Индивидуальная консультация. Изображение дворянства в комедии Д. Фонвизина «Недоросль».


Изображение дворянства в комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Я делаю мою должность.
Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
План
I Социально – политическое звучание комедии Д. Фонвизина «Недоросль». - комедия имела большое общественное значение, так как
в ней поставлены важные вопросы
- передовой писатель гневно обличал язвы и недостатки
жизни того времени, призывал к борьбе с ними
- комедия рисовала подлинные картины жизни,
показывала хороших и плохих людей, призывала
подражать хорошим и бороться с плохими
- комедия воспитывала гражданские чувства, звала к
действию
II Дворянство в изображении сатирика.
- вопрос о крепостном праве был злободневным до 1861года
- Фонвизин обличал всё зло крепостничества, действовал
в интересах народа
Принцип противопоставления – основа создания образов:
в основе комедии – антитеза
герои делятся на положительных и отрицательных
традиции устного народного творчества
а) типичные крепостники – помещики;
Простакова, её брат Скотинин
б) передовые представители дворян.
Стародум, Правдин, Милон
Лицо крепостного права – образы Простаковой и Скотинина:
а) грубые, необузданные натуры;
б) беспощадные хозяева положения;
в) убеждённые крепостники;
г) невежественные обыватели.
- Простакова беспощадна, но может и унижаться
(сцена с Правдиным в конце комедии)
- в Скотинине – умственная неразвитость
- Н. В. Гоголь о Скотинине: «Свиньи сделались для него
то же, что для любителя искусств картинная галерея»
- Простакова руководит только с личным расчётом,
личной выгодой
- она способна пойти на преступление (пытается похитить Софью)
- Скотинин – мастер «сдирать» оброки
- он жаден (хочет жениться на Софье и уничтожить своего племянника - Митрофана)
- в действиях Простаковой по отношению к слугам –
ругань, побои: «то бранюсь, то дерусь»
- она жалуется брату, что «ничего уже содрать не
может» с крепостных
- помещица не платит жалование учителям,
унижает мужа, пренебрегает им
Плоды воспитания – Митрофанушка:
а) хитрость и изворотливость;
б) умственное убожество;
в) отсутствие любви к окружающим;
г) неумение пользоваться словом.
- избалованный «маменькин сынок»
- крепостное право, уродливое воспитание развратили его
- не лишён хитрости и сообразительности
- подлаживается к матери, так как понимает: в её руках -
власть
- низкое умственное развитие
- нет любви ни к кому
- капризный, пренебрежительный, грубоватый
4. Положительные герои – просвещённые люди:
а) честная и полезная служба Отечеству – основное в Стародуме;
б) чиновник, облечённый особыми полномочиями, -
Правдин;
в) верный своему долгу Милон.
- Стародум воспитан в духе петровского времени
- он глубокий патриот
- его первая обязанность – полезная служба
Отечеству
- отрицательно относится к порядкам
екатерининского царствования
- требует законности, ограничения произвола царя
и помещиков – крепостников
- он горячий защитник просвещения, человечности
- он возмущается бесчеловечным угнетением
крепостных
- в речах Стародума – целая программа взглядов
и деятельности передового дворянства
эпохи Фонвизина
- Правдин, Милон, Софья своим поведением как бы
доказывают правоту взглядов Стародума
- роль Правдин, наверное, придумана автором
комедии. Таких ревизоров в то время не было.
Но Фонвизин считал, что такие люди должны быть.
- в армии Суворова были патриотически настроенные,
верные люди – вот и Милон
III Значение комедии «Недоросль» в развитии общественной мысли страны.
- А. С. Пушкин назвал комедию «народной комедией»
- «Недоросль» Фонвизина является родоначальником
русской «обличительно - реалистической»(А. Горький)
комедии, комедии социально - политической