Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Космическое проектирование

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»


Рекомендовано к принятию
Педагогическим советом Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»
протокол
от__________2016 №_________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
К приказу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»
От __________2016 №________




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«КОСМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»



Возраст: 12-17 лет
Срок реализации: 2 года
Направленность: техническая
Уровень образования: среднее общее образование





Составитель: педагог дополнительного образования
НИКОЛАЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА


г.Новомосковск
2001 год
Пояснительная записка.
Международные аналитики называют XXI век веком космонавтики. Наша страна обладает мощным научным, инженерным, творческим потенциалом, позволившим ей первой открыть дорогу в космическое пространство и занимать в освоении космоса одну из ведущих позиций. История отечественной космонавтики имеет глубокие духовные и культурные корни. Мысль о «переходе к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига», о человеке как будущем «гражданине Вселенной» еще в XIX и начале XX вв. звучала из уст философов Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского, вдохновляла писателей, поэтов, художников. Научные открытия, инженерные решения опирались на прочный духовный и культурный фундамент. Космический прорыв стал ярким выражением «творческой идеи России» (И.А. Ильин), той всечеловеческой ее роли, о которой говорили А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский.
Развитие авиации и космонавтики немыслимо без специалистов, способных решать научные, технические и организационные проблемы создания конкурентоспособной авиакосмической техники. Авиа и ракетостроение является сложной, наукоемкой и динамично развивающейся отраслью, связанной с технологическими прорывами, новыми материалами и инженерными решениями. Это требует соответствующей научно-технической мысли: свободной, дерзкой и решительной – с одной стороны, и системной, тщательно обоснованной и подкрепленной расчетами – с другой стороны. Интеграция российской экономики в мировую повышает требования к национальной системе оказания образовательных услуг. Необходимо оперативно вводить новые направления, обучать школьников эффективным моделям использования новых информационных технологий, формировать методологию системного анализа процессов и навыки исследовательской деятельности. Когда перед аэрокосмической отраслью стоит задача выхода на мировой рынок с новыми, конкурентоспособными образцами авиационной и космической техники, проблемы подготовки специалистов касаются не только ВУЗов. Основными слагаемыми качественной подготовки специалистов являются не только квалификация профессорско-преподавательского состава, уровень научно-методического и информационно-технологического обеспечения учебного процесса, но и наличие современной учебно-лабораторной и экспериментальной базы, интеграция учебного и исследовательского процессов, их инновационная направленность, которой оснащены ведущие технические ВУЗы России.
Аэрокосмическая наука и космонавтика содержит все сферы человеческой деятельности: передовые технологии, новую технику, конструкционные материалы, автоматику и ИКТ, физику и географию, биологию и медицину, философию и психологию, литературу и искусство. Вопросы аэрокосмического образования отражены в работах Амбарцумяна В.А., Газенко О.Г., Гинсбурга В.Л., Фридмана В.Л., Шкловского И.С.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Космическое проектирование» имеет техническую направленность, позволяет ребёнку максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Обеспечивает право и возможность каждой личности на удовлетворение образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными интересами, ценностными ориентациями, желаниями и способностями.
Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью в квалифицированных инженерных кадрах, научных работниках в производственной сфере, поддержке одарённых детей, в развитии творческого мышления.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «КОСМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ» разработана на основе интеграции общего и дополнительного образования и ставит своей целью формирование бережного отношения к творческому и интеллектуальному наследию России, предоставление возможности самореализации одаренных старшеклассников в рамках направления «Школа – ВУЗ».
Реализуется данная программа в детском объединении «Детское конструкторское бюро» на базе Лаборатории радио- и аэрокосмического конструирования им. А.В. Володина в МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества» с 2001 года. Программа подвергалась редактированию в связи с изменением законодательной и нормативно-правовой базы, количества часов занятий и с учетом пожеланий детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Космическое проектирование» составлена с учетом действующего законодательства в Российской Федерации:
1.     Конституции РФ.
2.     Конвенции ООН «О правах ребенка».
3.     Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
4.     Концепции развития дополнительного образования.
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.    Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного  приказом Министерства образования и науки РФ № 1008 от 29 августа 2013г.
7.    СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
8.  Устава МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
9.  Программы развития на 2015-2019 годы МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества».
Содержание образования в детском объединении «Детское конструкторское бюро» ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Содержание программы составлено на основании достижений мировой культуры и науки, российских традиций, культурно-национальных особенностях Тульского региона и направлено на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Программа "Космическое проектирование" дает возможность не только полнее использовать потенциал обязательных обучающих школьных программ, но и компенсировать их односторонность, унифицированность, позволяет создать для ребёнка эмоционально и социально значимый фон.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Космическое проектирование» является создание системы личностно-ориентированного обучения детей на основе проектно-исследовательской деятельности. В результате проектной деятельности по выбранной теме исследования формируется личность с технологическим мышлением и высоким уровнем технической культуры.
Программа построена по принципу работы научного общества обучающихся, обеспечена научным руководством и предоставляет выпускникам объединения «Детское конструкторское бюро» возможность поступления в МГТУ им. Н.Э. Баумана, ТулГУ и другие технические ВУЗы России.
Научные консультанты программы - действительный член Академии Космонавтики, доктор технических наук, профессор МАИ Полтавец Г.А., научный руководитель Молодежного космического центра МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор МГТУ Майорова В.И., доцент кафедры СМ-1 МГТУ Ковалев Б.К., доцент кафедры МИСУ ТулГУ Слепцов С.В.
Программа имеет спиральную структуру. На первом и втором годах обучения школьники работают над конкретной исследовательской темой индивидуально или в малых группах – в соавторстве. Готовые научно-исследовательские проекты представляются на Всероссийском конкурсе «Космос», Всероссийской олимпиаде школьников «Шаг в будущее. Космонавтика», областной научно-практической конференции «Наследники Тульских мастеров» и других конкурсных мероприятиях различного уровня. Лауреаты и победители конкурсов, олимпиад и конференций имеют возможность поступить в ТулГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана и другие ведущие технические ВУЗы России, остальные обучающиеся готовятся с педагогом для поступления на общих основаниях, при этом участие во Всероссийских мероприятиях дает дополнительные баллы при поступлении.
Проектный метод обучения оптимален, так как ориентирован на достижение целей самих обучающихся, формирует большое количество компетенций, развивает и поддерживает творческую одаренность школьника.

