Конспект занятия по художественному конструированию для детей с ОВЗ Подводный мир


Конспект занятие по художественному конструированию для детей с ОВЗ «Подводный мир»
Задачи:
- расширять знания детей о морских животных;
- закреплять навыки конструирования по замыслу;
- развивать творческие способности.
2) - корректировать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
3) - воспитывать умение работать в коллективе.
1.Организационный момент.
Стих о море.
2.Введение в тему.
В:Ребята сегодня мы отправимся в необычное путешествие по подводному миру. Познакомимся с жизнью морских обитателей. В практической части занятия займемся конструированием по замыслу – изготовим фоторамку, и оформим её природным материалом.
Представьте себе, что вы надели акваланги, погрузились в море и плывете. Как красиво вокруг вода бирюзового цвета, пушистые водоросли, разноцветные камни и великое множество живых существ. А что это за причудливые цветы прямо на дне моря? Кто знает? (ответы детей). Кораллы (коралловые полипы) это животные, только они не двигаются, но питаются и растут. Пищей им служат остатки от обеда других рыб. Щупальца полипов захватывают добычу, поражают её и отправляют в рот. Кораллы бывают разных расцветок, разной формы и величины, некоторые из них имеют вид ветвистых деревьев, некоторые округлых массивных образований. Тело кораллового полипа состоит из твёрдого известкового скелета, при размножении полипы сливаются и образуют единый мощный скелет. Рост кораллов происходит очень быстро, они образуют целые колонии, рифы, острова. Кораллы селятся в тёплых тропических морях. Кроме тепла этим животным нужен свет, поэтому они обитают на глубине, не превышающей 60 м. Люди добывают кораллы, делают из них сувениры украшения (рассматривание украшений из кораллов).
Для того чтобы вы лучше запомнили рассказ о кораллах давайте поиграем в игру «Запомни слова». Я назову пять слов из рассказа вы должны их запомнить и повторить: полипы, щупальца, добыча, скелет, рост. Следующие семь слов: колонии, рифы, острова, тепло, свет, глубина, украшения.
Плывём дальше и что же мы видим. Это морские звёзды. Малоподвижные, яркоокрашенные животные, населяющие дно морей и океанов. Они медленно ползают по дну или зарываются в ил. Тело имеет лучевую симметрию и обычно бывает в виде пятилучевой звезды или пятиугольника. Рот у морских звёзд расположен на нижней стороне тела. Многие звёзды способны выворачивать желудок наружу, обволакивать им добычу и переваривать её вне своего тела, не заглатывая. Питаются звёзды моллюсками. Некоторые уничтожают промысловых мидий и устриц (рассматривание морских звёзд).
Игра «Какое слово встречается чаще других». Послушайте слова из рассказа о морских звёздах и определите, какое слово встречается чаще других: «Малоподвижные, животные, дно, ползают, зарываются, ил, животные, желудок, добыча, переваривать, не заглатывая, животные, питаются, моллюски». А теперь на нашем пути встретились моллюски! Что это за существа? Моллюски, в переводе с латинского, значит мягкотелые. Делятся на три класса:1) брюхоногие (улитки)
2) двустворчатые
3) головоногие (осьминоги, кальмары, каракатицы).
Костей у моллюсков нет, а их мягкое тело защищает завитая раковина или ракушка. Брюхоногими улиток назвали потому, что они ползают как бы на брюшке, на самом деле это просто нога. А внутренности улитки находятся внутри раковины. Улитки бывают наземные, пресноводные и морские. Раковина у моллюсков иногда может закрываться тонкой роговой крышечкой, которая находится на заднем конце ноги. Когда моллюск полностью скрывается в своей раковине, крышечка плотно закрывается, изолируя животное от внешней опасности. Формы раковин брюхоногих моллюсков очень разнообразны: закрученная спираль, извитый конус, причудливое веретено, крутобокая башенка, незамысловатый цилиндр. Раковины однородно или ярко окрашены, имеют различные рисунки, они не гладкие, а рельефные имеют рёбра, линии, шипы, волоски. Например, тигровая ципрея, имеет белую раковину, сплошь усеянную тёмными пятнами. Арабская ципрея покрыта как бы арабскими письменами. Ципрея монетка нежно желтого цвета, под названием «каури» служила денежной единицей в бассейне Тихого и Индийского океанов до 20 века, а в некоторых местах ее и сейчас употребляют как деньги.
Привлекает к себе внимание улитка крылорог с мощной раковиной и рогами на ней.
