Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Идет волшебница зима…»


Познавательно – исследовательская деятельность.
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Идет волшебница зима...»Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приобщать детей к русской национальной культуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материалы к занятию: Иллюстрация с изображением русской природы зимой. Цветок с 12 лепестками. Календарь погоды. Оборудование к опытам.
Ход занятия
-Дети, на дворе зима. Сколько месяцев зимой? (Их три: декабрь, январь, февраль).
-Давайте посмотрим на наш цветок - годовик. На нем появились еще три лепестка. Какого они цвета?
Почему?
-Первый месяц зимы - декабрь. Наклеим название месяца на первом белом лепестке. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло.
О чем говорят нам эти названия?
Люди говорили: "Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колит".
-В декабре были самые короткие дни и самые длинные ночи.
Послушайте пословицу: "В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты". Как вы понимаете эту пословицу?
(ответы детей).
Второй месяц зимы - январь.
Наклеим название месяца на втором белом лепестке.
В народе называют январь - просинец. Как вы думаете, почему?
В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо.
-А греет ли январское солнце?
Народная поговорка гласит: "Январь на пороге - прибыло дня на куриный шаг". Что бы это значило?
После 22-го декабря день начинает понемногу прибавляться. Январь считается самым холодным месяцем года.
Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит"? (ответы детей).
Последний месяц зимы - февраль. Наклеим название месяца на последнем белом лепестке цветка.
В феврале зима с весной встречается. Что это значит? (ответы детей).
В старину февраль называли ветродуй, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны.
Русская пословица говорит: "В феврале два друга - мороз да вьюга".
Зима - время веселых детских игр. Много их придумал русский народ. Вот одна из них - "малечина-калечина".
Малечина - калечина,Сколько часовОсталось до вечераДо зимнего?(Выигрывает тот, кто смог удержать веточку на ладони дольше всех).
-Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель.
-А что это такое?
Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой.
-Что это? Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра. Так метель сама себя назвала.
-А сейчас отгадайте загадку: "Одеяло бело, всю землю одело”.
Что это?Давайте проведем небольшой опыт. Подойдите к столу. Перед занятием мы положили снег на блюдце и в стакан, который накрыли шерстяным шарфом.
-Как вы думаете, какой снежок растаял быстрее? И что же мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял быстрее.
-Почему же не растаял завернутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку.
-Зачем человек зимой надевает шубу? Мы говорим "шуба греет". Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод. Бывают шубы из камня, дерева, стекла. Что это за шубы? Это каменные и деревянные дома, термос.
-Так почему говорят: "Одеяло бело всю землю одело”? А потому, что слой снега не пропускает холод и защищает растения, которые оказались под ним.
-А теперь вспомните сказку "Снегурочка". Когда девочка стала грустить? Почему?
Весной солнце стало пригревать и она начала таять.
Представьте себе, что Снегурочка надела шубу, шарф, валенки и поехала в жаркую Африку. Растает ли она там?
(Ответы детей).
Итог занятия. Выслушать ответы детей о том, что им больше всего понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии.