Технологическая карта урока истории в 9 классе Внешние вызовы и изменение международной политики СССР


Технологическая карта урока
Предмет История Отечества
Учитель Мощеева Галина Владимировна МБОУ СОШ № 1 г.Чаплыгина в селе Ломовое
Тема урока «Внешние вызовы и изменение международной политики СССР»
Тип урока Комплексное применение знаний и способов деятельности.
Форма проведения урока
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Цели урока Выяснить политическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны, создать условия для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории;
Класс 10 класс
Планируемые результаты (предметные) Отслеживать исторический процесс в динамике; определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого; различать субъективные и объективизированные исторические оценки; самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений.
Личностные результаты Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.
Метапредметные результаты Организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность решения учебной задачи; работать с учебной и внешкольной информацией, логически строить рассуждение, ясно и аргументированно
излагать мысли; представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, работать индивидуально и в группе; оценивать собственные действия, учебные достижения.
Основные понятия Фашизм. Коминтерн. КВЖД. Концепция реванша. Политика умиротворения агрессора. Концепция коллективной безопасности. Мюнхенское соглашение. Советско-германский договор о ненападении.
Образовательные ресурсы Учебник «История России, 1900-1945 гг.» под редакцией А.А.Данилова, А.В. Филиппова.
Презентация «Внешние вызовы и изменение международной политики СССР». Рабочий лист.
Организационная структура урока
Этапы урока Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся УУД на этапах урока
I.Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место Быстрое включение в деловой ритм
II. Мотивация к учебной деятельности.
Устанавливает тематические рамки.
Слайд с эпиграфом (2).
- Как вы понимаете слова Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Иоан?
Осуществляют анализ эпиграфа. Высказывают свои мнения. Коммуникативные:
умения оформлять свои мысли в устной форме, высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения.
III. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя: Семь десятилетий назад человечество было ввергнуто в пучину глобального вооружённого конфликта, получившего название Второй мировой войны.
Прошли десятилетия и сегодня мы всё чаще в работах некоторых историков и в речах политиков слышим о том, что Советский Союз ни больше ни меньше как соучастник гитлеровских преступлений, причастный к развязыванию Второй мировой войны. Говорится о равной ответственности Берлина и Москвы за эскалацию предвоенного кризиса и непричастности к нему западных стран.
Президент Украины господин Порошенко в одном из своих выступлений сказал: «Гитлер вместе со Сталиным развязал кровавую бойню Второй мировой войны и тогда они попытались разделить и расколоть Европу».
- Итак, как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит найти сегодня ответы?
- Кто виноват в развязывании Второй мировой войны? Слушают учителя. Участвуют в формулировании основной проблемы урока и вытекающих из неё задач. Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного.
IV. Постановка учебной проблемы - Перед вами карикатуры, на которых изображены силы принявшие участие во Второй мировой войне и которые и тогда обвиняли, и сегодня продолжают обвинять друг друга в пособничестве Гитлеру.
(Слайд 3)
- Как должна быть сформулирована основная проблема урока?
Корректирует и выносит на доску основную проблему урока. (Слайд 4)
- Что нужно предпринять для решения этой проблемы? (Слайд 5) Участвуют в формулировании основной проблемы урока и вытекающих из неё задач. Познавательные: извлечение необходимой информации из иллюстративного материала, постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
V. Организация изучения нового знания.

Концепции международных отношений в 30-е гг. Организует работу со схемой.
- У нас на доске схема, которая поможет нам решить важную задачу, понять дух эпохи.
(Слайд 6)
Мир этого периода можно условно разделить на три части: страны победительницы в Первой мировой войне, страны проигравшие войну и СССР.
- Как вы думаете, почему СССР стоит среди них особняком?
- Что объединяет каждую из групп?
Уточняет названия концепций международных отношений. Для конкретизации представления учащихся и систематизации информации предлагает заполнить таблицу. (Слайд 7)
Источник информации – текст учебника.
Предлагает учащимся сделать вывод из вышеизложенного. Для коррекции предлагает дополнительные вопросы:
- Какая из концепций наиболее непримирима по отношению к войне?
- Чьи действия носили наиболее миролюбивый характер?
Размышляют. Отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения.
Работают с текстом учебника.
Заносят необходимую информацию в таблицу.
Обобщают результаты работы. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекать необходимую информацию из текста учебника; осуществлять сравнение, делать вывод.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, учитывать мнения партнёров по общению, владение монологической и диалогической речью.
Организует работу в группах.
1-я группа: попытка СССР создать систему коллективной безопасности в Европе.
2-я группа: причины сближения СССР с гитлеровской Германией.
3-я группа: пакт Молотова-Риббентропа и его влияние на развитие международных отношений
Проводит обсуждение результатов групповой работы и проверку денотатных графов (Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия). Знакомятся с заданием.
Работают в группах.
Осуществляют поиск ответов на вопросы и обмениваются информацией внутри группы.
Заполняют свои части денотатного графа.
Подводят итоги работы в группах.
Обобщают результаты работы. Познавательные:
овладевать способами решения проблем; структурировать найденную информацию в нужной форме; совершенствовать умение осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную; умение вести поиск и выделять необходимую информацию устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждении.
Личностные:
Формировать учебную мотивацию;
проявлять в конкретных ситуациях доверие, доброжелательность, внимательность, помощь и др.
Коммуникативные:
умение создавать устные высказывания; умение осуществлять продуктивное взаимодействие с учителем и со сверстниками.
VI. Обобщение и систематизация материала
Цель: закрепление и систематизация знаний по теме урока, решение поставленной в начале урока проблемы Организует опрос-беседу:
- Кто виноват в развязывании войны?
- Кто способствовал нагнетанию международной напряженности?
- Какую политику проводили Англия и Франция в отношении агрессора?
- Какую политику проводил СССР, оставшись в международной изоляции?
- Согласны ли вы с высказыванием премьер-министра Англии в 1941-1945 гг., что «внешняя политика СССР в то время была холодно расчётливой, но она была в высшей степени реалистичной»?
- В чём проявилась «расчётливость» и «реалистичность» советской внешней политики? Отвечают на вопросы. Делают вывод, аргументируя свою точку зрения.
Строят ответ на основе полученных на уроке знаний.
Познавательные:
осуществлять анализ объекта; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
VII. Рефлексия Предлагает учащимся дать оценку своей познавательной деятельности, заполнив таблицу (Рабочий лист). Дают оценку своей познавательной деятельности. Заполняют таблицу (Рабочий лист). Регулятивные : осуществлять пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); формирование адекватной самооценки.
VIII. Информация о домашнем задании Комментирует домашнее задание:
§- 20
Анализ различных точек зрения и их защита.
Воспринимают задание, уточняют.
Записывают в дневник. Регулятивные: формирование навыков результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.