Урок, Древнерусская литература и язык древнерусской иконописи.


«Взирающие на иконы возбуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздать им лобзание, почитание и поклонение». Следовательно, икона есть средство духовного воспитания. Икона призвана воспитывать чувства и ум. Запечатление в цвете и образе бестелесной, сверхчувственной божественной красоты. В трактовке тела всячески подчеркивалось аскетическое начало, одеяния ниспадали сухими, линейными складками. Деревья и растения приобретали отвлеченные, геометрические очертания. Не на троне – на Ее руке,Левой ручкой обнимая шею,Взор ко взору, щеку прижав к щеке,Неотступно требует… Немею –Нет ни сил, ни слов на языке…А она в тревоге и печалиЧерез зыбь грядущего глядитВ мировые рдеющие дали,Где закат пожарами повит …(отрывок из поэмы М. Волошина «Владимирская Богоматерь»). «Орантами» называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта представляется с воздетыми вверх руками. Дева Мария представлена с Младенцем, который держит в одной руке свернутый свиток, а другой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца – строгие, их головы не касаются друг друга. Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление. Вот почему Богородица получила название “Одигитрии”, т.е. “Путеводительницы”. Елеу́са (греч. Ελεούσα — милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В деисусном чине иконостасов Богородица обычно изображается в рост, в длинном мафории (плаще), с покрытой головой. Фигура повернута налево к Христу, помещенному в центре, руки протянуты к Господу:Мария просит Сына за род человеческий. Главные черты изображения – это лиричность, просвещенность, отрешенность. Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих ее Сына и которая с рождения Младенца отдаст Его людям во имя спасения. На русских иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богоматерь Владимирская- Самая почитаемая икона, посвященная Богоматери на Руси. Она держит младенца Иисуса на руках и, наклонившись к нему, прижимается щекой к его щечке. С этой иконой связаны многие легенды. Во время монголо-татарского ига она помогала русским войскам в борьбе с захватчиками. Мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным. А́ссист (лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах. Символизирует присутствие Божественного света. Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда Он изображается во славе. «Ангел Златые власы». XII век. Волосы ангела выполнены с ассистом. Деисус. Псковская икона XIV века. Одежды и престол проработаны ассистом. Опишите черты лица Богородицы.(вытянутый тонкий ноc, плотно сжатые маленькие губы, большие выразительные глаза) Подберите эпитеты для описания взгляда Богоматери.(печальный, мудрый, отрешенный, отстраненный, невидящий, нежный, скорбный) А взгляд Иисуса? Опишите его.(глубокий и задумчивый, совсем не детский, умный, преисполненный сознания своей особой роли) Как держит мать своего сына?.(нежно, бережно поддерживает младенца, не стискивая его в своих объятиях, показывая, что ребенок принадлежит не только ей, но и всему человечеству) В какой позе изображен младенец?.(нежно прижался к матери, обвил руками ее шею, нежно прильнул) Что вы можете сказать о колорите иконы?.(Фон иконы покрыт золотом – знак вечной святости; это же символизируют и золотые звезды на темно – вишневом мафории Богоматери. На Иисусе золотой хитон с багряными оттенками – символ жертвенности. Светлая цветовая гамма на лицах Марии и младенца и на руке ребенка. Доминирует темно – вишневый цвет – цвет скорби.) Все важнейшие государственные акты совершались пред этим прославленным образом: пред ним приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание Всероссийских митрополитов, а впоследствии и Патриархов. К Владимирской иконе Божией Матери приходил с молитвой весь русский народ и в нужде, и в радости, от нее изливалась благодать на всю Россию. I.Значение иконы «Богоматерь Владимирская» для русского народа.II. Икона «Богоматерь Владимирская».1.Кто изображен на иконе?2. Описание позы, взгляда, Богоматери и Иисуса, одежды и деталей изображения.3. Цветовая гамма иконы.III.Общее ощущение от иконы.