Презентация к уроку Русская матрешка


РУССКАЯ МАТРЕШКА Как две радуги брови,Губы -маки, пунцовый наряд, И румянцем свежие морковкиГлянцевые щеки горят. Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства. Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого мудреца Фукурума, которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. В одном из альбомов русского художника С.В.Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А выточил ее мастер-токарь В.П.Звездочкин, уроженец Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Местом рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание”А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал Звездочкин. В разъемной игрушке был воплощен образ крестьянской девочки окрещенной в народе распространенным именем Матрешка(Матрена). Вот такой была самая первая русская игрушка, ставшая русским национальным сувениром. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Первая матрешка держит черного петуха, у маленькой палец во рту. На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети. А затем и в г. Семенове Нижегородской губернии и с. Полхов-Майдан. Сергиев Посад С 1900 г. в этом подмосковном городке, которую называют игрушечной столицей России, начали серийно изготавливать матрешки: древнерусские витязи и бояре шлемовидной формы, в честь столетия Отечественной войны в “Кутузов” и “Наполеон” со штабами, Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной, женихи и невесты с многочисленными родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками, узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках. В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова, басня“Квартет” И.А. Крылова и многие другие. 100- летний юбилей Н.В. Гоголя был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Позже матрешку этих мест стали называть загорской (из-за переименования города). Круглолицая девушка в платке и прикрытом передником сарафане, расписанные сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками с использованием трех – четырех цветов – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Тарас Бульба Богатыри Бояре горожане Первая «Репка» семья «Колобок» Вытачивание цилиндра по максимальному диаметру матрешки, разметка и обточка внешней поверхности и внутренней полости, доводка изделия Роспись матрешки Загорская матрешка в чем-то походит на первую матрешку .Так же наряжена , в руках держит узелок , корзину или цветы. У матрешек намечается несложный геометрический орнамент из полосок и мазков. Для выполнения пятен пользуются тычком. От совмещения пятен получается эффект «лепестков» цветка. Семеновская матрешка  Самое главное отличие образа семеновской матрешки – декор :крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки . Алые розы , маки , ягоды и листья собраны в букеты ,которые держат матрешки в руках. В манере письма угадывается влияние росписи золотой хохломы Полховская матрешка Матрешки Полховского Майдана расцвечены веткой с алыми цветами . Лицо обрамляют «кудри» . У нее нет таких деталей , как руки, сарафан , кофта. Нет платка с завязанными концами. . Роспись полховскихматрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черногоцветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” –наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и“пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.