Рабочая программа курса предпрофильной подготовки Человек и профессия (9 класс)


Пояснительная записка.
Программа предпрофильной подготовки разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Человек и профессия» Л.Н. Бобровской, О.Ю. Просихиной, Е.А. Сапрыкиной.
Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Целью программы является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению
Задачи курса:
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий;
- подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе- будущей профессии;
-обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии способностям и возможностям учащихся;
-сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способности реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Количество часов:
Всего: 12
В неделю: 1
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-самоопределение;
-профессиональные интересы и склонности, способности;
-классификация, типы и подтипы профессий;
-профессиограмма;
-профессиональная пригодность;
-проектирование профессионального пути;
-карьера, виды карьеры;
-рынок труда;
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда.
-работать с профессиограммами;
-ориентироваться в типах и подтипах професиий;
-составлять личный профессиональный план;
-проектировать свою профессиональную карьеру.
Тематический план.
№ п/п Название раздела, тема урока Количество часов
I Мир профессий. 1 Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. 1
2 Классификация профессий. Формула профессии. 1
3-4 Типы профессий. Матрица выбора профессий. 2
II Профессиональное самоопределение 5 Склонности и интересы в профессиональном выборе(«хочу»). 1
6 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). 1
7 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. 1
8 Выбор профессии на основе самооценки (хочу-могу-надо). 1
9 Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. 1
III Подготовка к будущей карьере 10 Понятие карьеры. Виды карьеры. 1
IV Обобщение. 11 Построение личного профессионального плана. 1
12 Зачет. 1
Итого: 12

Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема урока Кол-во
часов Тип урока,
задание Содержание Требования к уровню подготовки учащихся Дата
план факт
1 Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. 1 Урок усвоения новых знаний
Задание 4.1 Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация. Знать этапы профессионального самоопределения; определения понятий «профессия», «специальность», «квалификация»
2 Классификация профессий. Формула профессии. 1 Урок усвоения новых знаний
Задание 4.2 Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А. Климову. Формула профессии. Профессиограмма. Знать определение понятий «классификация труда», «цели труда», «орудия труда».
Уметь составлять формулу профессий.
3-4 Типы профессий. Матрица выбора профессий 2 Урок усвоения новых знаний
Задания 4.3-4.6 Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Знать основные типы профессий, ведущий предмет труда типов профессий

5 Склонности и интересы в профессиональном выборе(«хочу») 1 Урок усвоения новых знаний
Задания 5.1, 5.2 Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных склонностей и интересов.
Знать определение понятий «интересы», «склонности»
Уметь выявлять собственные интересы и склонности 6 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу») 1 Урок усвоения новых знаний
Задание 5.3 Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
Знать определения понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». 7 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах 1 Урок усвоения новых знаний Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка в кадрах. Выявление востребованных профессий.
Знать определения «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
Уметь аргументировать свой выбор с учетом текущего состояния рынка труда 8 Выбор профессии на основе самооценки. 1 Урок усвоения новых знаний Взаимосвязь содержания «хочу-могу-надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Знать взаимосвязь содержания «хочу-могу-надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.
Уметь адекватно соотносить свои желания со своими способностями
9 Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. 1 Урок усвоения новых знаний
Задания 5.4, 5.5 Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки в выборе профессии. Рекомендации при выборе профессии. Знать мотивационные факторы выбора профессии
Уметь называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии.
10 Понятие карьеры. Виды карьеры. 1 Урок усвоения новых знаний
Задания 6.1, 6.2 Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная», «горизонтальная». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Знать определение понятий «карьера», «вертикальная», «горизонтальная» карьеры
Уметь проектировать варианты своей будущей карьеры
11 Построение личного профессионального плана. 1 Урок обобщения и систематизации
Задание 7.2 Построение личного профессионального плана. Знать понятие «личный профессиональный план»
Уметь составлять личный профессиональный план
12 Зачет 1 Итоговое тестирование Обобщение изученного теоретического материала
Содержание.
Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК)
Практические работы: Задания 4.1-4.6
Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»-«могу»-«надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Практические работы: 5.1-5.5
Подготовка к будущей профессии
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Практические работы:6.1-6.2
Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Практическая работа:7.2
Список литературы
Климов Е.А. Как выбрать профессию/ Е.А. Климов.-М.: Просвещение,1990.
Мир профессий.-М.,1988.
Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/ под ред. С.Н.Чистяковой, А.Я. Журкиной.М. Просвещение. 1993.
Профессиональные пробы школьников/под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение. 2000
Резяпкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков/ Г.В. Резяпкина. М., 2004
Энциклопедия для детей. Выбор профессии/под ред. Е. Ананьевой, в. Белоусовой. М.: Аванта, 2003