Занятие в старшей группе по ИЗО Обрывная аппликация Золотая береза


Структурное подразделение МБ ДОУ №121 СПК «Мечта» Ростовская область г.Батайск Обрывная аппликация в старшей группе «Золотая береза» Воспитатель: Мосявра Любовь Дмитриевна. Задачи:
Вызвать у детей интерес к изображению осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны (аппликация) и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (аппликация и рисование). Совершенствовать технические умения. Развивать чувство цвета и композиции.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций, художественных открыток, слайдов с осенними пейзажами (И. Левитан «Золотая осень»). Беседа о золотой осени. Работа по развитию речи на обогащение речи многозначными словами (золотые руки, золотое сердце, золотая голова, золотое слово, золотое время и т. д.). Совершенствование техники обрывной аппликации - наблюдение за творческой работой воспитателя и подготовка композиционных основ для детей. Знакомство с искусством Золотой Хохломы, освоение несложных элементов кистевой росписи.
Материал:
Листы бумаги разного цвета и размера для фона, цветная бумага для изображения берёз жёлтая, золотая фольга, зелёная, белая, ножницы, кисти, белая и чёрная гуашь, цветные карандаши, коробочки для обрезков, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные образцы для показа детям способов оформления кроны золотых берёзок в технике обрывной аппликации (целый силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины, модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т. д.)
Ход занятия
1. Игровая ситуация: приход в гости к детям зайчика.
Воспитатель:
Ребята,сегодня мы с вами будем делать аппликацию дерева. А вот какое, давайте посмотрим на экран телевизора.(Чтение стихотворения А.Прокофьева «Береза»)

(Воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения)
Поэт в своем стихотворении описывает березку в летний период. А у нас сейчас какое время года? Как вы думаете,какая должна быть березка? (Показ слайдов осеннего леса)

В золотом убранстве лес осенний снова,И наряд сменила милая береза,Золотом покрылись все её листочки,На макушке к небу в синеньком платочке Не жалеет осень ни сребра, ни злата,Как художник осень красками богата,В золотом убранстве лес осенний снова,И наряд сменила милая береза.
Л.Бондаренко
(Слышится чей-то плач) Посмотрите, кто пришел к нам? (Ответы детей). Да, это зайчик. Он вышел из своей норки погулять, но заблудился в лесу и не знает теперь, как ему добраться до дома. Зайка просит вас помочь ему найти его норку, которая находится под березой. Поможем ему? (Ответы детей). Давайте сделаем красивые картины с березами, и наш гость быстро найдет свою норку.
2. Показ разных вариантов оформления кроны в технике обрывной аппликации:

- крона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;
- дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
3. Объяснение задания и показ: сначала приклеить дерево , а потом обрывные маленькие кусочки цветной бумаги листики клеим; обрываем по контуру дерево и крону(аппликация) . 4. Физкультминутка.
Скок-поскок, скок-поскок, зайка прыгнул на пенек (шаги на месте на двух ногах),В барабан он громко бьет ,в чехарду играть зовет (бьем в барабаны),Зайке холодно сидеть ,нужно лапочки погреть (трем ладошки),Лапки вверх, лапки вниз (руки вверх – вниз),На носочки потянись (потянуться, поднять руки вверх),Лапки ставим на бочок (руки на пояс),На носочках скок – поскок (прыжки на месте на двух ногах),А затем вприсядку,чтоб не мерзли лапки (шаги на месте).
5. Выполнение задания детьми, индивидуальные советы и помощь, подсказки.
(Дети выполняют задание под тихое звучание музыки)
Воспитатель поочерёдно показывает детям разные варианты оформления короны в технике обрывной аппликации и просит детей самостоятельно определить способ:
• целый силуэт, который можно сначала нарисовать и потом не вырезать ножницами, а общипать пальчиками по нарисованному контору;
• корона дерева из кусочков рваной бумаги разной величины;
• дерево из рваных полосок разной длины и ширины;
• модульная аппликация из мелких кусочков бумаги;
Воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы обрывной аппликации) и при желании оформить веточки берёзы декоративными элементами по мотивам золотой хохломы.

В конце занятия выставка детских работ. Список использованной литературы:И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». М:2011