast, hill, forest, ocean, unique, useless, huge, flat, extensive, deep, vast, mountainous
упр.1 2
Артикли с географическими названиями упр.2 3) упр.2 4) (AB ex.1); 3 1) (AB ex.2) упр.3 3) упр.3 1) (AB ex.2) 3
How Does the Geographical Position Influence the People’s Lives?
Как географическое положение влияет на жизнь людей?
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с тем как особенности географического положения влияют на жизнь людей в Америке, Великобритании, Австралии и России, знакомство с такими понятиями и реалиями, как the Flying Doctor Service, Canadian Flag, Australian Coat of Arms. лексический: fertile, to cut off; грамматический: выражения и союзы для описания причинно-следственных связей because, thanks to (the fact that), due to (the fact that), so, that’s why
упр.1; 2; 3 грамматический: выражения и союзы для описания причинно-следственных связей because, thanks to (the fact that), due to (the fact that), so, that’s why 4
Америка, Австралия. упр.4; 5; 6 5
Reading Section.
How to Understand Those Mystifying Foreigners.
Как понять таинственных иностранцев.
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом.
", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с образом жизни и чертами характера американцев, британцев, знакомство с мнениями иностранцев о России и русских людях, знакомство с такими понятиями и реалиями, как стереотип, the frontier, the old World, the New лексический: patience, tough, self-reliant, self-confidence, predictability, submission, mobility, cautiousness, compromise, frontier, community, ability
упр.1 1); 2 1) упр.1 3); 2 2) 6
Мнения о русских. упр.3; 4 1) упр.4 2), 3), 4) 7
Повторение упр.5 2); 6; 7; 8 8
3. Do You Know…?
Знаешь ли ты...?
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с прозвищами некоторых штатов США, знакомство с особенностями речевого этикета в странах изучаемого языка (форма вежливого вопроса), такими понятиями и реалиями, как cockney, package tour. грамматический: структура косвенного вопроса (Indirect question): do you know…? Could you tell me…, please
упр.1 2); 2 грамматический: структура косвенного вопроса (Indirect question): do you know…? Could you tell me…, please
упр.1 1) грамматический: структура косвенного вопроса (Indirect question): do you know…? Could you tell me…, please
упр.2; 3 1) 9
Повторение упр.4 упр.3 2); 4; 5 (AB ex.5) упр.6 10
East or West – Home Is Best?
В гостях хорошо, а дома лучше.
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с высказываниями британских и американских подростков о том, где они хотели бы жить. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 1); 2; 3 Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 1); 2; 3 Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 2), 3) 11
Идеальное место. упр.4 2), 3); 5 2); 6; 7 упр.5 1) 12
Could You Tell Me…, Please?
Подскажите ...., пожалуйста?
Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с таким понятием, как формальный, неформальный и нейтральный стиль речи. Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking for information (neutral: Can / Could you tell me, …, please?; formal: I wonder if you could tell me, … I should be interested to know …; informal: Do you happen to know …? (Got) Any idea …? etc.
упр.1 2); 2; 3 1) Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking for information (neutral: Can / Could you tell me, …, please?; formal: I wonder if you could tell me, … I should be interested to know …; informal: Do you happen to know …? (Got) Any idea …? etc.
упр.1 1), 4) Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking for information (neutral: Can / Could you tell me, …, please?; formal: I wonder if you could tell me, … I should be interested to know …; informal: Do you happen to know …? (Got) Any idea …? etc.
упр.1 3); 3 3) 13
Повторение упр.4; 5 14
C o n s o l i d a t i o n l e s s o n* (AB p.14) Урок - обобщения изученного материала в разделе.
15
Р е з е р в н ы й у р о к
16
Russian national character.
Русский национальный характер Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола.
Социокультурные знания и умения
Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с таким понятием, как "русский национальный характер" Лексический: упр. 4 1) с.16.
Косвенная речь, общие вопросы в косвенной речи упр.8 с.113 (АВ) Упр. 4 (2,3,4) с.16 17
The Best of All Possible Worlds. Развитие речевых умений (скрытый контроль уровня сформированности речевых умений). Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом", "Жизнь в городе и сельской местности»; факты родной культуры в сопоставлении их с фактами культуры стран изучаемого языка. Project 1. The Influence of Geography on People and Their Lifestyles.
Project 2. The Best of All Possible Worlds.
Project 3. Welcome to Russia.
18
Лучший из возможных миров.
Защита проекта. 19
Preparation for Testing.
