Сценарий урока по химии на тему Влияние на скорость химической реакции концентрации реагирующих веществ и температуры (11 класс)


Сценарий урока
Авторы разработки: Жаринкова Г.А.
Тема урока: «Влияние на скорость химической реакции концентрации реагирующих веществ и температуры»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Класс: 11
Цели урока:
Предметные: Обучающиеся должны:
– знать понятия: скорость химической реакции, молярная концентрация вещества, константа скорости химической реакции, температурный коэффициент скорости химической реакции;
– знать алгоритм решения расчетных задач с использованием математической записи закона действующих масс и правила Вант-Гоффа;
– применять алгоритм на практике;
– выражать одни физические величины через другие.
Метапредметные:
Познавательные:
- определять цели и составлять планы деятельности;
- выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Коммуникативные:
- учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- вести диалог;
- отображать в речи содержание совершаемых действий (описание, объяснение); аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
- адекватно оценивать свои возможности для достижения цели определенной сложности в самостоятельной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию деятельности.
Личностные:
- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- развивать устойчивые учебно-познавательные мотивацию и интерес к предмету «химия»;
- формировать понимание важности теоретических знаний по химии в практике промышленного производства.
Формы организации познавательной деятельности. Лекция-введения в новый материал, лабораторная работа, работа фронтальная, индивидуальная, в парах и группах.
Средства обучения: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, Химия 11 класс, М.: Просвещение, 2011
- записи в рабочих тетрадях учащихся;
- отпечатанные задания (на выбор учащихся) для самостоятельной работы
- мультимедийное сопровождение урока (презентация);
- Урок рассчитан на 45 минут.
Оборудование и реактивы для учащихся: спиртовка, тигель, порошки железа и серы, спички, газоотводная трубка, пероксид водорода, оксид марганца (IV), лучина.
Основные этапы урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
3) Открытие новых знаний.
4) Первичное закрепление новых знаний.
5) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
6) Рефлексии учебной деятельности на уроке
Этапы урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ожидаемые результаты
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
1. Организационный этап. Приветствует, мобилизует внимание учащихся, отмечает отсутствующих, высказывает добрые пожелания. Проверяет готовность рабочего места учащегося к уроку.
Проверяют наличие источников информации, контактируют с учителем.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В окружающем нас материальном мире постоянно
происходит огромное количество различных реакций, начиная от
простейших процессов, в которых участвуют 2–3 вещества, до сложнейших многостадийных
синтезов, осуществляемых в промышленности, а также процессов, протекающих в живых организмах. Одни вещества реагируют между собой быстро, другие – медленно. Количественной
характеристикой быстроты протекания реакции является скорость. Скорость химической реакции можно оценивать по любому веществу: и по продуктам реакции, и по исходным веществам. Вы все знакомы с процессом скисания молока. Попробуйте определить отчего зависит скорость этого процесса. Внимательно слушают, участвуют в обсуждении, выявляют проблему и определяют цели урока. Умеют:
- внимательно слушать учителя и других учеников;
- выражать свои мысли;
- определить проблему и поставить цели урока;
Обладают познавательной мотивацией и интересом к обучению.
Умеют:
- увидеть зависимость скорости реакции от концентрации и температуры;
- следить за опытом и обсуждать увиденное;
- работать с нужной информацией.
Формируются межличностные отношения.
Умеют:
- производить простейшие математические расчёты по формулам; - участвовать в обсуждении;
- организовать свою учебную деятельность;
- использовать полученные знания.
3. Открытие новых знаний. Рассмотрим влияние на скорость химической реакции двух факторов, которые легче и чаще
всего поддаются изменениям из вне, – концентрации реагирующих веществ и температуры.
- Предлагаю по группам провести опыты, из которых видна зависимость скорости реакции от концентрации веществ и температуры.
- Перед выполнением опытов, знакомлю с техникой безопасности.
- Показываю слайды презентации и провожу лекцию-введение в новый материал.
- Диалог с учащимися:
- математическая запись закона действующих масс, определение;
- Математическая форма записи правила Вант-Гоффа, определение - Учащиеся выполняют опыты в группах.
I группа: зависимость скорости реакции от концентрации (горение лучины в воздухе и чистом кислороде)
II группа: зависимость скорости реакции от температуры (взаимодействие железа с серой)
- Записывают результаты эксперимента, делают вывод, комментируют.
- Записывают формулы, расшифровку формул.
- Работают с источником информации «Химия 11 класс».
- Участвуют в диалоге.
4. Первичное закрепление новых знаний.
Организую, первичное закрепление материала, через решение задач (помогаю составить алгоритм решения) по теме.
Особое внимание уделяет тем парам, у которых обычно при решении задач возникают затруднения.
- Показываю слайд презентации с решением задач. Работают все вместе.
Обсуждают, составляют алгоритм решения данных задач (приложение №1), решают задачи в парах. Сверяют правильность своего решения задач с решением на слайде презентации. 5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Изучить параграф №
Обратить особое внимание на формулировку закона действующих масс для скорости химических реакций. Записывают домашнее задание Умеют:
- правильно строить свои высказывания;
- осуществлять итоговый контроль знаний;
- давать самооценку.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подвожу учащихся к самооценке результатов своей деятельности.
Отмечаю индивидуальное продвижение
учащихся. Выставляю только «4» и «5» и тем ученикам, которые уверены в своих знаниях (урок не итоговый). Прошу ответить на вопросы:
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, это пригодится в жизни?
- Какой оценкой бы вы оценили уровень своих знаний (спрашиваю выборочно)? Приложение №1
Задачи для первичного закрепления знаний
З а д а ч а 1. Напишите выражение закона действующих масс для скоростей, следующих реакций:
1) 2Н2 + О2 = 2Н2О;
2) С (тв.) + СО2 = 2СО
З а д а ч а 2. Во сколько раз увеличится скорость некоторой химической реакции при увеличении температуры от минус 5 °С до плюс 25 °С, если температурный коэффициент этой реакции равен 3?
З а д а ч а 3. Экспериментально установлено, что значение скорости реакции
2А (газ) + В (газ) = С при некоторых условиях равно 4 моль/(лхс). Рассчитайте константу скорости этой реакции (k) на основе закона действующих масс, если концентрации исходных веществ равны: с(A) =
= 5 моль/л, с(B) = 3 моль/л.