На рифах обитают моллюски с тонкими раковинами, например моллюск харпа нежная окраска и тонкий рисунок раковины ставят харпу впервые ряды «чудес» тропического моря.
Улитки в основном питаются остатками пищи рыб и водорослями, но есть и хищные улитки, которые едят своих собратьев. Например, семейство пурпурных. Особенность этих улиток ещё и в том, что они имеют пурпурную железу. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура, которой окрашивали ткань. Эта ткань стоила очень дорого. Тонниды крупные хищные моллюски, их основная добыча различные иглокожие, например морские звезды и голотурии. А такие улитки как рапана питаются двустворчатыми моллюсками мидиями устрицами, гребешками.
Из раковин брюхоногих моллюсков, после специальной обработки, делают сувениры, украшения, ювелирные изделия.
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, отсюда и название двустворчатые, к ним относятся мидии. Мидии поселяются большими сообществами, крепко прикрепляясь за скалы и плотным слоем, покрывая прибрежную зону морского дна. Бывает несколько видов мидий: гиганская мидия (чёрная ракушка) живёт в Японском море, достигает в дину 25 см., у обыкновенной, съедобной мидии раковина длинной 4-8 см. Люди разводят мидий на специальных плантациях в море и употребляют в пищу.
Устрицы: в тёплых морях скопления устриц образуют своеобразные полосы шириной от 1 до 300 м. Створки раковины устриц грубочешуйчатые и изменчивы по форме. Открыв створки раковины, устрица втягивает воду, а с ней и пищу - мельчайший планктон. Взрослая устрица неподвижна, она крепко прикрепляется к твёрдой поверхности подводных предметов. В возрасте 3-4 лет устрица даёт миллионы яиц, из которых развиваются свободноплавающие личинки. Затем они опускаются на дно и, прикрепившись, начинают «осёдлый» образ жизни. Устрицы с древних времён служили пищей человеку. Ежегодно в мире добывают около 250 тонн устриц. Раковины устриц, хотя и не богаты перламутром, но дают ценное сырьё для изготовления различных художественных изделий.
Питаются двустворчатые моллюски остатками водных растений и животных. Питаясь, они очищают воду от загрязнений.
На дне тёплых морей, среди разноцветных кораллов обитает самый большой двустворчатый моллюск - тридакна. Вес её 200 кг, а в длину она вырастает до полутора метров. Мышцы, замыкающие створки гиганской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно лишь при помощи лома. Тридакны- гиганты очень опасны для водолазов и для искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны.
С давних времён раковины и мясо тридакны использовали жители островов. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки и др. Сами раковины служили сосудами для воды. Теперь тридакны – украшение дворов, садов, жилищ местных жителей на островах Таити, Фиджи.
Все двустворчатые моллюски образуют жемчужины. Жемчужины образуются тогда, когда в раковину попадает песчинка, на которой откладываются слои перламутра.
Все брюхоногие и двустворчатые моллюски малоподвижны, они обитают в мягком иле, песках или на каменистых поверхностях. Продолжительность их жизни составляет от нескольких месяцев до нескольких десятков лет.Моллюски служат кормом многим рыбам и китам, а также захватывая вместе с водой для себя корм являются важными природными очистителями воды.
Для того чтобы запомнить рассказы о моллюсках давайте поиграем: если услышишь слово не из рассказа о брюхоногих моллюсках хлопни в ладоши: «Мягкотелые, нога, морские, огонь, улитки, брюшко, наземные, пресноводные, картина, раковины, тигровая ципрея, пятна , земля, ципрея- монетка, денежная единица, цвет, перо, мощная, крылорог, харпа, рисунок, солнце, тропическое море, хищные, пурпурные, пальма, краска, ткань, тонниды, питаются, рапана».
Задание: из разбросанных слов составь предложение.
Практическая часть:
А сейчас перейдем к практической части занятия.
Как мы уже сказали, люди добывают раковины моллюсков и используют для изготовления сувениров, украшений. Сейчас мы с вами попробуем с помощью ракушек украсить фоторамку.
Ракушки, морские звёзды, кораллы - это прекрасный материал для творчества. Но как вы думаете, можно ли добывать этих животных в большом количестве (ответы детей)?
В природе всё взаимосвязано, если исчезнет один вид животных, то может исчезнуть и другой. Всё в природе живёт благодаря друг другу. Поэтому люди должны беречь и охранять природу, забирая самую малую часть.
Дети оформляют фоторамки.
Итог: анализ детских работ.