Повторение изученного.
Контроль основных навыков и умений, над которыми велась работа в данном цикле уроков (контроль умения учащихся самостоятельно оценивать себя в разных видах речевой деятельности). Тема: «Страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности, достопримечательности. Путешествия по своей стране и за рубежом" "Жизнь в городе и сельской местности»; знакомство с системой национальных парков и некоторыми достопримечательностями США, знакомство с понятием «глобальное потепление». Речевой материал предыдущих уроков
упр.2. Reading Comprehension; 7. New words and expressions from Unit 1. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1. Listening Comprehension Речевой материал предыдущих уроков
упр.4. Speaking упр.3. Use of English (Grammar / Vocabulary); 5. Cultural Awareness; 6. Writing; 8. Self-Assessment 20
Контрольный тест. 21. Корректировка знаний обучающихся
22
Обобщение изученного в разделе.
23
Викторина "Географическое положение, жизнь в городе и сельской местности Британии"
Цикл 2 “Western Democracies. Are They Democratic?”(Западная демократия)
24
. Parliamentary Democracy. How Does It Work?
Парламентская демократия. Как она работает?
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, ДЕЛАЯ ВЫВОДЫ; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания
- выборочного понимания необходимой информации в прагматических текстах (рекламе, объявлениях);
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- изучающего чтения - с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; ПРЕДВОСХИЩАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ/ФАКТЫ; раскрывать причинно-следственные связи.
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: между фактами;
рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с основами парламентского государства, с конституционной монархией, знакомство с такими реалиями и понятиями, как the House of Commons, the House of Lords, the Official Opposition, the Shadow Cabinet,. лексический: to represent, a representative, representative, an assent, majority, to determine, to revise, to delay, to examine, to vote, to draft, to sign, to rule, to oppose, ceremonial, to challenge, to approve, the legislative branch, the executive branch, a bill, a parliament, a minister, a department, a constitution, a prime minister, to coordinate, to control, a law, a politician
упр.1; 2; 3 2) лексический: to represent, a representative, representative, an assent, majority, to determine, to revise, to delay, to examine, to vote, to draft, to sign, to rule, to oppose, ceremonial, to challenge, to approve, the legislative branch, the executive branch, a bill, a parliament, a minister, a department, a constitution, a prime minister, to coordinate, to control, a law, a politician лексический: to represent, a representative, representative, an assent, majority, to determine, to revise, to delay, to examine, to vote, to draft, to sign, to rule, to oppose, ceremonial, to challenge, to approve, the legislative branch, the executive branch, a bill, a parliament, a minister, a department, a constitution, a prime minister, to coordinate, to control, a law, a politician
упр.1; 3 1) 25
Основы парламентского государства. упр.3 7) упр.3 8) упр.3 4) упр.3 5) (AB ex.1), 6) (AB ex.2) 26
How Much Power Does the US President Have?
Сколько власти у президента США?
Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с основами президентской республики, знакомство с такими реалиями и понятиями, как the House of Representatives, the Senate, Congress, , the Supreme Court, “checks and balances”. лексический: an administration, the judicial branch, to declare, to pass over, to veto, unconstitutional, a secretary, to propose, to dispose, extremes, to be separate from
упр.1 2), 3) лексический: an administration, the judicial branch, to declare, to pass over, to veto, unconstitutional, a secretary, to propose, to dispose, extremes, to be separate from
упр.1 4) лексический: an administration, the judicial branch, to declare, to pass over, to veto, unconstitutional, a secretary
упр.1 1), 3) 27
Основы президентской республики. упр.2 1), 2), 5) упр.2 2), 3), 4), 6), 7)*, 8); 3 1) Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с политическим устройством Российской Федерации. лексический: to guarantee, to dissolve, a council, a deputy, an assembly, a chairman, basic
упр.1 3), 4) лексический: to guarantee, to dissolve, a council, a deputy, an assembly, a chairman, basic
упр.1 8) лексический: to guarantee, to dissolve, a council, a deputy, an assembly, a chairman, basic
упр.1 1), 2), 5), 6), 7) 28
What Political System Does Russia Belong to?
К какой политической системе принадлежит Россия? 29
Reading Section.
Who Is More Equal?
Кто имеет больше прав?
Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с отрывком из книги Дж. Орвелла Animal Farm. лексический: to reveal, to reduce, a commandment, unalterable, equal, an agreement, by heart, an enemy, order, xenophobia, slavery, war, peace, hatred, mutual, lie, a sheet, a cause, to excess; грамматический: модальный глагол shall
упр.1 1), 2), 3), 6) упр.1 4), 5), 6), 7)* 30
Чтение отрывка из книги Дж. Орвеллаупр.2 1), 2) упр.2 3) 31
Must a Politician Be Kind?
Политик. Какой он? Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с информацией об известном политике средневековья Николо Макиавелли. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 1), 2) Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 4) 32
Должен ли политик быть добрым?
упр.2 1) упр.2 2); 3 упр.5 1), 3) упр.5 2), 4) 33
Политики средневековья.
Повторение. 34 . Who‘d Have Thought It?
Кто бы мог подумать?
Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking if someone knows about sth (Know anything about…? Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking if someone knows about sth (Know anything Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: asking if someone knows about sth (Know 35
Достопримечательности разных стран.
знакомство с некоторыми достопримечательностями стран изучаемого языка. Have you heard about…?); saying that someone knows about sth (Yes, I do know about it.); expressing admiration (I am so happy. Just fancy! I’m full of impressions. It’s terrific.); expressing surprise (That’s really surprising. You’re kidding, you must be joking.)
упр.1 1), 2), 3) 4) about…? Have you heard about…?); saying that someone knows about sth (Yes, I do know about it.); expressing admiration (I am so happy. Just fancy! I’m full of impressions. It’s terrific.); expressing surprise (That’s really surprising. You’re kidding, you must be joking.)
упр.1 1) anything about…? Have you heard about…?); saying that someone knows about sth (Yes, I do know about it.); expressing admiration (I am so happy. Just fancy! I’m full of impressions. It’s terrific.); expressing surprise (That’s really surprising. You’re kidding, you must be joking.) упр.2 упр.3 2) упр.2; 3 36
Мир профессий в политике.
Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии». Речевой материал предыдущих уроков;
Речевой материал предыдущих уроков;
Речевой материал предыдущих уроков;
37
Нужно ли высшее образование чтобы быть успешным в политике?
38
6. Are You a Good Lawmaker?
А ты хороший законодатель?
Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии» Речевой материал предыдущих уроков;
Речевой материал предыдущих уроков;
Развитие речевых умений (скрытый контроль уровня сформированности речевых умений). Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; факты родной культуры в сопоставлении их с фактами культуры стран изучаемого языка. Project: An Ideal State, as I Understand It.
39
Защита проектов. 40
7. Preparation for Testing.
Повторение. Контроль основных навыков и умений, над которыми велась работа в данном цикле уроков (контроль умения учащихся самостоятельно оценивать себя в разных видах речевой деятельности). Тема: «Родная страна и страны изучаемого языка: особенности их политического устройства»; знакомство с политической системой Новой Зеландии. Речевой материал предыдущих уроков
упр.2. Reading Comprehension; 7. New words and expressions from Unit 2. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1. Listening Comprehension Речевой материал предыдущих уроков
упр.3. Speaking упр.4. Writing; 5. Use of English (Grammar / Vocabulary); 6. Cultural Awareness; 8. Self-Assessment 41
Контрольный тест. 42
Твое представление о будущей профессии
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
Развитие соответствующих лексических навыков.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке.
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии»; знакомство со статистикой о популярности различных профессий среди подростков в странах изучаемого языка и в России, с понятиями IT, CV.
лексический: achievement, to allow, to belong (to), communication (skills), co-operative, employment, to go on (to), initiative, IT, key (skills), management, (to do) qualifications, a quality, to require, a salary, self-motivated, (un)skilled, a manager;
грамматический: (для повторения) двойные союзы (both …and, either …or, neither …nor), словообразование (суффиксы прилагательных и существительных, конверсия) лексический: achievement, to allow, to belong (to), communication (skills), co-operative, employment, to go on (to), initiative, IT, key (skills), management, (to do) qualifications, a quality, to require, a salary, self-motivated, (un)skilled, a manager;
грамматический: (для повторения) двойные союзы (both …and, either …or, neither …nor), словообразование (суффиксы прилагательных и существительных) лексический: achievement, to allow, to belong (to), communication (skills), co-operative, employment, to go on (to), initiative, IT, key (skills), management, (to do) qualifications, a quality, to require, a salary, self-motivated, (un)skilled;
грамматический: (для повторения) двойные союзы (both …and, either …or, neither …nor), словообразование (суффиксы прилагательных и существительных) 43
Ты уже сделал свой выбор?
Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии»; знакомство с советами, которые получают зарубежные сверстники при выборе профессии, с отрывком из книги No Gumption by Russell Baker, с понятиями solicitor, tutor, careers co-ordinator.
Лексический материал предыдущего урока;
an employee, an employer, (из Книги для чтения) enthusiastic, gumption;
грамматический: Reported speech (приказания, советы), (для повторения) Reported speech (statements) .
44Самые популярные профессии среди подростков
Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии»; знакомство с советами, которые получают зарубежные сверстники при выборе профессии, с отрывком из рассказа The Red-Headed League by Arthur Conan Doyle, с понятиями и реалиями City Hall, working card, the mall.
лексический: to apply, to fill in, to find out, to get on, to go into, to look out for, to look through, to make up, to put in, to think of, to think over, to turn out (to be), to turn up, application;
грамматический: phrasal verbs лексический: to apply, to fill in, to find out, to get on, to go into, to look out for, to look through, to make up, to put in, to think of, to think over, to turn out (to be), to turn up, application;
грамматический: phrasal verbs лексический: to apply, to fill in, to find out, to get on, to go into, to look out for, to look through, to make up, to put in, to think of, to think over, to turn out (to be), to turn up;
грамматический: phrasal verbs 45
46
47 Делятся ли профессии на традиционно женские и мужские? Тема: «Планы на будущее, проблема выбора профессии»; знакомство с отрывком из произведения The Client by John Grisham, с реалией Apple Inc..
Речевой материал предыдущих уроков;
(из Книги для чтения) a reception, a security guard;
грамматический: (для повторения) Reported speech, неопределенные местоимения Речевой материал предыдущих уроков;
грамматический: (для повторения) Reported speech К о н т р о л ь н а я р а б о т а к ц и к л а м у р о к о в 1 – 2* (Assessment Tasks p.10)
Порядковый номер и название урока Ученик должен знать (основные термины и понятия темы), уметь Предметное содержание речи; социокультурное содержание Речевой материалЧтение АудированиеГоворение Письмо Цикл 3 “What Is Hot with the Young Generation?”(Что модно у молодежи ?)
48
1. How Do Teens Express Their Individuality?
Как подростки выражают свою индивидуальность?
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации,
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, РЕПОРТАЖЕЙ, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; ПРЕДВОСХИЩАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ/ФАКТЫ; раскрывать причинно-следственные связи между фактами; отношение к прочитанному.
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
Произносительная сторона речи
Совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
Развитие соответствующих лексических навыков.
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений изученных грамматических явлений: видо-временных, неличных и неопределенно-личных форм глагола, форм условного наклонения, объема использования косвенной речи (косвенного вопроса, приказания/побуждения). Компенсаторные умения
Совершенствование умений: пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании; прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
Учебно-познавательные умения
Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу, ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений, выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке.
Социокультурные знания и умения
Развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Увеличение их объема за счет новой тематики и проблематики речевого общения, в том числе межпредметного характера.
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с различными субкультурами и современными музыкальными направлениями, знакомство с такими понятиями и реалиями, как anorak, Berry Chuck, Celtic cross, Chemical Brothers, Clash, confederate flag, Holly Buddy, hush puppies, IQ, Kraftwerk, Little Richard, Marley Bob, nirvana, Pearl Jam, pink Floyd, Presley Elvis, Prodigy, psychedelic, punk, Rastafarianism, reggae, rockability, rock’n’roll, cooter, soul music, Stocker Bram, student card, swazzie, techno. лексический: (для повторения) словообразование - суффиксы существительных –ion, -ity; суффиксы прилагательных –ing, -ous; improvisation, psychedelic, reggae, scooter, techno, warehouse, subculture, biker, goth, hacker, raver, rocker, skinhead, aggressive, to conform to, distinct, identity, liberal, option, to rebel, rebellion, rebellious, to reject, to try out, violent
упр.2 лексический: (для повторения) словообразование - суффиксы существительных –ion, -ity; суффиксы прилагательных –ing, -ous;
упр.1 49
Субкультуры и музыкальные направления.
