Рабочая программа по физике 10-11 класс, автор Грачев


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 имени летчика Игоря Щипанова
станицы Ясенской муниципального образования Ейский район


УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ______2015 года,
протокол №__
Председатель педсовета
_________________Т.А.Марченко
подпись руководителя ОУ






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По __физике_______________________________________________________

Уровень образования (класс) - среднее общее образование 10-11 класс
Количество часов _136________
Учитель___Фандеева Анна Константиновна_______________







Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов), с учётом авторской программы «Физика 7-9, 10-11 классы» А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2014 г.












1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основании:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
требований федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов) к результатам освоения основной образовательной программы;
основных направлений программ, включённых в структуру ООП основного общего образования МБОУ СОШ №21 им. Летчика Игоря Щипанова ст. Ясенской (утверждена_______);
примерной программы среднего (полного) общего образования: физика: 10-11 классы / под общ. Ред. Акад. РАО М.В.Рыжакова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
с учетом УМК А.В.Грачев «Физика 7-9, 10-11 классы» / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2014г.


Цели и задачи курса физики
Цели изучения физики в средней школе следующие:
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Благодаря направленности программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса физики, она играет важную роль в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП школы.
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы по предмету
Для решения основных задач обучения требуются книги, созданные на основе глубокого изучения основ наук, освоения их идей, традиций и конкретного содержания. Программа для среднего общего образования, авторами которой являются А. В. Грачев, В. А. Погожев, П.Ю.Боков соответствует данному требованию. К данной программе разработан учебно-методический комплект (УМК) по физике для 10-11 классов общеобразовательных организация (авторы А.В.Грачев, В.А.Погожев и др.). УМК выпускает издательство «Вентана-Граф». Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год. Содержание учебников соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.04 № 1089 (для VI-XI (XII) классов) к результатам освоения основной образовательной программы. Достоинством учебников данного УМК являются ясность, краткость и доступность изложения, подробно описанные и снабженные рисунками демонстрационные опыты и экспериментальные задачи. Все главы учебника содержат богатый иллюстративный материал. Учебник включает весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличается простотой и доступностью изложения материала, предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять на практике.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Школьный курс физики системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно. В 10-11 классах осуществляется систематизация физических знаний, полученных за весь период обучения в школе, осуществляется изучение принципов действия различных приборов и устройств, с которыми человек имеет дело в повседневной жизни. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Это содержание развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности; знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение физики в 10-11 классах 140 часов за два года обучения при двухчасовом планировании. Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на реализацию за 68 учебных часов (2 часа в неделю) в 10 классе и 68 часов в 11 классе (2 часа в неделю). Авторская программа рассчитана на 140 учебных часов, из которых 6 часов являются резервными в 10 классе и 4 часа – в 11 кл. В данной рабочей программе за счет резервного времени в 10 классе увеличено количество часов на изучение тем: «Прямолинейное равномерное движение по плоскости» - 1 час, «Твёрдое тело. Равновесие тела. Момент силы» - 1 час; добавлены темы «Решение задач с использованием законов сохранения импульса и механической энергии» - 1 час, «Повторение по темам «Основы МКТ и термодинамики» - 1 час. В связи с отсутствием необходимого оборудования, была осуществлена замена лабораторной работы «Определение температуры плавления олова» на л/р «Определение температуры плавления льда». В целях активизации учебной деятельности у учеников 11 класса, резервные часы авторской программы были уменьшены на 2 часа и израсходованы на проведение дополнительной лабораторной работы по теме «Определение знака заряда частиц по фотографиям их треков в камере с магнитным полем». За счет резервного времени на изучение темы «Электрический ток в газах. Плазма. Электрический ток в вакууме» отводится дополнительный час.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Грачев А. В. «Физика 10». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
Грачев А. В. «Физика 11». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.


