Статья Роль пропедевтического курса по химии для школьников.


Наговицына Ирина Сергеевна,
учитель биологии и химии,
МБОУ «СОШ №3», г. Абакан
Роль пропедевтического курса по химии для школьников
При опросе учеников о предмете химии, вы сталкиваетесь в большинстве случаев с тем, что на лице у детей образуется недовольство, потому что дети не воспринимают химию из-за непонимания. Они начинают искать причины своего недопонимания, то учитель неправильно объясняет, то предмет неинтересный, то якобы их заставляют вызубрить всю таблицу Менделеева и т.д. «Вот если бы учитель что-нибудь взорвал, показал фейерверк, то тогда бы нам понравилось» - отвечают дети. Объяснить ученикам, что прежде чем делать опыты, мы должны для начала выучить химическую символику, да технику безопасности. Но детям необходимо всё и сразу. Ведь как вы понимаете, чтобы правильно говорить и писать. Мы же сначала изучаем буквы, потом из букв складываем слоги, из слогов – слова, из слов – предложения. Также и в химии, сначала учим символы, потом формулы, реакции и можно с уверенностью включать такой метод обучения как опыт.
Конечно после фраз детей: «Не понимаю, не хочу» начинаешь задумываться о том, как бы интереснее преподнести детям свой предмет. Ведь в основном ученики начинают изучать химию в 8 классе, а как мы знаем, дети данного возраста отличаются от всех остальных детей так называемым «переходным возрастом» и нам необходимо находить подходы для их характера, а тут еще и новый предмет. Да, по новым стандартам образования, мы строим свой урок так, чтобы и заинтересовать детей и чтобы в основном работали они, но у них непонимание предмета как врожденный рефлекс. Поэтому я считаю, что самым лучшим способом интересного изучения предмета химии – это пропедевтический курс, который вводится в 7 классе. В чем же особенности данного курса? И почему он так необходим?
Главная цель данного курса – развивать мышление, любознательность, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.
Основные цели курса:
-подготовить учащихся к изучению серьёзного предмета,
-разгрузить курс химии основной школы,
-показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии,
- интегрировать знания по предметам естественно научного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химии».
Курс состоит из четырех частей:
Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» – актуализирует химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе.
Вторая тема курса – «Математика в химии» – позволяет отработать расчетные умения и навыки, столь необходимые при решении химических задач, для которых катастрофически не хватает времени в основной школе.
Третья тема – «Явления, происходящие с веществами» – актуализирует сведения учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химического процесса на старшей ступени обучения.
Четвертая тема – «Рассказы по химии» – призвана показать яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития. Она содержит этюды о великих русских химиках, об отдельных химических веществах и некоторых химических реакциях.
Четвёртое направление. Реализует идею раннего систематического изучения химии как составную часть школьного курса.
Курс пропедевтики не предусмотрен федеральным базисным учебным планом и изучение его в нашей школе – исключительно собственная инициатива и администрации образовательных учреждений.
Химия – наука экспериментальная. Для формирования практических умений и навыков подбираются несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы: знакомство с лабораторным оборудованием, проведение простейших операций обращения с этим оборудованием и химическими веществами; соблюдение несложных правил техники безопасности; фиксация результатов наблюдения и их анализ.
Так же для достижения поставленных целей используется домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям ТБ и обеспечивает лучшее ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера («Выращивание кристаллов», «Наблюдение за коррозией металлов» и др.).
В данном курсе для достижение наилучшего результата лучше использовать активные формы и методы обучения: самостоятельные работы, защита мини-проектов, подготовка сообщений для участия в ученических конференциях, обсуждение результатов экспериментов.
Для развития логических операций мышления (анализ, синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т.д.) на уроках применяются тематические игры: лабиринты, ребусы, кроссворды, рассказы-загадки с возрастным учетом обучающихся.
Форма тематического контроля – защита мини-проектов.
Цель пропедевтического курса: Дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, базовые понятия химии, выработать умения пользования элементарным химическим лабораторным оборудованием, освоить химическую символику. Благодаря такой цели вы постепенно заинтересовываете учеников, так как в данном курсе сложного ничего нет. Давайте разберемся! Учебник О.С.Габриеляна «Химия. Вводный курс» включает в себя 4 главы: «Химия в центре естествознания», «Математика и химия», «Явления, происходящие с веществами», «Рассказы по химии». Каждая глава включает в себя метапредметное изучение химии, различные практические работы, расчёты и др. Любой урок вы можете строить, как хотите, это может быть игровая деятельность, кейс задания, проблемное обучение, дискуссии, индивидуальные задания и т.д. При этом вы даете ребенку возможность, во-первых, получить интерес, во-вторых, заработать оценку. В конце изучения данного курса можно сделать групповые мини-проекты, что дает возможность учеников сплотить друг с другом.