упр.3 1) упр.3 3) упр.3 2) (AB ex.1) 50
Different political and charity organizations
Различные политические и благотворительные организации Тема: "Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи". Упр.1 с.28 R. Упр.4 с. 32 Разделительные вопросы 51
2. Why Do Teens Join the Group?
Почему подростки вступают в группы?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с информацией о молодежных музыкальных фестивалях, знакомство с такими понятиям и реалиями, как alternative music, Woodstock. лексический: subculture, biker, goth, hacker, raver, rocker, skinhead, aggressive, to conform to, distinct, identity, liberal, option, to rebel, rebellion, rebellious, to reject, to try out, violent;
упр.2 лексический: subculture, biker, goth, hacker, raver, rocker, skinhead, aggressive, to conform to, distinct, identity, liberal, option, to rebel, rebellion, rebellious, to reject, to try out, violent;
упр.3 3) лексический: subculture, biker, goth, hacker, raver, rocker, skinhead, aggressive, to conform to, distinct, identity, liberal, option, to rebel, rebellion, rebellious, to reject, to try out, violent;
упр.1; 3 1), 2), 5), 6) 52
Музыкальные фестивали.
упр.4 1), 2), 3), 4) 53
Повторение упр.5 1) (Reader ex.5), 2) (Reader ex.6) 54 Reading Section.
What Can Your Parents Tell You About Their Youth?
Что твои родители могут рассказать о своей молодости?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с отрывком из книги Н. Хилтон Buddy’s Song, с субкультурой Teddy Boys. лексический: teddy boy, disaster, gig, incredible, shove, around, top of the bill
упр.1; 2 1), 2) лексический: teddy boy упр.2 3) 55 Повторение упр.3 1), 2); 4 упр.3 3), 4); 5 упр.4 (AB ex.2) 56
3. How Much Are Teens in Russia Like Teens in Other Countries?
Похожи ли подростки России на подростков других стран?
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах,
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста СТАТЬИ, проспекта.
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с информацией о молодежных организациях в России, знакомство с такими понятиями и реалиями, как Harley Davidson, lend-lease, 1970s in Russia. грамматический: конструкции, используемые для выражения сравнения: предлог like и союз as; (для повторения) сравнительные степени прилагательных (Degrees of Comparison), конструкции со вспомогательным глаголами для выражения сходства и различия (Auxiliary Verbs): So do they. But they don’t.
упр.1; 2 1) грамматический: конструкции, используемые для выражения сравнения: предлог like и союз as; (для повторения) сравнительные степени прилагательных (Degrees of Comparison), конструкции со вспомогательным глаголами для выражения сходства и различия (Auxiliary Verbs): So do they. But they don’t. 57
Молодежные течения. упр.3 1) упр.3 2), 3), 5) упр.3 4) (AB ex.6), 6) (AB ex.7) 58
What music do teens choose now?
Какую музыку выбирают подростки? Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с информацией о современных популярных музыкальных стилях Упр 5 с. 33 R Фонетический: упр 5-6, с.33 - 34 R Упр.6 с.54 АВ сравнительная степень прилагательных 59
4. Are All the Young Bad?
Вся ли молодежь плохая?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с понятиями «молодежная преступность» и vandalism. Речевой материал предыдущих уроков; to approve of, gang; речевые функции: saying you approve (… is very good, etc.); saying you do not approve (I can’t approve of …, etc.); asking if someone approves (Are you in favour of ,,,?, etc.)
упр.2 1), 2) Речевой материал предыдущих уроков; to approve of, gang; речевые функции: saying you approve (… is very good, etc.); saying you do not approve (I can’t approve of …, etc.); asking if someone approves (Are you in favour of ,,,?, etc.)
упр.2 1) Речевой материал предыдущих уроков; to approve of, gang; речевые функции: saying you approve (… is very good, etc.); saying you do not approve (I can’t approve of …, etc.); asking if someone approves (Are you in favour of ,,,?, etc.)
упр.1; 2 3) 60
Молодежная преступность. упр.3 1), 2), 3), 4) 61
Clubs are popular places with young people.
Клубы - популярные у молодежи места. Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с информацией о молодежных организациях Упр.11 с.41 R Упр. 2 с. 41 R Упр.11 c 41 R 62
5. I Don’t Think I Can Go With You, Actually.
Я не думаю, что могу пойти с тобой.
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с особенностями речевого этикета в странах изучаемого языка (форма вежливого отказа). Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: saying you are unwilling to do something (I’d rather not, actually. I don’t really want to… Well, I think I’d prefer (not to) … etc.); giving reasons (Well, you see, … The reason is/was that … let me explain. You see … etc.)
