Технология критического мышления на занятиях французского языка в системе дополнительного образования детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА
г. Лысьва Пермского края










Технология критического мышления
на занятиях французского языка
в системе дополнительного образования детей




Автор:
педагог дополнительного образования
Обориной Наталья Анатольевна













2015


«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»
Э. Кинг.


Задача каждого педагога дополнительного образования - пробудить и постоянно поддерживать интерес к своему виду деятельности.

За восемь лет работы педагогом дополнительного образования я познакомилась с различными образовательными технологиями. И главным для меня в изучении этих технологий была возможность их применения в дополнительном образовании, так как все технологии ориентированы на основную школу.

В этом учебном году я работаю по своей программе «Французский язык как второй иностранный» с учащимися 11 классов. В своей программе, основанной на страноведческом материале, я пытаюсь дать детям не только базовые знания по языку, но и различную дополнительную информацию по предмету.

К эффективным технологиям развивающего обучения относятся технологии проектного обучения, интегральная технология обучения, технология ТРИЗ, технология модульного обучения и, конечно же, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Заинтересованность самим процессом познания, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании технологий активного обучения. К таким технологиям относится и технология критического мышления.

В ходе ТРКМЧП все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. ТРКМЧП исключает доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.

Основа технологии трёхфазовая структура занятия, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждое занятие в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.

1. Вызов. Индивидуальная, парная, групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы

2. Осмысления. Учащийся учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.
3. Рефлексия. Учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на занятии, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Цель занятия.
Расширение знаний учащихся о гастрономической культуре Франции через
работу с информационным текстом в технологии РКМЧП.

Задачи занятия.
Обучающие:
ознакомить с ценностями и традициями французской культуры
обучать навыкам критического мышления;
Развивающие
развивать умения и навыки работы с информационным текстом
развивать умение критического осмысления информации
развивать навыки рефлексии
Воспитательные
способствовать воспитанию умения сотрудничать и работать в группе
воспитывать толерантное отношение к иноязычной культуре

Оборудование: карточки с текстом, маркеры, доска, словари, чистые листы для кластера и рефлексии, компьютер, экран, проектор.

Информация об учащихся: группа 8 человек, возраст 16-17 лет, уровень владения языком – базовый, соответствует программе.













Конспект занятия

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога
Деятельность учащихся

Орг. момент. Целеполагание и мотивация


Приветственное слово педагога. Сообщение целей и задач учебного занятия.
Готовность к работе: тетради, ручки, маркеры, листы бумаги.

I. ВЫЗОВ

методы и приемы:
антиципация по заголовку
мозговой штурм







кластер

1. Для мотивации познавательной деятельности учащихся на экране появляется заголовок текста: «Les restaurants franзais» и педагог задает вопрос: «О чем пойдет речь в тексте, с которым мы сегодня познакомимся?
Какие ассоциации у вас возникают c данным заголовком?
Педагог записывает на доске ассоциации учащихся, формируя кластер.
Учащиеся читают заголовок и высказывают свои предположения о теме занятия, формулируют тему занятия, записывают в тетрадь.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учащиеся отвечают на вопрос педагога, высказывая свои предположения.
Учащиеся подбирают ассоциации, составляют кластер, делают выводы.

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

Методы и приемы:
инсерт (чтение текста с пометками
тонкие и толстые вопросы

Педагог дает время для чтения и осмысления текста.
Педагог делит группу на 2 группы.
Группы получают задания составить вопросы к тексту.

Учащиеся работают с текстом, делают пометки на полях.
(«V», «+», «-», «?»)

Учащиеся выполняют предложенные педагогом задания:
формулируют вопросы и записывают их,
задают вопросы другой группе

III. РЕФЛЕКСИЯ

Методы и приемы:
возвращение к кластеру


синквейн

Педагог предлагает учащимся вновь обратиться к кластеру и дополнить его новой информацией.
Педагог предлагает уч-ся составить синквейн.

