Методические рекомендации по преподаванию математики для детей с ОВЗ


Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
"Калачевский техникум-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Особенности обучения математике студентов с ограниченными возможностями
Преподаватель математики и физики
Медведева Елена Сергеевна
На сегодняшний день особо остро стоит вопрос обучения детей с ограничениями возможностями здоровья. Преподаватели системы СПО зачастую сталкиваются с тем, что ребенок, находившийся на домашнем обучении, не сразу вливается в учебный процесс и из-за этого возникают проблемы с успеваемостью. Я считаю, что благодаря особой организации развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, они могут преодолевать негативные особенности своего развития и достаточно полно осваивать базовый уровень стандарта образования. Для этого на уроках математики, я стараюсь создавать оптимальные условия для усвоения программного материала. Важное внимание уделяется отбору базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.
Последний принцип не следует понимать, как необходимость максимально снизить требования к уровню знаний и умений. Речь идет о том, чтобы материал был по содержанию и объему, посильным для студентов, важно облегчить процесс овладения материалом посредством детального объяснения с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний.
Я считаю, что необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой, обеспечивать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе деятельности.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого студента. Целесообразно использовать на занятиях разноуровневые карточки, а так же необходимо использовать занимательные элементы, тем самым пробуждать интерес к предмету, развивать задатки самосовершенствования личности – побуждать студента работать самому, а не только впитывать готовую информацию.
Необходимо реализовывать межпредметные связи. Так, дети очень любят самостоятельные и исследовательские работы в форме игры «Дешифровщик» - выполнив какое-то математическое задание, дети составляют название, например, какого-то исторического факта, о котором рассказал учитель. Задания такого типа не только побуждают ребенка работать с интересом и азартом, но и развивают общую эрудицию студентов.
Необходимо заинтересовать ребенка, для этого на своих занятиях я старюсь использовать элементы игры, предлагаю нестандартные задачи и задачи на смекалку, при решении которых студенты не только получают ответ, но и развивают логическое мышление, наблюдательность. Они с удовольствием выполняют задания на чтение зашифрованных писем, решение арифметических ребусов, сканвордов, кроссвордов, играют в любимое математическое лото. Тем самым у ребенка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких – то успехов.
Для того чтобы обеспечить студентам работу всех анализаторов необходимо правильно подбирать оборудование для урока, ведь если заинтересовать ребенка какой- то темой то после изучения он надолго запомнить ее. Для этого в кабинете математики много наглядных пособий из разных материалов: проволоки, картона, пластилина и так далее. Многие из этих пособий делают сами студенты, что позволят наряду с изучением математики развивать мелкую моторику рук. Для работы со студентами с ограничением слуха на каждый урок я стараюсь подготавливать презентации, а также четко формулировать задания простыми и понятными для них словами.
Большой плюс нашего учебного заведения в том, что студенты с ограниченными возможностями здоровья обучаются в смешанных группа со студентами без ограничений.
Последние с удовольствием приходят на помощь при решении сложных задач. На первом курсе обучения через два три месяца, как правило, несколько человек в группе осваивают язык жестов и могут достаточно свободно общаться с ребятами с ограничением слуха. При этом достаточно эффективной оказывается работа в группах.
Для того чтобы закрепить в памяти пройденный материал я старюсь на каждом уроке возвращаться к ранее пройденным темам постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта.
Каждый студент хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем. Ребята могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а мне как преподавателю, после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Чтобы удержать внимание студентов в течение всего занятия необходимо переключать их внимание предлагая разнообразные формы работы. Чередовать объяснение нового материала, решение задач, элементы игры и исследовательской деятельности и так далее.
Общую оценку целесообразно выставлять в конце занятия. Оценивая ученика важно помнить, что отметка используется правильно лишь в том случае, когда она способствует достижению успеха и в целом развитию учащихся.