упр.1 1), 2) Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: saying you are unwilling to do something (I’d rather not, actually. I don’t really want to… Well, I think I’d prefer (not to) … etc.); giving reasons (Well, you see, … The reason is/was that … let me explain. You see … etc.)
упр.1 1); 2 1) Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: saying you are unwilling to do something (I’d rather not, actually. I don’t really want to… Well, I think I’d prefer (not to) … etc.); giving reasons (Well, you see, … The reason is/was that … let me explain. You see … etc.)
упр.1 3); 2 1), 3) 63
Повторение упр.2 4), 5), 6), 7) 64
C o n s o l i d a t i o n l e s s o n* (AB p.35) урок - обобщение изученного материала в разделе.
65-66
What Is Your Idea of an Ideal Youth Group?
Ваши представления о идеальной молодежной группе? Развитие речевых умений (скрытый контроль уровня сформированности речевых умений). Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; факты родной культуры в сопоставлении их с фактами культуры стран изучаемого языка. Project 1. Evolution of Youth Groups In Russia.
Project 2. A Youth Group / Organisation I’d Like to Create.
67
Защита проекта. 68
69
Grammar lesson
Урок грамматики. Повторение видо-временных форм глагола. Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; Упр. 3(2) с.99 Задание на карточках 7. Preparation for Testing.
Повторение.
Контроль основных навыков и умений, над которыми велась работа в данном цикле уроков (контроль умения учащихся самостоятельно оценивать себя в разных видах речевой деятельности). Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с влиянием африканской и азиатской культур на молодежную культуру разных стран. Речевой материал предыдущих уроков
упр.2. Reading Comprehension; 7. New words and expressions from Unit 3. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1. Listening Comprehension Речевой материал предыдущих уроков
упр.4. Speaking упр.3. Use of English (Grammar / Vocabulary); 5. Writing; 6. Cultural Awareness; 8. Self-Assessment 70
Контрольная работа. 71
Корректировка знаний обучающихся
72
Викторина "Что вы знаете о молодежных организациях мира?"
Цикл 4 “Is It Easy to Be Young?”(Легко ли быть молодым?)
73
What Right Is Right for Me?
Какие права есть у меня?
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, ДЕЛАЯ ВЫВОДЫ; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
АудированиеДальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, содержания аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
- относительно полного понимания высказываний собеседника в наиболее распространенных стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений: отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):
- просмотрового/поискового чтения - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста СТАТЬИ, проспекта.
Развитие умений выделять основные факты, отделять главную информацию от второстепенной; ПРЕДВОСХИЩАТЬ ВОЗМОЖНЫЕ СОБЫТИЯ/ФАКТЫ; раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
Письменная речь
Развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, формуляры различного вида; излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с Конвенцией ООН по правам детей и основными правами, провозглашенными в Конвенции. лексический: aggressiveness, convention, development, discrimination, exploitation, non-discrimination, poverty, protection, the right to, view, demonstration, harm
упр.2 1), 4) лексический: aggressiveness, convention, development, discrimination, exploitation, non-discrimination, poverty, protection, the right to, view, demonstration, harm лексический: aggressiveness, convention, development, discrimination, exploitation, non-discrimination, poverty, protection, the right to, view
упр.1; 2 2), 3) упр.2 5) 74
Конвенция о правах ребенка. упр.3 1) упр.3 1) упр.3 2) упр.4 1) (AB ex.2), 2) 75
Are You of Age?
Ты совершеннолетний?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с правами, обязанностями и возрастными ограничениями, принятыми в странах изучаемого языка в соответствии с Конвенцией ООН по правам детей. лексический: age limits, consent; грамматический: структура сложного дополнения (Complex Object: V + Object + (to) Infinitive) с глаголами let, make, allow, forbid, permit
упр.1 1), 2), 3), 5) лексический: age limits, consent; грамматический: структура сложного дополнения (Complex Object: V + Object + (to) Infinitive) с глаголами let, make, allow, forbid, permit грамматический: структура сложного дополнения (Complex Object: V + Object + (to) Infinitive) с глаголами let, make, allow, forbid, permit
упр.1 2), 4), 5) 76
Возрастные ограничения. упр.2 упр.2; 3; 4 2) (AB ex.4 2), 3)) упр.4 (AB ex.4) 77 3. Young People – Old Problems?
Молодые люди - старые проблемы?
