Конспект занятия в старшей группе на тему Зимующие птицы



Цель: Закрепление знаний детей по теме: «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить и уточнить название зимующих птиц.
2. Расширить лексический запас по данной теме.
3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на –ья, -ьи.
4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
5. Закрепить умение согласовывать числительные с именем существительным .
6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по внешним признакам.
4. Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Материал:
Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, семена дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха.Мяч;
Раздаточный : карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия
I.Организационный момент:
(Видео о птицах)
В: Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Психогимнастика: давайте с вами на время превратимся в птичек
-Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.
-Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко
II. Сообщение цели:
Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.
Актуализация знаний
1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:
-Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)
(выставляется картинка синички)
Если у синички желтая грудка, как её можно назвать…. желтогрудая
-Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)
(Красногрудый,чернокрылый)
(выставляется картина снегиря).
-Угадайте , что за птица? Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)
(выставляется картинка совы).
Большие глаза - большеглазая-В серой шубке перовой, и в морозы он герой!
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!
(выставляется картинка воробья).
-Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,
Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!
-Кто это?
-Вороны! (выставляется картинка ворон).чернокрылая
-Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!
А это кто?
-Дятел! (выставляется картинка дятла.)
Длинный клюв – длинноклювый
Давайте этих птиц разместим на дереве .( Ребенок идет к столу ,выбирает птичку, и рассказывает, что он делает: «Я посадил серенького воробья на ветку».)В: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?
Дети: – Зимующие!
В: - Почему мы называем этих птиц зимующими?
Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.
В: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?
(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)
В: - Что общего в строении птиц ?Дети: - У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями.
В: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?
Дети: - Размером, окраской, оперением.
В: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?
Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.
III Основная часть
1. Игра с мячом «Один – много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов
Ворона - (вороны) сорока – (сороки)
Голубь - (голуби) сова – (совы)
Снегирь - (снегири) галка - (галки)
Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)
Перо - (перья) крыло - (крылья)
Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

2. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным) дети делятся на две команды. Каждой команде предлагается по 5 карточек с разным количеством птиц.Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).
3. «Назови ласково».
Как можно назвать этих птиц ласково, изображённых на ваших карточках.
В : А что умеют делать эти птицы?
Дети: -летать , прыгать, ходить.
4. Координация речи с движением «Птички».
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,
Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили, клювики почистили,
Дальше полетели. И на место сели. (дети выполняют соответствующие действия)
В: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.
-Как подаёт голос воробей? (он чирикает)
--А синица и снегирь? ( они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)
-Как свой голос подаёт ворона?
-Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.
IV. Релаксация.
В: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов).
В.: Как вы думаете, легко ли птицам зимой? Почему? Как люди помогают птицам пережить зиму? Давайте с вами тоже поможем птицам.
Я приготовила для них разнообразный корм. Дети рассматривают семена. (Семена дыни, арбуза , тыквы, семена подсолнуха, хлебные крошки, кусочки сала).
-Это семена дыни. Как можно сказать по-другому про эти семена, какие они? (дынные) и т.д. Семена высыпаются в кормушку.
V. Рефлексия.
Что запомнилось вам сегодня из нашего разговора о птицах? Что особенно понравилось? Как нужно помогать птицам зимой?( Птиц надо беречь, заботиться о них в зимние дни, делать кормушки для птиц, подкармливать птиц, когда им холодно и голодно!)
Дети выбирают кружки разного цвета (красный, синий, черный).