4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

в 10 классе
Кинематика (13)
Положение тела в пространстве. Способы описания механического движения. Системы отсчёта. Перемещение. Путь. Скорость. Прямолинейное равномерное движение по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Закон сложения перемещений и скоростей. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Ускорение при равномерном движении по окружности. Поступательное и вращательное движения твёрдого тела.
Лабораторные работы:
Л /р 1. Изучение равноускоренного прямолинейного движения.
Л /р 2. Измерение высоты подъёма тела при свободном падении.
Динамика (11)
Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. Измерение сил. Инертность. Масса. Второй закон Ньютона. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Деформации. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Закон всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников. Законы Кеплера. Принцип относительности Галилея. Инерциальные и неинерциальные системы отсчёта.
Законы сохранения в механике (7)
Импульс. Изменение импульса материальной точки. Система тел. Закон сохранения импульса. Центр масс. Теорема о движении центра масс. Механическая работа. Вычисление работы сил. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Статика (5)
Твёрдое тело. Равновесие тела. Момент силы. Условие равновесия твёрдого тела. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Гидростатическое давление. Атмосферное давление. Законы гидро- и аэростатики.

Основы МКТ и термодинамики (13)
Основные положения МКТ. Характер движения и взаимодействия молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Масса молекул. Количество вещества. Молярная масса. Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Температура и тепловое равновесие. Количество теплоты. Удельная и молярная теплоёмкость вещества. Законы идеального газа. Объединённый газовый закон. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул. Распределение молекул газа по скоростям. Применение первого закона термодинамики к изобарическому процессу. Применение первого закона термодинамики к изохорическому, изотермическому и адиабатическому процессам.
Лабораторные работы:
Л/р 3 . Определение размеров молекулы масла.
Л/р 4. Изучение зависимости между давлением и объёмом газа при постоянной температуре.
Тепловые машины (2)
Преобразование энергии в тепловых машинах. Принцип действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Цикл Карно. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы (8)
Испарение и конденсация. Скорость процесса испарения. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Измерение влажности. Удельная теплота парообразования. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Структура твёрдых тел. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления.
Лабораторные работы:
Л /р 5. Измерение относительной влажности воздуха.
Л /р 6. Определение температуры плавления льда.
Электростатика (9)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Проводники и диэлектрики. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Сложение электрических сил. Дальнодействие и близкодействие. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии электрического поля. Однородное электрическое поле. Работа сил электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Проводники в постоянном электрическом поле. Диэлектрики в постоянном электрическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Конденсаторы. Ёмкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора.

в 11 классе
Постоянный электрический ток (12)
Постоянный электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Направление и сила тока. Электрическая цепь. Свободные носители заряда. Электрический ток в проводниках. Вольтамперная характеристика проводника. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление. Расчёт сопротивления системы, состоящей из нескольких проводников. Последовательное и параллельное соединение резисторов. Измерение силы тока и напряжения. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля Ленца. Источник тока. Электродвижущая сила. Замкнутая электрическая цепь. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз и его применение. Электрический ток в газах. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы.
Лабораторные работы:
Л/р 1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Магнитное поле (5)
Магнитное взаимодействие. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Лоренца. Линии магнитной индукции. Движение заряженных частиц в магнитном поле. Картины магнитных полей. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Магнитное взаимодействие проводников с током. Единица силы тока ампер. Действие магнитного поля на рамку с током. Электродвигатель постоянного тока. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция (7)
Опыты Фарадея. Открытие электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущемся проводнике. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Индуктивность. Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока.
Лабораторные работы:
Л/р 2. Изучение явления электромагнитной индукции.
Колебания и волны (14)
Механические колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Кинематика колебательного движения. Динамика колебательного движения. Преобразование энергии при механических колебаниях. Математический маятник. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Свободные электромагнитные колебания. Гармонические колебания в колебательном контуре. Переменный электрический ток. Источник переменного тока. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Мощность в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Трансформатор. Механические волны. Звук. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Геометрическая оптика. Свойство волн (11)
Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. Построение изображений в плоских зеркалах. Закон преломления света на границе раздела двух изотропных прозрачных сред. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Линзы. Тонкие линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими собирающими и рассеивающими линзами. Глаз и зрение. Оптические приборы. Волновой фронт. Принцип Гюйгенса. Поляризация волн. Интерференция волн. Интерференция света. Дифракция света.
Лабораторные работы:
Л/р3. Определение показателя преломления стекла.
Элементы теории относительности (2)
Постулаты специальной теории относительности. Относительность одновременности событий. Замедление времени и сокращение длины
Квантовая физика. Строение атома (6)
Равновесное тепловое излучение. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Корпускулярно-волновой дуализм. Давление света. Гипотеза де Бройля. Планетарная модель атома. Первый постулат Бора. Правило квантования орбит. Второй постулат Бора. Спектры испускания и поглощения. Лазеры и их применение
Физика атома и атомного ядра (8)
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомного ядра. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Причины радиоактивности. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Методы регистрации ионизирующих ядерных излучений. Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Повторение по темам «Квантовая физика. Строение атома», «Физика атома и атомного ядра».
Лабораторные работы:
Л/р 4. Определение знака заряда частиц по фотографиям их треков в камере с магнитным полем.
Строение Вселенной (3)
Основные методы исследования в астрономии. Определение расстояний до небесных тел.
Солнце. Солнечная система. Физические характеристики звёзд. Эволюция звёзд. Вселенная