Проблемы подростков в выборе профессии Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с социальными проблемами в подростковой среде в странах изучаемого языка. Тема:«Планы на будущее, проблема выбора профессии», лексический: addiction, to arrest, to commit suicide, drugs, violence
упр.1 лексический: addiction, to arrest, to commit suicide, drugs, violence
упр.2 1) лексический: addiction, to arrest, to commit suicide, drugs, violence
упр.1 2); 2 2) упр.2 1) 78 упр.3 1), 2), 3) упр.3 1), 2), 3), 5) упр.3 4) (AB ex.6) 79
Reading Section.
Dating or Waiting?
Ходить ли на свидания?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с особенностями этикета в отношениях между юношами и девушками в странах изучаемого языка. лексический: date, dating, double date, blind date, to go Dutch, to go steady
упр.1 лексический: date, dating, double date, blind date, to go Dutch, to go steady
упр.1 3) упр.1 1) 80
Взаимоотношения девушек и юношей. упр.2 1); 3 1), 2) упр.3 4) упр.2 2); 3 1), 3) упр.2 1) 81
Teenage Years – Do They Bring Luck?
Подростковые годы - приносят ли они удачу?
Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с мнениями зарубежных подростков о проблемах молодежи. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7) Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 1) Речевой материал предыдущих уроков
упр.1 8), 9) 82
Повторение.
упр.2 1), 2) упр.2 2), 3), 4), 5), 6), 8) 83
Мнения о подростковых проблемах. Project: The Way Teenagers Live. (упр.3)
84
5. Anything to Complain About?
Есть на что пожаловаться?

Речевой этикет.
Повторение. Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с особенностями речевого этикета в странах изучаемого языка (форма вежливого выражения недовольства и жалобы). Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: complaining (I’m sorry, I’m afraid… it can really be hard… There is too much to complain about… I quite like it, but… I’m sorry to say this, but… I’m not completely satisfied with… I’m not the person who usually complains, but… I’m sick and tired of… there’s too much to complain about… That’s really unfair…); responding to the complaint (That’s true! You’re telling me! That’s really unfair! Oh, come on! That’s not the way I see it.)
упр.1; 4 Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: complaining (I’m sorry, I’m afraid… it can really be hard… There is too much to complain about… I quite like it, but… I’m sorry to say this, but… I’m not completely satisfied with… I’m not the person who usually complains, but… I’m sick and tired of… there’s too much to complain about… That’s really unfair…); responding to the complaint (That’s true! You’re telling me! That’s really unfair! Oh, come on! That’s not the way I see it.)
упр.1 1); 2 Речевой материал предыдущих уроков; речевые функции: complaining (I’m sorry, I’m afraid… it can really be hard… There is too much to complain about… I quite like it, but… I’m sorry to say this, but… I’m not completely satisfied with… I’m not the person who usually complains, but… I’m sick and tired of… there’s too much to complain about… That’s really unfair…); responding to the complaint (That’s true! You’re telling me! That’s really unfair! Oh, come on! That’s not the way I see it.)
упр.3 упр.2 упр.6; 7 1) a) упр.6 2); 7 1) a) упр.5 2); 6 1) упр.10 (Reader ex.5)
упр.7 1) b), c) упр.7 1) b), c) упр.7 3); 8 упр.7 2) (AB ex.10 1), 2)) 87-88
C o n s o l i d a t i o n l e s s o n* (AB p.46) Урок - обобщение изученного материала в разделе
89
90
Teen Court – Guilty or Not?
Подростковый суд.
Ролевая игра. Развитие речевых умений (скрытый контроль уровня сформированности речевых умений). Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи»; знакомство с организацией самоуправления в некоторых школах стран изучаемого языка. Project: Teen Court. (ролевая игра-дискуссия)
91
Preparation for Testing.
Повторение.
Контрольная тест.
92 Контроль основных навыков и умений, над которыми велась работа в данном цикле уроков (контроль умения учащихся самостоятельно оценивать себя в разных видах речевой деятельности). Тема: «Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи». Речевой материал предыдущих уроков
упр.2. Reading Comprehension; 7. New words and expressions from Unit 4. Речевой материал предыдущих уроков
упр.1. Listening Comprehension Речевой материал предыдущих уроков
упр.3. Speaking упр.4. Cultural Awareness; 5. Use of English (Grammar / Vocabulary); 6. Writing; 8. Self-Assessment 93
Система высшего образования разных стран Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, Тема: «Учебно-трудовая сфера »; знакомство с системой образования в США, с отрывком из произведения The School at the Chalet by Elinor Brent-Dyer.
