Открытый урок окружающего мира ( 2 класс) по теме:Заглянем в кладовые Земли.


ТЕМА:
Заглянем в кладовые Земли.Предметные результаты:
иметь представление о камнях, как части неживой природы;
познакомиться с горными породами и минералами;
различать и узнавать горные породы и минералы;
научиться различать составные части гранита;
узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
высказывать своё отношения к изделиям из камня.
Личностные результаты:
осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород; дети заранее готовят справку – рассказ о некоторых минералах.
Оборудование:
Мультимеадиа,,презентация «Кладовые Земли», листы самопроверки, карты юных геологов, атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе;Ход урока
I.Орг. момент
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Предлагаю заполнить таблицы самопроверки.
Ученикам предлагается обобщить группы слов.
III. Мотивация учебной деятельности.
Скажите, какие номера вопросов у вас вызвали затруднения?(5)
Мы постараемся на них ответить в конце нашего урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами заглянем в кладовые Земли!
Сделаем новые открытия!
- Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего урока.
Узнаем:
что такое горные породы
Минералы
Кто такие геологи
Проведем практическую работу
Сделаем свои выводы (слайд №1,2)
IV. Работа по теме.
Начальные представления о горных породах.
- Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.- С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими : (слайд №3)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)

- Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые) Читаем хором.
- Что такое полезные ископаемые? (Объекты неживой природы,которые находятся под слоем почвы)
Где мы их используем? (В строительстве, в быту, в сельском хозяйстве, в топливной промышленности)
(слайд №4)
- А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень) (выставка детских работ за 1 класс)
- Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ. Ученые, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых называются - ГЕОЛОГАМИ
2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
- Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
- Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
- Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
- Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
- Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
- Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
- Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 - 17. Какие вы здесь увидели минералы?
- Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
- Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
- Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
4. Практическая работа.
- Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
- Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
- Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
- Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
- Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
Физ-минутка
Голову вверх подними, подбородок подтяни.
Повернись теперь направо, и налево посмотри,
Руки в стороны теперь, и сцепи их на спине.
Потянись, распрямись
И тихонько на место садись
- Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?
- Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
- Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
- Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)
5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)
6. Практическая часть
Работа в группах «Исследования юных геологов»
Учащимся предлагается рассмотреть полезное ископаемое (ПИ), установить цвет, свойства. Предположить, где можно использовать (ПИ).
Сведения из дополнительной литературы. По ходу работы учитель вывешивает на доске названия и условные обозначения полезных ископаемых.
6. Ребята, как вы думаете, а в Курской области ведется добыча полезных ископаемых? Учащиеся выдвигают свои предположения.
(СЛАЙД) КАРТА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Территория Курской области богата полезными ископаемыми. В частности, имеет большие запасы железной руды, которые используются в металлургии. Всего на территории области насчитывается более 30 месторождений.(слайд)
Известно шесть месторождений тугоплавких глин (керамического сырья) с запасами пригодных для изготовления фаянсовых изделий, половой и облицовочно-фасадной плитки, кислотоупорных изделий и канализационных труб; глина второго сорта используется для производства лицевого кирпича и черепицы. Обогащенные пески полностью удовлетворяют стандартам оконного стекла, консервной тары, изоляторов и бутылок из полубелого стекла и пеностекла. (СЛАЙД)
Добыча песка для изготовления силикатных изделий возможна на 16 месторождениях Курской области.(СЛАЙД)
В области имеются достаточно большие запасы торфа, который используется как топливо и как органическое удобрение. (СЛАЙД)
V. Домашнее задание.- Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника.
- И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, теперь вы сможете ответить на 5 вопрос в листе самопроверки?
- Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
- Что нового и интересного узнали?
- А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
- Из чего состоит гранит?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
- Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
Приложение к уроку
ЛИСТОК САМОПРОВЕРКИ
№ п.пФамилия, имя
Облака, туман, иней, ледостав Солнце, Земля, Марс, Плутон Лев, Водолей, Скорпион, Дева Сентябрь, октябрь, ноябрь Полевой шпат, слюда, гранит № п.пФамилия, имя
1. Дождь, ветер, облака, снег
2. Рак, Телец, Скорпион, Водолей 3. Декабрь, январь, февраль
4. Нептун, Плутон, Венера, Земля 5. Железная руда, уголь, торф,
графит