Курс обучения физики в 10 классе включает 5 контрольных работ. Контрольная работа №1 посвящена разделу «Кинематика». Контрольная работа №2 - «Динамика». Контрольная работа №3 - «Законы сохранения в механике», «Статика». Контрольная работа №4 – «Основы МКТ и термодинамики», «Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы» и «Тепловые машины», Контрольная работа №5 – итоговая контрольная работа.
Курс обучения физики в 11 классе включает 5 контрольных работ. Контрольная работа №1 и посвящена разделу «Постоянный электрический ток». Контрольная работа №2 - «Магнитное поле» и «Электромагнитная индукция». Контрольная работа №3 - «Механические колебания», «Электромагнитные колебания», «Механические и электромагнитные волны». Контрольная работа №4 – «Свойства волн» и «Геометрическая оптика», Контрольная работа №5 – «Элементы теории относительности», «Квантовая физика», «Физика атомного ядра».
Контрольная работа на данную тему состоит из 2 вариантов. Каждый из вариантов содержат задания 1 и повышенного уровней.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочётов или имеющую не более одного недочёта.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
Не более одной негрубой ошибки и одного недочёта
Не более двух недочётов
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
Не более двух грубых ошибок;
Не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта;
Не более двух, трёх грубых ошибок;
Одной негрубой ошибки и трёх недочётов;
При отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочётов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3» , или если правильно выполнено менее половины работы.

Формы контроля

Виды контроля
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
В год

10 класс

Контрольные работы
1
1
1
2
5

Лабораторные работы
2
-
2
2
6

11 класс

Контрольные работы
1
1
2
1
5

Лабораторные работы
1
1
1
1
4






5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская
программа
Рабочая программа по классам

10 КЛАСС

1
Кинематика
12
13

2
Динамика
11
11

3
Законы сохранения в механике
6
7

4
Статика
4
5

5
Основы МКТ и термодинамики
12
13

6
Тепловые машины
2
2

7
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы
8
9

8
Электростатика
9
8

9
Резерв времени
6
-


Итого
70
68

11 КЛАСС

1
Постоянный электрический ток
11
12

2
Магнитное поле
5
5

3
Электромагнитная индукция
7
7

4
Колебания и волны
14
14

5
Геометрическая оптика. Свойства волн
11
11

6
Элементы теории относительности
2
2

7
Квантовая физика. Строение атома
6
6

8
Физика атома и атомного ядра
7
8

9
Строение Вселенной
3
3

10
Резерв времени
4
-


Итого
70
68


Всего
140
136




6.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).


Грачев А. В. «Физика 10». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
52


Грачев А. В. «Физика 11». Учебник / А. В. Грачев, В. А. Погожев, А. В. Селиверстов. – М.: Вентана-Граф. - 2013г.
52

2. Печатные пособия


Годова И.В.Физика. 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: Интеллект, 2011. – 96 с.
1


Годова И.В.Физика. 11 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате. – М.: Интелект, 2011. – 80 с.
1


Г. Н. Степанова, А. П. Степанов. Сборник вопросов и задач по физике: Основная школа. – ООО «СТП Школа», 2012.
1

3. Технические средства обучения (средства ИКТ, цифровые образовательные ресурсы)


Персональный компьютер
1


Мультимедийный проектор
1


Электронная доска
1


Вебкамера
1

4. Экранно-звуковые пособия


Интерактивные учебные пособия «Наглядная физика»
17

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Амперметр
20


Вольтметр
20


Весы учебные с гирями до 200 г.
10


Калориметр с мерным стаканом
20


Горелка
10


Катушка моток
20


Штативы
20


Пробирки
20


Колбы
10


Гидравлический пресс
1


Маятник Максвелла
1


Прибор для демонстрации постоянной Планка
1


Психрометр
1


Барометр
1


Магнит U-образный
10


Магнит полосной
10


Компас
20


Электроскоп
3


Термометр ртутный
10


Цилиндр измерительный
20


Набор тел разной массы и равного объёма
1


Линзы
20



Лабораторный набор:



Гидростатика, плавание тел.
10


Исследование изопроцессов в газах
10


Электричество
10


Механика, простые механизмы
10


Демонстрационный набор:



Геометрическая оптика
1


Магнетизм
1


Тепловые процессы
1


Электричество
3


Газовые законы
1


Прибор для изучения траектории брошенного тела.
1


Прибор для демонстрации давления в жидкости
1


7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучение физики в 10 классе учащийся должен сформировать умения:
Объяснять смысл: механического движения, системы отсчёта; выбирать систему отсчёта (тело отсчёта, систему координат) на плоскости.
Определять механическое движение, понятия: точечное тело, система отсчёта, траектория, прямолинейное равномерное и равноускоренное движения, перемещение и скорость прямолинейного равномерного движения; средняя скорость, мгновенная скорость, ускорение для равноускоренного движения.
Объяснять относительность механического движения, использовать принцип независимости движений при сложении движений; использовать закон сложения перемещений и скоростей.
Описывать механическое движение на плоскости в графическом и аналитическом видах.
Решать основную задачу механики: для равномерного прямолинейного движения; для прямолинейного равноускоренного движения.
Проводить прямые и косвенные измерения координаты тела, времени движения, скорости и ускорения при прямолинейном движении, угловой скорости и периода обращения при движении по окружности.
Описывать особенности криволинейного движения на плоскости, поступательного и вращательного движения твёрдого тела;
Определять равномерное движение тела по окружности и его характеристики, понятия: радиус-вектор, угловая скорость, период и частота обращения.
Объяснять смысл закона равномерного движения точечного тела по окружности.
Выполнять экспериментальные исследования прямолинейного равноускоренного движения, равномерного движения по окружности.
Решать физические задачи, используя знание законов: прямолинейного равномерного и равноускоренного движений на плоскости, равномерного движения по окружности, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) и графических зависимостей между ними, выбранных физических моделей, представляя решение в общем виде и/или в числовом выражении.
Объяснять основные свойства явлений: механическое действие, движение по инерции, взаимодействие тел, инертность, деформация, трение.
Объяснять смысл физических моделей: материальная точка, свободное тело, инерциальная система отсчёта.
Выбирать инерциальную систему отсчёта, соответствующую условию задачи; объяснять принцип относительности Галилея; описывать отличие инерциальной системы отсчёта от неинерциальной.
Описывать взаимодействие тел, используя физические величины: масса, сила, ускорение; использовать единицы СИ.
Объяснять смысл законов Ньютона, Гука, Амонтона Кулона, закона всемирного тяготения; решать задачи на их использование.
Проводить прямые и косвенные измерения физических величин: масса, плотность, сила. Оценивать погрешности прямых и косвенных измерений.
Находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой и под углом.
Понимать и объяснять свойства изучаемых сил, отвечать на четыре вопроса о силе.
Различать силу тяжести и вес тела, силы трения покоя и силы трения скольжения.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков и выявлять на их основе зависимость силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормальной реакции опоры.
Решать физические задачи о движении тела под действием нескольких сил, о движении взаимодействующих тел, в том числе о равномерном движении материальной точки по окружности, о движении планет и искусственных спутников, используя алгоритмы решения задач.
Описывать механическое движение материальной точки и системы материальных точек, используя для этого знание физических величин: импульс, импульс силы; понятия: центр масс, система тел, внутренние и внешние силы.
Объяснять смысл закона сохранения импульса; объяснять его содержание на уровне взаимосвязи физических величин; объяснять смысл теоремы о движении центра масс системы материальных точек.
Решать задачи с использованием закона сохранения импульса и закона сохранения проекции импульса, теоремы о движении центра масс.
Объяснять понятия: механическая работа (общий случай), кинетическая энергия тела, система тел, потенциальные силы, потенциальная энергия системы тел, внутренние и внешние силы, механическая энергия системы тел, мощность; давать определения данным понятиям; показывать, что работа потенциальной силы по любой замкнутой траектории равна нулю.
Использовать физические величины: механическая работа, кинетическая энергия тела, потенциальная энергия системы тел, механическая энергия для объяснения изменения механической энергии системы тел, закона сохранения механической энергии, решения задач.
Формулировать законы изменения и сохранения механической энергии; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии Объяснять условия равновесия тел, виды равновесия твёрдого тела; описывать передачу давления жидкостями и газами, явления гидростатического и атмосферного давления, плавания тел.
Объяснять смысл физической модели: абсолютно твёрдое тело; физических величин: плечо силы, момент силы, КПД, давление, выталкивающая сила.
Решать задачи на применение условий равновесия твёрдых тел, вычисление мощности и КПД простых механизмов, законов Паскаля, Архимеда.
Понимать и объяснять смысл «золотого правила механики» и условия его выполнения; объяснять принцип действия простых механизмов; приводить примеры практического использования знаний о законах статики, гидро- и аэростатики.
При повторении материала: решать задачи на вычисление работы сил (общий случай), мощности, кинетической энергии тела, потенциальной энергии системы тел, на применение закона сохранения механической энергии.
Объяснять явления теплового движения молекул, броуновского движения, диффузии, смачивания веществ; формулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.
Описывать взаимодействие молекул вещества в различных агрегатных состояниях, пользуясь выбранной моделью молекулы вещества.
Давать определения количества вещества, молярной массы, объяснять смысл этих физических величин, их единиц в СИ.
Объяснять физический смысл постоянной Авогадро; решать задачи на определение молярной массы и массы молекул различных веществ, числа молей и числа молекул вещества заданной массы, объёма.
Описывать изменение внутренней энергии термодинамической системы при совершении работы и при теплопередаче.
Определять и объяснять смысл понятий: термодинамическая система, внутренняя энергия, тепловое равновесие, средняя кинетическая энергия теплового движения молекул, температура.
Характеризовать и использовать физические величины: температура, давление, объём, количество теплоты, теплоёмкость, удельная теплоёмкость при изучении свойств тел и тепловых явлений; использовать обозначения физических величин и единицы физических величин в СИ.
Понимать смысл закона сохранения энергии в тепловых процессах (первый закон термодинамики), нулевого закона термодинамики законов идеального газа, уравнения состояния идеального газа и основного уравнения МКТ; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Проводить прямые измерения физических величин: массы, температуры, давления; косвенные измерения физических величин: внутренней энергии, количества теплоты, удельной теплоёмкости; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений температуры, массы, плотности.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; анализировать характер зависимости между физическими величинами.
Пользоваться термодинамической шкалой Кельвина, осуществлять перевод значений температуры для шкал Кельвина и Цельсия.
Решать задачи на использование первого закона термодинамики, задачи на определение количества теплоты, температуры, массы, удельной теплоёмкости вещества при теплопередаче.
Решать задачи на расчёт количеств теплоты при теплообмене.
Объяснять понятие равновесного процесса, модели идеального газа.
Выражать графически зависимость между макропараметрами термодинамической системы для изопроцессов.
Применять первый закон термодинамики к изопроцессам, отвечать на четыре вопроса о состоянии системы в термодинамическом процессе. Решать задачи на законы идеального газа для изопроцессов, объединённый газовый закон, на применение первого закона термодинамики к изотермическому, изохорическому, адиабатическому процессам.
Определять основные части любого теплового двигателя (нагреватель, холодильник, рабочее тело).
Объяснять принцип действия тепловых машин, необходимые условия работы теплового двигателя.
Вычислять КПД и максимально возможный КПД тепловых двигателей.
Объяснять смысл второго закона термодинамики в различных формулировках.
Приводить примеры необратимых процессов, характеризовать переход системы от порядка к хаосу поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ.

В результате изучение физики в 11 классе учащийся должен сформировать умения:
Объяснять электрические явления: электрический ток, условия его возникновения, сопротивление, тепловое действие тока, электролиз, электрический ток в электролитах, газах (газовые разряды), вакууме (эмиссию электронов), полупроводниках, проводимость полупроводников.
Определять физические величины: сила тока,
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока (средняя и мгновенная), ЭДС, внутреннее сопротивление источника тока, использовать их при объяснении электрических явлений и решении задач; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ; трактовать смысл используемых физических величин.
Объяснять смысл физических законов: Ома для участка цепи, Джоуля Ленца, закон Ома для полной цепи, закон Фарадея для электролиза; объяснять содержание законов на уровне взаимосвязи физических величин.
Проводить прямые измерения физических величин: силы тока, напряжения, косвенные измерения физических величин: сопротивления, работы и мощности тока; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений силы тока, напряжения, сопротивления, работы тока.
Выполнять экспериментальные исследования в целях определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока; пользоваться амперметром, вольтметром, реостатом.
Решать задачи, используя: закон Ома для участка цепи и полной цепи, закон Джоуля Ленца, зависимости между физическими величинами при последовательном и параллельном соединении проводников, выражений для сопротивления проводника, работы и мощности тока.
Объяснять устройство и принцип действия плавкого предохранителя, принципы работы электрических осветительных и нагревательных приборов, источников тока, полупроводникового диода.
Соблюдать правила безопасности при работе с источниками тока, измерительными приборами, бытовыми электронагревательными приборами
Характеризовать магнитные взаимодействия и свойства материалов.
Объяснять смысл физических моделей: магнитная стрелка, линии магнитной индукции.
Описывать магнитные взаимодействия проводника с током и постоянного магнита, двух проводников с током.
Описывать действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу, определять магнитную составляющую силы Лоренца.
Воспроизводить линии магнитной индукции вокруг прямолинейного проводника, витка, катушки с током.
Объяснять зависимость силы, действующей на проводник с током со стороны магнитного поля, от силы тока и длины участка проводника; определять модуль и направление силы Ампера.
Описывать физические величины: сила тока, модуль индукции магнитного поля; использовать их обозначения и единицы в СИ; трактовать смысл.
Находить направление линий магнитной индукции вокруг проводника с током с помощью правила буравчика (правого винта).
Описывать действие магнитного тока на рамку с током, объяснять принцип действия электродвигателя постоянного тока, изучать его на модели.
Характеризовать магнитные свойства веществ в зависимости от интенсивности взаимодействия с магнитным полем, магнитную проницаемость вещества
Объяснять опыты Фарадея по изучению электромагнитной индукции, проводить их экспериментальную проверку, объяснять результаты экспериментов.
Определять физические величины: ЭДС индукции, магнитный поток, индуктивность, энергия магнитного поля; использовать их обозначения и единицы в СИ; трактовать смысл, определять знак магнитного потока и ЭДС индукции.
Объяснять физические явления: возникновение сторонних сил в движущемся проводнике в магнитном поле, вихревого электрического поля при изменении магнитного поля, самоиндукции.
Формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца; воспроизводить смысл понятия «электромагнитное поле».
Находить направление индукционного тока с помощью правила Ленца.
Решать задачи, используя знания явления и закона электромагнитной индукции, определений физических величин
Описывать явления механических колебаний (свободные, затухающие, вынужденные, резонанс) и определять их основные свойства.
Использовать для описания явлений физические величины: период, циклическая частота, амплитуда, начальная фаза колебаний; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Объяснять смысл физических моделей: колебательная система, пружинный и математический маятники, описывать механические колебания пружинного маятника.
Объяснять свободные, затухающие, вынужденные колебания с энергетической точки зрения, описывать преобразование энергии при свободных гармонических колебаниях.
Решать физические задачи по кинематике и динамике колебательных движений, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними, выбранных физических моделей
Описывать физические явления, лежащие в основе свободных электромагнитных колебаний в колебательном контуре, получения переменного тока, передачи электрической энергии.
Использовать для описания явлений в колебательном контуре физические величины: заряд конденсатора, сила тока, ёмкость конденсатора и индуктивность катушки; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Объяснять процессы в колебательном контуре с энергетической точки зрения, взаимосвязи заряда конденсатора и тока в цепи.
Объяснять процессы протекания переменного тока в цепи с активным сопротивлением, физический смысл величин: действующее значение силы переменного тока, переменного напряжения.
Описывать явления вынужденных электромагнитных колебаний, резонанса, использовать для описания амплитудно-частотную характеристику колебательной системы; анализировать график АЧХ, определять резонансную частоту системы.
Описывать принцип работы и устройство генератора переменного тока, приводить характеристики современных генераторов; описывать схему передачи электрической энергии, принцип работы трансформатора.
Решать физические задачи, используя знание определений физических величин, аналитических зависимостей (формул) между ними.
Описывать явления волн (механических и электромагнитных, звуковых) и определять их основные свойства; использовать для описания физические величины: длина волны и скорость волны; определять физические величины, использовать их обозначения и единицы в СИ.
Использовать для описания электромагнитных волн физические величины: напряжённость электрического поля, индукция магнитного поля, скорость и длина электромагнитной волны.
Понимать основные положения и выводы теории Максвелла, объяснять основные свойства электромагнитных волн, взаимосвязь длины волны и частоты электромагнитных колебаний.
Описывать шкалу электромагнитных волн, характеризовать свойства волн различных частот (длин волны); приводить примеры использования электромагнитных волн различных диапазонов.
Объяснять основные принципы радиосвязи и телевидения (процессы передачи и приёма радио- и телевизионных сигналов), особенности передачи звука и изображения.
Описывать основные свойства световых явлений: прямолинейное распространение света, отражения и преломления света, полного внутреннего отражения, дисперсию света; объяснять физический смысл законов отражения света.
Понимать границы применимости законов геометрической оптики.
Объяснять смысл физических моделей: точечный источник света, световой луч, тонкая линза; использовать их при изучении световых явлений.
Использовать для описания световых явлений физические величины: абсолютный и относительный показатели преломления; фокусное расстояние и оптическая сила линзы; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ; трактовать смысл используемых физических величин.
Проводить прямые измерения фокусного расстояния собирающей линзы, косвенные измерения оптической силы линзы; оценивать погрешности прямых и косвенных измерений.
Строить изображения, создаваемые тонкими собирающими и рассеивающими линзами, определять ход лучей при построении изображений в тонких линзах, используя формулу тонкой линзы.
Выполнять экспериментальные исследования в целях изучения законов: прямолинейного распространения света, преломления света; выполнять проверку законов на примере преломления света в линзе; выявлять на этой основе эмпирическую зависимость угла преломления пучка света от угла падения; объяснять полученные результаты и делать выводы.
Описывать процесс получения зрительного изображения, устройство человеческого глаза как оптической системы, особенности человеческого зрения.
Понимать принцип действия оптических приборов и устройств: камеры-обскуры, плоских зеркал, призмы, поворотной призмы, уголкового отражателя, световодов, собирающей и рассеивающей линз, проекционного аппарата, фотоаппарата, используемые при их работе законы геометрической оптики.
Решать физические задачи, используя знание законов геометрической оптики
Объяснять законы отражения и преломления волн, световых волн, используя принцип Гюйгенса; приводить примеры природных явлений, обусловленных отражением и преломлением волн.
Формулировать принципы Гюйгенса и Гюйгенса Френеля, приводить примеры их использования.
Описывать свойства волн: поляризацию, интерференцию, дифракцию; приводить примеры интерференционных и дифракционных картин; формулировать условия интерференционных максимумов и минимумов, условия получения дифракционной картины
Описывать противоречия между принципом относительности Галилея и законами электродинамики; формулировать постулаты специальной теории относительности, различие принципов относительности Галилея и Эйнштейна.
Объяснять относительность одновременности событий, течения (промежутков) времени, пространственных промежутков как следствий из постулатов СТО; рассматривать данные явления на примерах с двумя наблюдателями и движущимся объектом в различных системах отсчёта; описывать для движущихся объектов замедление времени (парадокс близнецов), сокращение длины
Описывать противоречия электродинамики Максвелла и экспериментально открытых закономерностей излучения в коротковолновых диапазонах длин волн, содержание гипотезы Планка, положившей начало квантовой механики.
Описывать основные свойства квантовых явлений: фотоэффект, световое давление, поглощение и испускание света атомами; формулировать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта, постулаты Бора, правила квантования орбит.
Использовать физические модели: квант, планетарная модель атома, стационарная орбита при изучении квантовых явлений, физических законов, воспроизведении научных методов познания природы.
Использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ; трактовать смысл используемых физических величин; описывать квантовые явления, используя физические величины и физические константы: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота излучения, энергия кванта, постоянная Планка.
Описывать двойственную природу света, объяснять её на основании гипотезы де Бройля; понимать особенности микрообъектов, изучаемых квантовой механикой, невозможность полностью описать их при помощи корпускулярной или волновой модели; приводить примеры явлений, подтверждающих корпускулярно-волновой дуализм, примеры экспериментов, подтверждающих гипотезу де Бройля.
Понимать смысл физических законов и постулатов для квантовых явлений: законов фотоэффекта, постулатов Бора; объяснять содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Понимать принцип действия лазеров, приводить примеры использования современных лазерных технологий.
Решать физические задачи, используя знание: уравнения Эйнштейна для фотоэффекта, постулатов Бора, правила квантования
Объяснять основные свойства квантовых явлений: радиоактивность, альфа- и бета-распады, ядерные реакции; давать им определения, указывать причины радиоактивности.
Понимать и объяснять смысл физических моделей: ядерная модель атома, капельная модель ядра, стационарная орбита, альфа-, бета-, гамма-лучи, элементарные частицы.
Описывать квантовые явления, используя физические величины и физические константы: атомная масса, зарядовое и массовое числа, дефект масс, удельная энергия связи, период полураспада, поглощённая доза излучения; использовать обозначения физических величин и единиц физических величин в СИ.
Понимать смысл физических законов квантовых явлений: сохранения энергии, электрического заряда, массового и зарядового чисел, закона радиоактивного распада, правила смещения; объяснять их содержание на уровне взаимосвязи физических величин.
Проводить измерения естественного радиационного фона, понимать принцип действия дозиметра; решать физические задачи, используя знание физических законов и постулатов, определений физических величин, аналитических зависимостей (формул), выбранных физических моделей.
Приводить примеры практического использования знаний о квантовых явлениях и физических законах; примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; использовать эти знания в повседневной жизни в быту, в учебных целях
Понимать основные принципы работы АЭС, измерительных дозиметрических приборов, физические основы их работы, использованные при их создании модели и законы физики.
Решать физические задачи, используя знание законов: радиоактивного распада, альфа- и бета-распадов, правил смещения, законов сохранения электрического заряда, энергии и импульса при ядерных реакциях.
Описывать основные методы исследования удалённых объектов Вселенной.
Описывать структуру Солнца и физические процессы, происходящие на Солнце; объяснять особенности строения Солнечной системы (Солнца, планет, небесных тел), движения планет и небесных тел (астероидов, комет, метеоров).
Указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет.
Описывать физические характеристики звёзд и физические процессы, происходящие с ними в процессе эволюции.
Понимать особенности строения Галактики, других звёздных систем, материи Вселенной
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, образовательных интернет-ресурсов), её обработку, анализ, представление в разных формах в целях выполнения проектных и исследовательских работ.




СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения учителей
От________ №________
Руководитель МО
___________ ________________
(подпись) (расшифровка)

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
___________ Дементьева Е.В.
(подпись) (расшифровка)
«_____»___________2015 года

























13 PAGE 14215



Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 615