Речевой материал предыдущих уроков;
elementary, (из Книги для чтения) advance Речевой материал предыдущих уроков;
elementary, (из Книги для чтения) advance Речевой материал предыдущих уроков;
94
Я хотел бы знать если..
Тема: «Учебно-трудовая сфера »;
знакомство со статьей из газеты Gardian с вопросами зарубежных сверстников о системе образования в Великобритании.
Лексический материал предыдущих уроков;
(из Книги для чтения) set homework, get homework, hand in homework;
грамматический: Reported speech (questions) Лексический материал предыдущих уроков;
(из Книги для чтения) set homework, get homework, hand in homework;
грамматический: Reported speech (questions) 95
К о н т р о л ь н а я р а б о т а к ц и к л а м у р о к о в 3 – 4* (Assessment Tasks p.22)
96
Где учиться лучше? Тема: «Учебно-трудовая сфера »;
знакомство с мнениями зарубежных сверстников о различных типах школ и способах обучения, с отрывком из биографического произведения My Family and Other Animals by Gerald Darrell.
Речевой материал предыдущих уроков;
Речевой материал предыдущих уроков;
Речевой материал предыдущих уроков;
97
Как стать успешным?
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование владения всеми видами диалога на основе новой тематики и расширения ситуаций официального и неофициального общения.
Развитие умений: участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Монологическая речь
Совершенствование владения разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным/прочитанным, сообщения (в том числе при работе над проектом).
Развитие умений: делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме; кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах,
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка.
Расширение потенциального словаря за счет овладения новыми словообразовательными моделями, интернациональной лексикой.
Развитие соответствующих лексических навыков.
Тема: «Учебно-трудовая сфера »;
Речевой материал предыдущих уроков;
achievement, spelling, ignorance;
грамматический: (для повторения) союзы и союзные слова Речевой материал предыдущих уроков;
98
Воплоти свои мечты в жизнь. Тема:" Учебно-трудовая сфера " Речевой материал всего года обучения
Речевой материал всего года обучения
Речевой материал всего года обучения
99
Наши планы и намерения. Тема:« Учебно-трудовая сфера », факты родной культуры в сопоставлении их с фактами культуры стран изучаемого
Речевой материал всего года обучения
Речевой материал всего года обучения
Речевой материал всего года обучения
100
Какую сферу деятельности выбрать? Тема:« Учебно-трудовая сфера », Речевой материал предыдущих уроков;
речевые функции: asking if you must do smth. (Do I really have to … Do I really need to … Aren’t I expected / supposed to …?), calming and reassuring someone (There is nothing to worry about. You really needn’t worry about … I shouldn’t worry / get upset if I were you. I’m sure things will turn out fine in the end. Try and look on the bright side.) Речевой материал предыдущих уроков;
речевые функции: asking if you must do smth. (Do I really have to … Do I really need to … Aren’t I expected / supposed to …?), calming and reassuring someone (There is nothing to worry about. You really needn’t worry about … I shouldn’t worry / get upset if I were you. I’m sure things will turn out fine in the end. Try and look on the bright side.) Речевой материал предыдущих уроков;
речевые функции: asking if you must do smth. (Do I really have to … Do I really need to … Aren’t I expected / supposed to …?), calming and reassuring someone (There is nothing to worry about. You really needn’t worry about … I shouldn’t worry / get upset if I were you. I’m sure things will turn out fine in the end. Try and look on the bright side.) 101 И т о г о в а я к о н т р о л ь н а я р а б о т а* (Assessment Tasks p.32)
102 Литература для учащихся
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др. English. Учебник английского языка для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. – 8-е изд., испр. – М:.Просвещение,  2012– 336 с.: ил.
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др.Рабочая тетраль к учебнику англ. яз. для  10-11 кл. общеобраз. учрежд.  – М:.Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др.. Книга для чтения для  10-11  кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – М:.Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.
Литература для учителя
 1. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др. English. Учебник английского языка для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. – 8-е изд., испр. – М:.Просвещение,  2012 – 336 с.: ил.
2. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др. Рабочая тетрадь к учебнику англ. яз. для  10-11 кл. общеобраз. учрежд.  – М:.Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.
3. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др. Книга для чтения для  10-11  кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – М:.Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.
4.Кузовлев В.П., Лапа Н.М., и др.. Книга для учителя  для  10-11  кл. общеобраз. учрежд. – 2-е изд., испр. – М:.Просвещение, 2012 – 110 с.: ил.