Разработка занятия кружка Умелые ручки МАУ Культурный центр г. Кемерово на тему Рисуем нитью


Разработка занятия кружка «Умелые ручки»
г.КемеровоМАУ «Культурный центр»
Руководитель кружка «Умелые ручки»
Жихарева Е.А.
Тема: «Рисуем нитью»
Цель занятия: расширить представления о приёмах вышивки и её связи с математикой.
Задачи:
Образовательная: познакомить с техникой вышивки «изонить».
Развивающая : сформировать навыки заполнения пространства нитью,
развить абстрактное мышление, обучиться плоскостному моделированию, умению составлять из геометрических фигур изображения предметов и композиций.
применять имеющиеся знания на практике.
Воспитательная : воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность в работе.
Методы обучения: - словесный - инструктаж; - наглядный - демонстрация приёмов работы и готовых работ. 
Оборудование:
Технологические карты «Схемы заполнения», схемы рисунков, картон, иглы вышивальные, нитки мулине.
Ожидаемый результат:
изготовление картин.
Ход занятия
Этап Содержание Результаты
I Этап Организационный этап
Цели этапа:
Введение в тему занятия
Диалог:
Какие техники вышивания вы знаете? Какими вы владеете?
Знакомы ли с техникой «изонить»?
Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток, в Азии это искусство широко процветало до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя это изобретение они приписывают себе. Затем вышивание распространилось по другим странам.
II Этап
Познавательный аспект
Цель: актуализация знаний в области прикладного творчества Проблемная ситуация:
Возможно ли рисовать нитью?
Как связаны вышивка нитью и математика?
Изонить или хордовая вышивка – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне.
Название «Изонить», характерно исключительно для России и означает способ рисования при помощи натянутых нитей. Термин «Изонить» в России ввел академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой технологией во время своих командировок в США.
В мире рассматриваемая техника известна уже более 400 лет. Ее использовали английские ткачи. Они вбивали в деревянную поверхность гвоздики и натягивали между ними нити в различной последовательности, создавая причудливые графические узоры.
В вышивке по картону эту технику активно применяли в 19 веке. Особенность в том, что гвоздики заменены на дырочки.
Техника изонити – это чистая математика:
раздел «Геометрическая форма: понятие о разных углах, величине, длине сторон, понятие об окружности, о середине, центре, хорде разной длины и её направлении;
раздел «Количество и счёт»: упражнения в количественном и порядковом счёте. Закрепляется понятие о точке отсчёта и что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.
раздел «Ориентировка на плоскости»: знание направлений: вверх, вниз, слева, справа;
раздел «Симметрия»
раздел «Замечательные кривые» - кардиоида, нефроида, астроида, улитка Паскаля, логарифмическая спираль и другие.
изображение разных углов, окружностей, дуг, овалов, завитков, треугольников и других фигур и моделирование с их использованием образцов.
III. Этап Практическая работа
«Рисование нитью»
Цель:
-отработать технику вышивки «изонить». - Знакомство с приёмами заполнения пространства нитью;
-отработка практического навыка выполнения стежков.
Инструменты:
1. карандаш - остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши);
2. линейка - ровная, гладкая, длиной не менее 30-40см, с четко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, с яркой черной разметкой); 3. циркуль - нужен для изучения принципа заполнения окружности;4. шаблоны (на первом этапе изготавливаются учителем) и трафареты (готовые изображения различных геометрических фигур: многоугольников, окружностей, овалов, эллипсов и др.); 5. иглы с большим ушком (номер иглы зависит от толщины картона и ниток, а также расстояния между точками);- шило (будет оставлять большие дырки) или булавка с головкой на конце для прокалывания точек;6. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);7. ножницы;8.транспортир.
Техника заполнения угла
Чертим угол.
Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно.
Делаем проколы во всех точках кроме вершины.
С изнанки нить вводится в точку 1 и опускается в точку 1
Далее нить проводится из точки 2 в точку 2
И далее 3-3, 4 -4, 5 -5, 6-6 .
Техника заполнения окружности Заполнение окружности выполняется тоже по правилу заполнения угла. Надо лишь помнить, что выполнение работы имеет зеркальное отображение. Заполнение окружности на изнаночной стороне выполняем по часовой стрелке, на лицевой будет против часовой стрелки.

Прокалывай отверстия шилом, положив под заготовку мягкий материал, например пенопласт, толстую, сложенную в несколько слоёв ткань или толстый картон.
Проколи отверстия по указанной схеме. На лицевой стороне пропускай нить через одинаковое число точек по схеме. Следующий стежок делай с изнанки на лицевую сторону. Стежок выполняется рядом с местом выхода иголки с какой стороны указывает нумерация.

Радиус окружности внутри узора зависит от длины стежка. Чем короче стежок, тем больше окружность внутри .
Лепесток Дуга
Длина стежков, которыми прошивается дуга, должна быть меньше половины дуги. Чем меньше длина стежка, тем тоньше изображение дуги.





IY Этап Закрепление
Цель этапа:
обобщить полученные знания Какие приёмы заполнения пространства использовали в вышивке?
Какая связь вышивки и математики?
Y Этап Демонстрация готовых изделий. Защита своей работы

YI Этап Рефлексия.
Цель этапа:
Оценить собственную деятельность на занятии Объективное оценивание своей работы:
-что нового узнали про вышивание?
-как пригодятся знания и умения?
Что же дает работа в технике «Изонить»?
Происходит обучение плоскостному моделированию: умению составлять из окружностей и углов изображения предметов и композиций; развивается абстрактное мышление; происходит сенсорное развитие; развивается цветовое восприятие (понятие о холодных и тёплых тонах, подборка цвета к фону); приходит умение различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия.
YII
Этап Заключительный этап.
Уборка рабочего места