Конспект занятия по экологии «Зимушка зима» во 2-й младшей группе


Конспект занятия по экологии
«Зимушка зима» во 2-й младшей группе
Арсалия В.Л., воспитатель МОБУ Гимназии № 44 г.Сочи
Цели:
Познание: закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
Коммуникация: развивать навыки общения, диалогическую речь.
Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
Художественное творчество: вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
Словарная работа: лёгкая, радостная, снежная, пушистая, зимняя.
Предварительная работа: беседа о признаках зимы рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: иллюстрации пейзажей зимы, опорные схемы признаков зимы, модели для обобщения внешних признаков, условий существования зайца, дидактическая игра «Животные», снежинки, обруч (обшитый мишурой), снежки.
Технические средства: магнитофон, музыкальные композиции.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель в костюме зимы входит в группу (установление эмоционального контакта).
— Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
— Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
— Правильно, зимой. Вот я, Зимушка зима, к вам в гости пришла. А с собой я снега принесла.
2. Психологический тренинг «Зимушка – зима».
- Сейчас я с вами поделюсь частичками снега (раздаю снежинки).
- Давайте встанем в кружок и превратимся в снежинки. И покружимся, как будто мы лёгкие, пушистые, невесомые (звучит аудиозапись «Серебристые снежинки»).
- Ребятки, а вы слышали  какая красивая, волшебная, чудесная мелодия звучала сейчас, а как ещё можно о ней сказать? Какая она? (ответы детей).Воспитатель дополняет: лёгкая, зимняя, радостная, пушистая, снежная.
- Ребятки, садитесь на свои места. Какие радости приносит вам зима? Что  вы любите делать зимой? (ответы детей).
- А сейчас я приглашаю вас в зимний лес. А поможет нам там оказаться это волшебное облачко. Давайте все вместе встанем на наше облако и отправимся в зимний лес, а поможет нам перенестись на лесную полянку эта волшебная палочка. Полетели! (воспитатель взмахивает волшебной палочкой, звучит музыка).
- Вот мы с вами и на лесной полянке.
3. Беседа «Признаки зимы в неживой и живой природе».
- Садитесь на свои места. Ребятки, скажите мне, что происходит зимой в природе? Что изменилось? У меня есть вот такие волшебные картинки, которые вам помогут (на мольберте появляются опорные картинки).
- Зимой падает снег? Что мы видим на этой картинке? Что происходит в природе? (идёт снег).
- Реки покрыты льдом. Что на этой картинке произошло с речкой?
- Солнце светит, но не греет. Какое у нас солнышко зимой? Солнышко светит, но снег не тает, почему?
- Деревья без листьев. Птиц стало меньше (за правильные ответы воспитатель даёт снежинки).
- Какие вы молодцы! Так много знаете о зиме. А теперь положите снежинки в волшебную коробочку и посмотрим, что с ними произойдёт. Раз, два, три — посмотрите, наши снежинки превратились в снежки (воспитатель незаметно меняет коробки).
4. Игровое упражнение – игра «Снежки».
- Давайте поиграем с вами в снежки на нашей полянке. У меня есть вот такой зимний, снежный обруч, вам нужно будет попасть снежком в обруч. А я посмотрю, какие вы ловкие да меткие, только ребятки не надо толкаться, будем внимательными, чтобы не попасть снежком друг в друга(под музыку дети бросают снежки в обруч, музыка заканчивается, снежки собираются в коробку).
5. Составление схемы-модели «Признаки и условия обитания зайца».
- Давайте сядем на свои места. Отгадайте загадку, кто это спрятался под деревом?
- Летом шубу серую, а зимою белую
Носит попрыгайчик боязливый…….(зайчик).
(Воспитатель показывает игрушку — зайца).
- А теперь давайте с вами расскажем про зайку, а картинки нам помогут.
- Где живёт зайка? А Серёжа выберет нужную картинку и покажет ребяткам.
- Как выглядит зайка?
- Чем питается?
- Как приспосабливается к зиме? (Дети отвечают на вопросы и выкладывают картинки на мольберт).
6. Дидактическая игра «Звери».
- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Каких животных леса вы знаете? (ответы детей).
- Возьмите в руки только животных леса (необходимо выбрать животных леса и отнести на полянку).
Проверка выполненного задания, нахождение лишнего животного, который не живёт в лесу. Закрепление понятий «дикие животные», «домашние животные».
7. Итог занятия.
- Нам пора возвращаться, вставайте на облачко и перенесёмся в детский сад.
- Сегодня, мы побывали в зимнем лесу, вспомнили, что бывает зимой, рассказали о зайке и помогли лесным жителям.
- Мне Зимушке — зиме пора уходить. На прощание я подарю вам снежинки. Чтобы вы не забыли зиму и помнили её приметы.