Конспект урока по русскому языку на тему Парные согласные в корне слова. Закрепление (2 класс)


«Волшебная шляпа»: парные согласные в корне слова (урок русского языка во 2 классе)
Тема урока: Парные согласные в корне слова.
Класс: 2.
Предмет: русский язык.
Тип урока: закрепление.
Цель урока: закрепить сформированные навыки правописания парных согласных в корне слова.
Задачи:
закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова;
развивать познавательную активность;
формировать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
расширять словарный запас детей.
Инструменты развития личности:
- коммуникация,
- социализация,
- творческое взаимодействие.
Оборудование: проектор, ПК, шляпа, распечатанная тема урока, картонная коробка, карточки для алгоритма, клей, маркеры, нагрудные обозначения парных согласных, распечатанные слова для задания «Вставь пропущенную букву», карточки.Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Добрый день, ребята! Какие вы сегодня красивые! Совсем как я в этой шляпке. Она не простая, а волшебная. Она нам поможет провести сегодняшний урок русского языка.
Что ж, с чего бы нам начать? Что вы проходили на прошлом уроке? Парные согласные? И всё-всё выучили? Наверное, немного всё-таки нужно подучить, закрепить знания, да?
- Хорошо, значит, тема нашего сегодняшнего урока будет какой?
Давайте проверим, согласна ли шляпа? (Достаёт из шляпы напечатанную тему урока, закрепляет её на доске.)
Формулируют тему урока. Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося - За несколько минут до начала урока моя шляпа рассказала мне, что её маленькие ученики-шляпчата оказались заперты вот в этой коробке. Чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Значит, целью нашего урока будет, во-первых, выручить шляпчат, а во-вторых, закрепить знания о правописании парных согласных.
- Давайте вспомним все согласные, парные по глухости-звонкости. (Записывает на доске называемые пары.)
- Запишите у себя в тетради эти пары букв аккуратным почерком.
- Молодцы! Вы справились с первым заданием. Мы открыли первый замок! Формулируют самостоятельно или с помощью учителя цель урока.
Называют пары б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Чистописание: прописывают названные пары у себя в тетрадях. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель этапа: обеспечение систематизации знаний по правописанию парных согласных путём составления алгоритма. - Вспомним правило проверки парных согласных в корне слова.
- Обратите внимание на карточки, лежащие перед вами на партах. Составьте из разрозненных частей правильную последовательность проверки парных согласных.
- Молодцы! Ещё один замок открыт! Формулируют правило.
Работают с карточками. Сверяют свои варианты с правильным, указанным на слайде. Приклеивают этапы в правильной последовательности.
1. Найди парную согласную в слабой позиции.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренное слово.
4. Выдели орфограмму.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: закрепление полученных знаний с опорой на алгоритм; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; проведение коррекции. - Продолжим! Следующее задание, которое поможет нашей шляпе вызволить своих учеников-шляпчат, требует, чтобы вы разделились на четыре группы. Первая группа – это те, кто родился зимой, вторая – весной, третья – летом, а четвёртая – когда? Правильно! Осенью.
- Я скажу вам слово. Задача каждой из групп – выполнить с этим словом один из этапов, указанных у нас в алгоритме.
Слова для работы: шляпка, замок, коробка, год.
- Прекрасно! Мы открыли ещё один замок.
- Шляпа подсказывает мне, что теперь самое время сыграть в игру под названием «Ручеёк».
- Каждая «пара согласных» сейчас получит карточки со словами, где нужно вставить вашу букву или букву друга. Найдите те слова, в которые нужно вставить именно вашу букву. Объясните, почему вы так решили.
- Замечательно! Ещё один замок снят! Но вы, наверное, очень устали? Давайте потанцуем!
Физминутка.
Показывает движения в соответствии с текстом музыкальной физминутки.
- Помните ли вы стихотворение, которое учили на чтении совсем недавно? «Утром кот принёс на лапах…»
- Молодцы. Посмотрите на экран. Вот первое четверостишие этого стихотворения. Найдите в тексте слова, которые нуждаются в проверке. Запишите их в тетрадь, выделите корень, найдите проверочное слово. Можете использовать алгоритм.
- А теперь сверьтесь с экраном, те ли слова вы проверили? Правильно ли подобрали проверочное слово? Поставьте себе карандашом оценку.
- А кто из вас помнит автора этого стихотворения? Верно, его зовут Яков Аким. Между прочим, в имени автора тоже спряталась сомнительная согласная. Найдите и проверьте её.
- Молодцы! Нам пора открыть ещё один замок.
- А теперь задание для самых смекалистых. У меня в руке три конверта с разными числами, но только один из них хранит последнее слово, требующее проверки. Решите правильно пример, чтобы узнать, какой конверт откроет нам путь к освобождению шляпчат!
- Ещё один замок снят!
Резервное задание: работа с учебником, с. 27 упр. 46. Выполняется в виде подвижной игры в мяч: учитель бросает мяч с проверяемым словом, ученик возвращает его учителю, называя проверочное слово. Распределяются на группы, рассаживаются за подготовленные столы.
Выполняют задание. После выполненной проверки первого слова группы меняются этапами алгоритма. Для того, чтобы в группе работали все ученики, учитель предлагает называть ответ тому, на кого наденет «волшебную шляпу».
Учащиеся играют в игру «ручеёк». 6 сформировавшихся пар отходят в сторону и получают нагрудные обозначения парных согласных. Остальные ученики объявляются «экспертами»: они будут контролировать правильность выполнения последующего задания.
«Согласные» выполняют задание, эксперты оценивают правильность выполнения.
Повторяют движения учителя.
Цитируют хором первое четверостишие.
Выполняют задание.
Проводят самопроверку и самооценку.
Проверяют: Яков – (нет) Якова.
Выполняют задание. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваиваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
VIII.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса - Вспомните начало урока и цель, которую мы перед собой поставили. Достигли ли мы её? Каким образом? Так как же нам следует проверять парные согласные в корне слова?
- Но одну цель мы ещё не достигли. Наши шляпчата по-прежнему в этой коробке. Моя шляпа так за них переживает! Откройте же скорее коробку, освободите шляпчат!
- В подарок вам за прекрасный урок шляпа дарит каждому из вас по одному шляпчонку. Они тоже волшебные, придают уверенности, смелости и сообразительности тому, кто их надевает.
- Те, кому понравился урок, кто всё понял и считает, что теперь для него нет проблем в поиске и проверке парных согласных, наденьте колпачок на правый бок, те, кому урок не понравился и кто не разобрался в теме до сих пор, наденьте колпачок на левый бок. А те, у кого от урока осталось смешанное впечатление, наденьте колпачок прямо, на макушку.
- Всем спасибо за урок! До свидания! Дают ответы на вопросы
Открывают коробку с маленькими колпаками-конусами на резинке. Каждый ученик берёт по одному колпаку.
Надевают колпачки в соответствии со своим настроением и пониманием темы.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)