Учащиеся добавляют полученную информацию к кластеру, тем самым, расширяя его.

Учащиеся составляют синквейн, затем идет представление синквейна перед группой.

Подведение итогов работы.
Домашнее задание
Педагог предлагает уч-ся подвести итоги занятия, оценить работу на занятии.
Педагог предлагает уч-ся записать домашнее задание: сделать электронную презентацию о французских ресторанах и кафе, подобрав новые, не озвученную на занятии информацию
Учащиеся подводят итоги занятия, оценивают свою работу на занятии.

Учащиеся записывают домашнее задание.























Приложение 1
Les restaurants franзais

Первый ресторан появился в Париже в 1672 году, когда кому-то из парижан пришло в голову вынести на тротуар несколько мраморных столиков, за которыми посетители могли спокойно пообедать. На двери заведения повесили надпись на латыни “Пожалуйте ко мне, вы, у кого нет аппетита – я восстановлю ваши силы”. От латинского слова “подкреплять, восстанавливать силы” и произошло слово “ресторан”(от глагола restaurer - восстанавливать, возрождать). «Пищу, которая восстанавливает силы» применялось к густому, насыщенному супу.

Очень скоро – в 1680 году в Париже открылось первое кафе, где посетителям подавали плодовые сиропы, чай, ликеры, шоколад и, разумеется, кофе, от которого, собственно и произошло название этого вида заведений. Это первое кафе все еще существует в Париже и объявлено историческим памятником.

Современное значение слово «ресторан» приобрело примерно в 1765 году, когда парижанин по фамилии Буланже (Boulanger), занимавшийся торговлей супом, открыл свое заведение. Первый же типичный ресторан (то есть место, открытое в определенные часы, где посетителям приносят индивидуальные порции на отдельной посуде, и где можно выбрать блюда из меню) назывался Grand Taverne de Londres и был основан в 1782 году господином Бовильером (Beauvilliers).

И хотя трактиры и таверны были известны испокон веков, эти заведения в основном были рассчитаны на путешественников, и местные жители обычно посещали их не часто. Ресторан как таковой появился во Франции после того, как Французская революция (1789 г.) заставила аристократию спасаться бегством. При этом осталось множество бывших слуг, владеющих умением готовить отличную еду. И как раз в это время в Париж стали прибывать многочисленные провинциалы, семьи которых остались дома - для них некому было готовить. Таким образом, посредством ресторанов эти две социальные группы объединились. Так возникла французская традиция принимать пищу вне дома. Те годы стали звездным временем знаменитого шеф-повара Огюста Эскофье (Auguste Escoffier), которого часто называют основателем французской кухни и «Поваром королей и королем поваров».

Французы – самая «ресторанная» нация мира. Если для большинства русских семей поход в ресторан – это праздник и событие, то французы обычно имеют свой любимый ресторанчик поблизости от дома, в котором они зачастую и завтракают, и обедают, и ужинают. Во французском ресторане можно также с успехом «делать бизнес», ведь традиции «дипломатии гастрономии» живы во Франции и по сей день. Французы считают, что хороший обед стимулирует умственную деятельность и помогает достичь единства взглядов на любую проблему. Поэтому не удивляйтесь, если деловые партнеры пригласят вас в ресторан для обсуждения рабочих вопросов – по французской традиции за такие обеды платит фирма. Приглашение коллеги по бизнесу «перекусить» обычно означает, как минимум, полуторачасовое застолье. Причем, хорошим тоном считается отложить обсуждение дел до горячего или даже до десерта (чтобы партнер уж точно пришел в благодушное настроение).

Французы очень часто разговаривают о еде, особенно если сидят за столом. Интересно но, они беседуют о том, что подавали в этом же ресторане ранее, а не о том, что кушают сейчас.


