Статья Применение интерактивных методов в воспитательной работе современной школы


Жмыхова Ж.А.
Применение интерактивных методов в воспитательной работе современной школы
“Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
Согласно Закону РФ «Об образовании» Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка.
Методы воспитания – это способы реализации целей воспитания. Т.е. способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Современные методы воспитания условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные.
Их отлично характеризует знаменитая Китайская поговорка: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Если сравнивать интерактивные методы с другими группами, то Пассивные методы относятся к методам линейного воздействия. Здесь классный руководитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.
Активные методы являются методами кругового воздействия. Здесь характер взаимодействия меняется. Хотя классный руководитель и остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но дети уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
Интерактивные методы – это методы кругового взаимодействия. Здесь роль классного руководителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
К Интерактивным методам воспитания можно отнести следующие: Мозговая атака, Ролевая игра, Дискуссия, Мини-лекция, Работа в группах, Игровые упражнения, Разработка проекта, Решение ситуационных задач, Приглашение визитера, Интервью, Инсценировка, Тренинг, Обучение «Равный - равному», Акции и кампании, Презентация, Видеофильм.На базе нашей школы широкое применение нашел метод Мозговая атака или Мозговой штурм. Его Технология состоит в следующем:
Основное правило на первом этапе – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
Первый этап СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ (главная цель – набрать как можно больше возможных решений)
Второй этап АНАЛИЗ ИДЕЙ (в каждой идее желательно найти какое-то рациональное зерно)
Третий этап ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ (группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и рассказывает о них аудитории)
Метод мозговой атаки является одним из ведущих методов в теории принятия управленческих решений и широко используется в нашей школе при разработке сценариев мероприятий, при подготовке к конкурсным программам массового характера, при нахождении решения конкретных проблем на совете актива школы и т.д.
Целью использование метода Ролевая игра является овладение определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Технология данного метода следующая:
Коллектив делится на группы по 4-5 человек
Раздаются задания (например, на карточках)
В каждой группе распределяются роли,
Каждая группа обыгрывает ситуацию
Результат представляют (показывают) всему коллективу.
В своей практике я часто применяю данный метод в подготовке акций отряда ЮИД, разборе трудных дорожных ситуаций и нахождении пути их преодоления.
Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.
Технология метода Дискуссия также находит широкое применение в нашей школе. Здесь:
Ведущий заранее представляет тему. Одна крупная тема разбивается на 3 – 4 блока.
Три основных участника в течение 35 минут выступают с заранее подготовленными сообщениями перед зрителями.
После каждого выступления зрители задают вопросы (неплохо было бы заранее продумать проблемные вопросы, которые будут задавать зрители)
На последнем этапе дискуссии ведущий подводит итоги и проводит обобщение выступлений.
Наши ученики прозвали этот метод «Ток-шоу». Они работают с дополнительными источниками информации. Ребята также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Такие же преимущества можно выделить и у метода Интервью. Здесь суть проблемы изучается изначально при составлении анкеты опроса, а затем происходит непосредственный контакт с респондентами, чей опыт обобщается при дальнейшем анализе полученной информации.
Мы часто используем данный метод и в работе отряда ЮИД, и в кружке актива, и на сайте школы. А результаты подлежат опубликованию либо на сайте, либо в стенгазете.
Все Интерактивные Методы Воспитания, используемые в нашей школе, показали следующие преимущества: высокая мотивация; прочность полученных знаний; налицо творчество и фантазия; развивается коммуникабельность; становится устойчивой активная жизненная позиция; повышается командный дух; подчеркивается ценность индивидуальности; широко применяется свобода самовыражения; акцент дается на деятельность; в коллективе работают такие принципы, как взаимоуважение и демократичность; а все это повышает веру и стремление к успешности в жизни.
Ведь данная мотивация – это один из главных факторов в формировании навыка общения и сотрудничества в построении межличностных отношений. Особенно у детей, склонных к девиантному поведению.