Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии


Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии
На обширной территории Казахстана с древних времен народные мастера передавали из поколения в поколение замечательные традиции, связанные с обработкой и изготовлением различных изделий из кожи, шерсти, ткани, ниток, металла и дерева.
Содержание учебной программы среднего образования по предмету технология предусматривает изучение материала по разделу декоративно-прикладного творчества, знакомит с известными мастерами и с почти забытыми видами домашнего рукоделия, с бытом казахского народа, национальными традициями, обычаями, убранством юрты, изготовлением казахского костюма.
Приобщение школьников к материальной культуре казахского народа на уроках технологии позволяет осуществлять межпредметную связь со следующими учебными дисциплинами: «Казахский язык и литература», «История Казахстана».
Основная роль учителя технологии заключается, в том, чтобы заинтересовать учащихся в изучении развития материальной культуры казахского народа и познакомить с технологическими процессами декоративно-прикладного творчества.
На уроках технологии учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения и навыки по казахскому рукоделию, что способствует привитию уважения к национальной культуре. Произведения народного творчества формируют у учащихся художественный вкус, развивают творческий потенциал.
Изготавливая самые разнообразные изделия, требующие не только знаний и умений, но и терпения, упорства в достижении цели, учащиеся получают массу положительных эмоций, проявляют творчество, фантазию. Особенной популярностью среди учащихся пользуется изготовление сувениров, панно, шкатулок, бижутерии и других предметов интерьера выполненные в технике «аппликация», «вышивка», «лоскутная пластика», «теснение», «ткачество».
Следует сказать несколько слов о кружковой работе по декоративно-прикладному творчеству во внеурочное время. Огромный материал по декоративно - прикладному творчеству казахского народа не позволяет на уроках технологии изучить все детально, а полученная дополнительная информация на занятиях во внеурочное время, активизирует познавательный процесс и повышает уровень знаний учащихся.
Работы, выполненные учащимися на уроках технологии и кружковых занятиях во внеурочное время, по темам народного декоративно-прикладного творчества выставляются на школьных и городских выставках, служат оформлением проведения в школе государственных праздников, а также применяются в интерьере кабинетов казахского языка и казахской литературы.
Как же строить деятельность учащихся в школе, чтобы способствовать развитию познавательного интереса учащихся к культуре казахского народа?
Для этого необходимо:
- поэтапно знакомить учащихся с различными видами народного декоративно-прикладного творчества на протяжении всего периода обучения в школе;
- изучать традиции, обычаи, декоративно-прикладное творчество не только на уроках технологии, но и во внеурочное время;
- дать учащимся представление о специфике казахского рукоделия и формировать практические знания и умения;
- организовывать выставки работ учащихся, посещать центры народного творчества, музеи;
- применять работы декоративно-прикладного творчества в повседневном обиходе в качестве украшения интерьера.
Всю работу по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества можно разделить на следующие этапы:
- выбор изделия;
- техника изготовления изделия;
- пути улучшения, новизна;
- составление эскизов;
- составление технологической карты;
- практическая работа;
- оформление готового изделия.
Работа в данной последовательности по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества предоставляет учащимся больше самостоятельности, инициативы, творчества.
Взаимосвязь теоретических знаний по материальной культуре и изготовление предметов национального декоративно-прикладного творчества имеет познавательно-воспитательное значение: прививает школьникам любовь к Родине, развивает художественный вкус и творческие способности.