Кафе и рестораны, которых во Франции великое множество чаще являются семейным бизнесом. Каждый из этих маленьких ресторанчиков имеет свой круг постоянных посетителей, живущих поблизости, свои фирменные блюда и свои тщательно охраняемые кулинарные секреты. При этом с точки зрения экономных французов, хорошая еда не должна стоить дорого (если речь, конечно, не идет о высокой кухне или о заведениях для наивных туристов).

Стоит иметь в виду, что каждая страна имеет свои традиции и придерживается специфических правил поведения в заведениях общественного питания, поэтому иностранному туристу нужно знать их, чтобы не ударить в грязь лицом.
Во Франции, например, существует настоящий культ небольших уютных баров и кафе, которые встречаются здесь на каждом шагу. Мало кто откажет себе в удовольствии посетить хотя бы одно из этих заведений. Однако нужно знать, что цена заказа колеблется в зависимости от того, где вы будете пить свой напиток: самое дешевое место у стойки бара, место за столиком стоит на 50-70% дороже, самые дорогие места расположены на террасе.
Если вы решили подкрепиться основательно, без похода в ресторан вам не обойтись. Почти все французские рестораны придерживаются традиционного времени обеда (12-14 часов) и ужина (19-22 часа).
Как правило, перед входом в ресторан висит меню на французском и английском языках, где указаны цены блюд. Это очень удобно, так как помогает заранее сориентироваться в стоимости предстоящей трапезы.

Если вы надумали посетить французский ресторан, то имейте в виду, что здесь можно заказать так называемое menu (по-нашему комплексный обед), который обойдется на 30-50% дешевле, чем включенные в него блюда, заказываемые по отдельности (a la carte). Комплексный обед, состоит из основного блюда, салата и десерта или сыра (иногда больше – вплоть до шести блюд). Это один из самых дешевых способов питания во Франции (обед с несколькими сменами блюд обойдется вам примерно в 15 - 20 euro). Menu состоит, как правило, из закуски, основного блюда, салата, сыров и десерта. И конечно, в него входят кофе и вино. К любому обеду всегда подается свежий хлеб и кувшин холодной воды (бесплатно). С 21.00 во всех ресторанах продажа menu прекращается, и, хочешь не хочешь, приходится заказывать еду a la carte.
Если напротив обеда в меню стоят буквы SC (service compris), это значит, что чаевые уже включены в стоимость обеда. Буквы SNC (servise non compris) означают, что помимо указанной в счете суммы вы должны оставить обслуживающему персоналу 10-15% от стоимости заказа.

Множество существующих во Франции бистро также предлагают отменно приготовленную еду. Надо сказать, что здешний обед обойдется гораздо дешевле ресторанной трапезы. Здесь очень разнообразный выбор закусок и кондитерских изделий.

Знаменитые французские чайные салоны открыты с утра до позднего вечера. Большинство из них алкогольными напитками не торгует. Зато тут есть богатейший выбор выпечки и сладостей. Цены в таких салонах выше, чем в кафе или бистро.

Рестораны бывают разными: от непретенциозных заведений, где работающие неподалеку люди могут пообедать или поужинать, с простой едой по невысоким ценам, до дорогих заведений, где подают изысканные блюда и вина в торжественной обстановке. В первом случае, посетители обычно одеты в повседневную одежду. Во втором, в зависимости от культуры и местных традиций, посетители могут быть одеты торжественно, специально для «выхода в свет».

Обычно клиенты ресторана сидят за столиками, их заказ принимает официант, который приносит еду, когда она готова. Перед уходом посетители должны оплатить счет. В более изысканном ресторане есть администратор или метрдотель, который приветствует гостей и провожает их за столик. В таком ресторане клиентов обслуживают также помощник официанта и сомелье.

Рестораны часто специализируются на определенных типах кухни или представляют конкретную тему. Например, существуют рестораны, где подают дары моря, вегетарианские и этнические рестораны. Говоря проще, рестораны, где подают блюда местной кухни, называются просто ресторанами, а заведения, которые предлагают блюда иностранного происхождения, носят соответствующие названия (например, китайский ресторан, русский ресторан). В Париже предоставлена кухня практически со всего света. Это объяснятся тем, что большинство кафе и ресторанов держат эмигранты либо их потомки.

