Формирование экологической культуры детей на занятиях по художественному конструированию

«Формирование экологической культуры детей
на занятиях по художественному конструированию"
   
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Сложная экологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И наша задача – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
Основной задачей в данном виде работы является пробуждение и формирование уже со школьного возраста устойчивого экологического мышления человека. Ведь именно в это время закладываются многие привычки, которые затем сопровождают нас по жизни. 
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Основу деятельности можно сформулировать в двух главных тезисах: 
Экологическая грамотность – необходимое условие жизни человека в  современном мире. 
Отношение человека к окружающей среде, а значит, и к самому себе,  отражает уровень духовно-нравственного развития его личности.  Цели и задачи экологической работы: 
Духовно-нравственное развитие личности через воспитание активного  неравнодушного отношения к негативным изменениям в окружающей среде. 
Создание условий для формирования экологического сознания учащихся. 
Пропаганда экологических знаний .
Раскрытие взаимосвязи результатов деятельности людей с состоянием  окружающей среды. 
Воспитание потребности бережного отношения к окружающей среде. 
Формирование у детей патриотического отношения к своему  району, городу, стране. 
Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых учащиеся рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях дети учатся видеть и изображать красоту природы. Дошкольники и младшие школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки , панно, поделки из природных материалов.  При выполнении работ  ребята получают различные сведения о животных, растениях.
        При выполнении аппликации «Аквариум» дети знакомятся с многообразием аквариумных, морских, речных рыб, учатся внимательно и бережно относиться к миру живой природы. Отвечают на вопрос, почему может погибнуть рыба в водоемах? Как ее спасти?
Целесообразность занятий прослеживается в том, что расширяется кругозор учащихся за счет ознакомления с новыми объектами природы, развивается наблюдательность, мышление, способность ценить красоту природы и беречь ее.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, я в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений стараюсь вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формировать у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Моя красная книга», «Мое любимое животное», и др.).
Реализуя разнообразные формы деятельности в области дополнительного экологического воспитания и образования, можно добиться повышения эффективности экологического образования учащихся.
Каждый из нас может внести свой вклад в решение проблемы увеличения количества бытовых отходов, а это просто необходимо для здоровья и будущего наших детей. И начинать надо именно сейчас, пока на нашей удивительной планете не произошли необратимые негативные изменения. Мы же стараемся выполнять различные работы для украшения дома из бросового материала.
Для решения этой проблемы, я пытаюсь показать детям что прежде, чем покупать новые поделочные материалы в магазине канцелярских товаров, нужно попробовать использовать вторично то, что предназначено «на выброс». 
Например, обрезки цветной бумаги можно порвать на небольшие кусочки и из них мозаикой выкладывать очень красивые картины. А картонные упаковки от разнообразных вещей, продуктов и лекарств можно использовать для изготовления поделок. Из бобин от скотча получаются прекрасные шкатулки. Из обрезков вязальных ниток в технике ниткографии получаются очень красивые работы. Полиэтиленовые пакеты можно резать на ленты и из них вяжут удивительные вещи.(...)
А небольшие баночки (из-под кофе, детского питания и т.п.) - многие их выбрасывают! А ведь с ними можно делать такие чудесные превращения! Используя пластилин мы превращаем эти баночки в сказочные домики. А какие красивые вазочки из них получаются! И работа эта не сложная. Но сколько радости приносят эти работы!
В этом направлении я руководствуюсь стремлением показать детям и их родителям реальную возможность сократить количество мусора, выбрасываемого в природу, и научить использовать вторичные материалы в различных видах рукоделия и декоративного творчества. 
Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали