Окружающий мир 2(6) класс Раздел 2 «Атмосфера» Тема: Циклоны и антициклоны. Тропические циклоны.


Министерство образования и науки Украины
КУ Александровская гимназия Сумского городского совета
Сумской области
Окружающий мир 2(6) класс
Раздел 2 «Атмосфера»
Тема: Циклоны и антициклоны. Тропические циклоны.

Учитель биологии высшей категории
старший учитель
Пустовая Нина Александровна

Раздел 2 Атмосфера ОМ – 2(6) класс
Тема « Циклоны и антициклоны. Тропические циклоны»
Цель: Дать представление учащимся о циклонах и антициклонах.
Задачи:
- расширить знания об атмосферной циркуляции, объяснить причины возникновения циклонов и антициклонов, выяснить основные признаки и особенности размещения циклонов и антициклонов; раскрыть взаимосвязи процессов, которые происходят в природе, ознакомить с работой ветра, использованием энергии ветра, провести презентацию программы "Ураганы, бури, смерчи"; ознакомить детей с правилами поведения во время бурь, ураганов, штормов, смерчей;
- развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы; развивать у учеников навыки исследовательской, поисковой деятельности, творческих способностей, общественной активности,;
- прививать интерес и любовь к предмету, воспитывать экологическое мышление, любовь к природе.
.Оборудование :М/м доска, компьютер, физическая карта мира, компьютерная презентация
Термины и понятия:
Ветер
Атмосферная циркуляция.
Циклоны
Тропические и внетропические циклоны
Антициклоны
Стихийные бедствия
Тип урока : усвоение новых знаний
Структура урока:
I.Мобилизующее начало урока – 2 мин
II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся – 8 мин.
III.Изучение нового материала – 20 мин.
IV.Обобщение,систематизация и контроль знаний и умений учащихся - 10 мин.
V.Подведение итогов урока – 3 мин.
VI Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
І. Мобилизующее начало урока.
На партах оценочные листы и дополнительный материал к уроку (порядок действий при стихийных бедствиях)
Вспомни! – Что ты знаешь о ветре?
Узнай! - Особенности циклонов и антициклонов.
Научись! - Как действовать при стихийных бедствиях?
(на доске ключевые слова наших действий – «светофор»)
II. Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся.
«Ветер, ветер ты могуч…» А. С. Пушкин. ( слайд 1)
Почему строчка из сказки о царе Салтане появилась у нас на уроке ?Учитель. Ветер - дыхание Вселенной, символ духа, неуловимости, неосознанности, скорости, какого-то известия, вреда,разрушения и в то же время обновления.
Ветер - конкретное выражение одной из основных стихий природы - воздуха. Во многих мифологиях ему приписывают огромную силу разрушительного характера. У древних греков богом ветра считался Эол, который жил в пещере на острове Эолия, откуда он руководил ветрами. В поэзии, начиная с Гомера, Эол приобретает поэтический характер. В европейской литературе - становится символом ветра.
Действительно ли это так? (Земля спокойная и уютная для жизни)
Узнать больше о ветрах – такое задание получили ребята. И сегодня имеют возможность презентовать свое опережающее задание.
по теме "Циклоны и антициклоны.Тропические циклоны".
(слайд 2)


III. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.
Но перед этим повторим, что мы уже знаем о ветре.
(Учитель задает вопросы и передает маленький игрушечный глобус Отвечает тот, кто в руках держит глобус).
Вспомни!
Что такое ветер?
Какими характеристиками обладает ветер? (направлением и скоростью)
Причина возникновения ветра?
От чего зависит скорость ветра?
Какую роль играет ветер в нашей жизни?
(слайд 3)
Учитель (дополняет). В Дании, Германии и Испании 10-15 % электроэнергии производят ВЭС. В Украине также достаточно большой ветроэнергетический потенциал. Большинство ВЭС предназначено для работы при скорости ветра от 4 до 30 м/с. Сегодня Украина - лидер в отрасли развития ветроэнергетики среди стран Восточной Европы и республик бывшего СССР. Общая мощность ее ВЭС в конце 2002 г. достигла 45 МВт. И хотя этот показатель слишком низкий по сравнению Германией или Данией, Украина принадлежит к тем немногим странам, где налажено серийное производство 100 кВт ветроустановок (ВЭУ) и начата подготовка к производству более мощных установок на 600 и 1000 кВт.(в перспективе до 2025 г. мощность ВЭС Украины может составить 3-4 тыс МВт)
6.Какие вы знаете виды ветров? ( постоянные и переменные)
Что было бы, если бы не было ветра?
Почему возникает ветер?
9 . Как располагаются области с разным атмосферным давлением?
IV. Презентация опережающих заданий. (изучение нового материала)
Узнай!
Что такое атмосферная циркуляция.
Циклоны.
( ураганы, бури, смерчи)
Порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного характера..
Антициклоны
Вы исследовали вопрос атмосферной циркуляции, причины возникновения сильных ветров, понятие "циклон", "антициклон", "ураган", "смерч".
Учитель. Как известно, тепло наша планета получает от Солнца. Поскольку Земля имеет форму шара, то на ее поверхность под разными углами падают солнечные лучи. На экваторе и в тропиках, где они достигают Земли кратчайшим путем, жарче всего. А на полюсах воздух получает намного меньше тепла от Земли. Создаются области с разным атмосферным давлением.
Над участками, которые меньше нагреваются, воздух будет прохладнее, а следовательно, будет иметь большее давление (он тяжелее), чем над участками, которые нагреваются хорошо. Разница атмосферного давления между отдельными участками поверхности Земли вызывает движение воздуха.
Система воздушных течений в тропосфере называется циркуляцией атмосферы. (записать в тетрадях)
Учитель. В воздушном океане постоянно происходит движение: ураганы, штормы, смерчи, пылевые бури, снежные метели. Эти грозные природные явления иногда наносят людям значительный вред, а то и сеют смерть.
Что же является причиной таких явлений?
Основнымм проявлением циркуляции являются постоянные и периодические ветры, связанные с большими завихрениями воздуха - циклонами и антициклонами. (слайд 4)
(на доске 2 ученика составляют сравнительную характеристику 2-х типов атмосферных вихрей по плану:(слайд 5) – после этого открывать постепенно
Сравнительная характеристика атмосферных вихрей
№ п/п признаки Циклон Антициклон
1 Атмосферное давление 2 Движение воздуха, 3 Явления 4 Размеры 5 Скорость движения 6 Районы формирования 7 Погода Класс записывает в тетради
Ученик:
Антициклоны развиваются в тропосфере рядом с циклонами. На протяжении года на Земле возникает много сотен антициклонов. Продолжительность существования отдельного антициклона - несколько суток, а иногда и недель. Как и циклоны, антициклоны перемещаются в направлении с запада на восток, отклоняясь при этом к низким широтам. Средняя скорость перемещения антициклона - около 30 км/ч в Северном полушарии и около 40 км/ч - в Южном.
Погода в антициклонах чаще бывает малооблачная, сухая, на равнинах летом солнечная и жаркая, а зимой - солнечная и морозная, особенно ночью.
В циклоне преобладает облачная погода. Основная часть атмосферных осадков в нетропических широтах выпадает с приходом циклонов.
(Слайд 6-9).
Учитель: Сегодняшняя погода предопределена циклоном или антициклоном?
(Запишите виды циклонов)Различают циклоны тропические и внетропические.
Тропические циклоны (ураганы)(слайд 10) (показать на карте мира)
возникают только в низких широтах между 5° и 20° северного и южного полушарий над поверхностью океана. Их диаметр составляет 200-500 км. Для них характерными являются перепады давления и, как следствие - высокая скорость ветра, которая достигает 50-70 м/с, при максимальной - около 100 м/с.

Учитель: Циклоны- явление глобальное. Как называют тропические циклоны в разных частях света?
Ученик. Начинаем перекличку тропических циклонов мира
Я - тайфун - большой ветер. Господствую на Дальнем Востоке. (слайд 11)
Я - вилли-вилли - сильный ветер, мои владения около восточных берегов Австралии.
Я - хуракан - "злой дух", встречаются у берегов островов Кубы и Гаити.
Я - циклон – «мое царство» - Бенгальский залив.
Ежегодно над земной поверхностью образуется около 70-80 тропических циклонов, но только небольшая их часть достигает разрушительной силы, а из них только незначительная часть захватывает сушу.
Ученик. От тропических циклонов больше всего страдают жители Малых и Больших Антильських островов, побережья Мексиканского залива и юго-востока США (Атлантический океан), Филиппинских и Японских островов, побережья Вьетнама, Китая (Тихий океан).
Тропический циклон - это, образно говоря, громадный тепловой насос, входное отверстие которого захватывает сотни квадратных метров пространства океана. Этот насос всасывает влажный воздух с поверхности океана, который поднимается над центром урагана на высоту10- 12 км .
Учитель:Какие же причины возникновения тропических циклонов?
Ученик. Причины возникновения тропических циклонов слишком сложны. Что касается тропических циклонов Карибского моря, то было установлено, что они образуются тогда, когда поверхность моря нагревается выше 26 °С. Площадь нагретой морской поверхности должна быть достаточно большой (несколько миллионов квадратных метров.
Особенность тропических циклонов - сезонность. Они возникают в конце лета и в начале осени. Почти всегда сопровождаются громадными черными грозовыми тучами, мощностью 12-14 км и до 800 км в ширину
Учитель: Долго ли длится циклон?
Ученик. Заметили, что, не снижая своей силы, он может "господствовать" 3-4 дня, иногда - 5, или переходит в высшие широты и превращается в обычный ураган.
Учитель:Что можно сказать о силе тропического циклона?
Ученик. Энергия тропических циклонов колоссальна. Считается, что циклон средней силы выделяет такое же количество энергии, как и 500 тыс. атомных бомб.
В результате циклона, который пронесся в 1971 г. над Бенгальским заливом образовалась огромная волна высотой 8-9 м. Она залила низинную дельту Ганга и Брахмапутры, затопила населенные пункты, в которых погибло свыше 200 тыс. человек. "Убийцей столетия" назвали люди этот тропический циклон.
Учитель:Чем вызваны ураганы в США?
Ученик. Ураганы в США - торнадо (слайд 12)- вызваны глобальным потеплением. Скорость ветра в эпицентре урагана может превышать 230 км/ч.
Учитель:Что вы можете рассказать об урагане "Катрина", который бушевал в конце августа - в начале сентября 2005 г. в юго-восточной части США?
Ученик. Убытки от урагана "Катрина" достигли 50 млрд долларов США. Ураган "Катрина" полностью уничтожил 30 нефтяных платформ в США. Более миллиона американцев остались без крова. Этот ураган - наиболее разрушительный в истории США.
Мощнейшие ураганы юго-восточного побережья США и островов Карибского моря : (слайд 13)
в 1963 г. - ураган "Флора" (Карибское море, 6000 погибших);
1989 - ураган "Хьюго" (Пуэрто-Рико, США, 86 погибших);
1992 - ураган "Эндрю" (Флорида, Луизиана, 61 погибший);
- ураган "Джордж" (Пуэрто-Рико, Флорида, 16 погибших);
- ураган "Флойд" (восточные районы СІІІА, 17 погибших);
- ураган "Исабель"(Северная Каролина, 33 погибших );
- ураган"Иван"(Луизиана,Миссисипи и Алабама, 93погибших );
2005 г. - ураган "Катрина" (Луизиана, Техас, более 10 тыс. погибших ).
Учитель: Почему циклоны часто имеют женские имена?
Ученик. В XVI - XIX ст. испанцы на островах Карибского моря давали циклонам имена соотвествующих святых. Санта-Анной назвали циклон, который случился на острове Пуэрто-Рико в день Св. Анны (27 июля 1825 г.) . Иногда имена циклонам давали по названию местности, которая наиболее от них пострадала. Система женских имен создавалась постепенно, она не была введена каким-то официальным декретом. Этому посодействовал писатель Дж. Стюарт, который в своем романе "Шторм" назвал циклон Марией, потому что его любимая по имени Мария нанесла ему столько же страданий, которые соизмеримы со страданиями людей, испытавшими беды от стихии. В период Второй мировой войны женскими именами называли циклоны летчики, которые летали над Тихим океаном.
Учитель: Следующий вид циклонов -
Внетропические циклоны
имеют диаметр в 5-10 раз больше, чем тропические. Внетропические характеризуются сравнительно небольшими перепадами давления, нормальная скорость ветра - 5-10 м/сек.
Ученик. К северу от 30° с. ш. возникают внетропические циклоны. Во время их прохождения в местах больших перепадов атмосферного давления по горизонтали наблюдаются сильные ветры, которые напоминают тропические ураганы, но меньшие по масштабу. Большой вред причинил такой ураган в странах Западной Европы в начале 1976 г. Так, лишь в одном г. Ливерпуле было затоплено около 400 домов, во многих из них вода поднялась на 1,5 м.
Учитель: Встречаются ли у нас в Украине циклоны?…
Как проявляются циклоны в нашей местности? (пасмурно, дожди,оттепели)
…ураганы, бури, смерчи? (слайд 14)
Ученик. Большой силы ураган пронесся над центром Харькова в начале июля 1974 г. В течение 20 минут он сопровождался ливнем и градом. Скорость ветра достигала 35 м/с. Ветер вырывал с корнем или ломал высокие деревья, разрушал линии електропередачи, железные и каменные ограждения. Сорвал позолоченные кресты с куполов Благовещенского собора.
Учитель:А что же собой представляет смерч? (слайд 15)
Ученик. Смерч - это вихрь, который возникает в грозовой туче в виде огромной лейки, которая во время движения невероятно быстро вращается. При полном развитии смерч достигает земли и, двигаясь по ней, делает ужасные опустошения. Этот естественный вихрь значительно меньше по размерам, чем ураган; его диаметр составляет от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Однако, в отличие от урагана, смерч имеет значительно большую концентрацию энергии на единице площади.
Смерчи возникают во многих местах Земли. Это - воздушный вихрь диаметром в несколько десятков, а иногда и сотен метров, постепенно сужаясь, спускается из грозовой тучи к поверхности земли. Имеет большую разрушительную силу. Самый страшный "смерч трех штатов" 1925 г. в США привел к гибели и ранению сотен людей. В США регистрируют ежегодно около 1500 смерчей, в том числе и над морем. Разрушительные, менее мощные, чем в США, смерчи возникают и в Украине.
Большой вред наносят смерчи, проходя через населенные пункты: от разрушенных зданий воздух заполняется разными обломками, которые смертельно опасны для тех, кто, не успел спрятаться в подвал.
Ребята на партах для вас
приготовили рекомендации, как вести себя во время, перед и после стихийного бедствия - сильного ветра
(знакомятся с рекомендациями). Слайды 16-21
Научись!
Как действовать в чрезвычайных ситуациях.
При угpозе стихийного бедствия
Во время стихийного бедствия
После стихийного бедствия.
IV. Закрепление полученных знаний
Тестирование : слайды 22-26
( или Блиц – опрос Пройди « Лабиринт» вопросы 1, 5,7, 10,11, 13 - ) презентация 2 (слайды 1-17 да –нет)
V. Итог урока. «У природы нет плохой погоды!» ( слайды 27- 32 ) По итогам Оценочных листов учащихся подбиваются итоги урока.
VI .Домашнее задание: Проработать конспект ; составить кроссворд с ключевым словом «циклон», используя изученные термины и понятия по теме «Атмосфера»