Во Франции словом «brasserie» называют кафе, работающее как ресторан. Здесь подают отдельные блюда в уютной обстановке. Словом «бистро» обычно называют кафе, где подают простую еду по умеренным ценам в интерьере «без претензий». Бистро имеют очень высокую популярность среди туристов.

«Семейные рестораны», их иногда называют табльдот (от французского table d’hфte, стол хозяина), это заведения с фиксированным меню по фиксированным ценам. Посетители обычно сидят вместе за одним большим столом на скамейках. Такие рестораны были распространены в 19 и начале 20 века, сейчас их можно найти в сельской местности, в местах загородного отдыха, а также среди тематических ресторанов. Здесь нет меню, из которого можно выбрать блюдо, еда подается «курсами», часто с общей посудой «в стол», как во время семейной трапезы. Такой формат можно встретить в пивных в немецком стиле, ресторанах барбекю, охотничьих или рыболовных заведениях. Иногда обычные рестораны добавляют элементы «семейного стиля» - например, подают в центр стола салат в большом салатнике.

Кулинарная традиция продолжает развиваться и в наше время. Во Франции существует такое явление как ресторанные гиды - это справочники, которые рассказывают о самых лучших ресторанах. Самые известные ресторанные гиды –это Мишлен (Michelin) и Го э Мийо (Gault et Millau). Обычно заведения, рекомендованные ресторанными гидами, достаточно претенциозны - чем больше звезд, тем выше цена.

Президент Франции Шарль де Голь жаловался в свое время, что просто невозможно управлять той страной, в которой производят 246 видов сыра. Тем самым он намекал, что Францией правят кухарки, а не президенты. Французы очень почтительно относятся к поварам, которые в этой стране являются уважаемыми фигурами и вполне могут удостоиться высшей государственной награды (орден Почетного легиона). Эмоциональный французский повар сможет запросто наложить на себя руки от отчаяния и стыда, если с его ресторана снимут хотя бы одну звезду (и такое случалось!).
Во французском Министерстве культуры функционирует Департамент кухонного искусства. Основу жизни во Франции и раньше и сейчас составляют вино и еда. Даже книжки, предназначенные для помощи родителям в воспитании малышей, советуют младенцев приучать к сырам.








Приложение 2

Типы вопросов
Примерные вопросы

1. Простые
Что? Кто? Где? Когда? Какие?


2. Уточняющие
Правильно ли я понял(а)?
Можно ли сказать, что?
Верно ли, надо ли, создавать ли, должен ли?.

3. Интерпретационные
Почему?
В чем причина?

4. Оценочные
Что хорошоЧто плохо?
В чем отличие?
Назовите сходство и различие

5. Творческие
Что было бы если?
Как изменится?

6. Практические
Где используют?
При возможности выбора вы бы ?
Как сделать так, чтобы?
Как применить в жизни?



Приложение 3
СИНКВЕЙН

Название (существительное)
Описание (прилагательное)
Действия (глагол)
Чувство (фраза)
Повторение сути (существительное)
Приложение 4













Приложение 5


АНКЕТА «Я. Мы. Дело».


Оценить по 5-бальной шкале эффективность вашей работы на занятии
1
2
3
4
5

Я
свою работу на занятии






Мы
работу в мини - группах






Дело
работу всей группы









Приложение 6

ИНСЕРТ
«V» - уже знал;
«-» думал иначе, или не согласен;
«+»- новое;
«?» - не понял, есть вопросы.










13PAGE 15


13PAGE 14215



Прекрасное обслуживание

Кафе, бистро, пабы

Les restaurants franзais


У нас такого нет

Французская кухня


Вкусно, элегантно, изысканно

Гурманы

Деликатесы, фуа гра, фондю



15