Основополагающими принципами деятельности являются:
- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности,
способности обучающегося;
- возможность свободного самоопределения с последующей
самореализацией;
- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

На занятиях большое значение приобретает работа с одарёнными детьми, поддержка талантливой молодёжи, приобщение её к творческому процессу, научному и техническому творчеству. Кроме задач космического образования, расширения политехнического кругозора, повышения интеллектуального уровня, воспитания культуры поведения старшеклассников, очень важным видятся задачи, направленные на профессиональное становление молодёжи в рамках космической индустрии.

Цель программы:
развитие образовательной компетенции обучающихся средствами научно-исследовательской и проектной деятельности в рамках аэрокосмического образования.
Задачи программы
Образовательные:
обучить принципам научно-исследовательской и конструкторской деятельности как основы последующей учебы в ВУЗе;
стимулировать детей к углубленному изучению космоса и космической индустрии;
предоставить возможность подготовки и поступления в ВУЗы технической направленности;
способствовать профессиональной ориентации обучающихся.
Развивающие:
развивать коммуникативные, ораторские и артистические навыки, умение вести дискуссию, грамотно формировать свою мысль для аргументированной защиты авторской идеи;
развивать творческие и технические способности, навыки работы самостоятельно и в соавторстве для реализации авторской идеи;
Воспитательные:
воспитывать патриотизм, нравственные ориентиры, чувство ответственности за себя и своих товарищей;
формировать культуру поведения, социальные навыки, основы самовоспитания и здорового образа жизни.

Группа формируется преимущественно из обучающихся 9-11 классов в возрасте 14-17 лет, проявляющих повышенный интерес к космической тематике.
С 2016-2017 учебного года возраст обучающихся, зачисляемых в объединение «Детское конструкторское бюро» для освоения ДООП «Космическое проектирование» изменен. В связи с открытием большого числа конкурсных мероприятий для школьников до 16 лет и запросом от родителей школьников 6-7 классов, с 1 сентября 2016 года набор осуществляется с 12 лет.
Определение этапа обучения проводится по результатам собеседования по соответствующим критериям, включающим объем базовых знаний и степень владения навыками и умениями, необходимыми на занятиях в детском объединении «Детское конструкторское бюро».
Формирование учебных групп производится на добровольной основе. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе обучающихся без ограничений по возрастному признаку, учитываются знания, умения, навыки, которыми владеет ребенок.
Срок реализации программы 2 года. Уровень реализации программы – среднее общее образование.
Режим занятий
Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа. Занятия второго года обучения проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа. Между часами предусмотрен обязательный 15-ти минутный перерыв.

Год обучения
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Кол-во час.
в неделю
Кол-во часов
в год

1
2часа
2 раза
4 часа
144 часа

2
2 часа
3 раза
6 часов
216 часов


Педагог может варьировать и модифицировать программу, увеличивая или сокращая время на изучение темы в зависимости от уровня подготовки обучающихся, сроков проведения мероприятий всероссийского или областного уровня, к которым идет подготовка. Педагог определяет систему изучения материалов программы и индивидуальный образовательный проектный маршрут каждого обучающегося, согласно возраста, уровня подготовки, индивидуальных качеств, степени обучаемости, интересов и мотивов.
Формы работы: индивидуальные занятия, занятия малыми группами, творческие работы, научные проекты, защита авторских проектов, участие во Всероссийских и областных конференциях, олимпиадах.















II. Учебно-тематический план
1 год обучения (144 часа)
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.


Наименование темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Теория
Прак-тика
Всего


1
ТЕМА № 1
Вводное занятие.
1
1
2


2
ТЕМА № 2
Человек, осваивающий Вселенную.
8
12
20
Тестиро-вание, собеседо-вание

3
ТЕМА № 3
Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли.
34
86
120
Подготовка и презентация
проекта

4
ТЕМА № 4
Итоговое занятие

2
2



Итого:
43
101
144



III. Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление обучающихся с Уставом ДДЮТ, правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, ИКТ, правилами пожаробезопасности.
Практика. Введение в программу. Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление обучающихся с правилами, положениями и оценочными листами различных конкурсов и конференций (областных, региональных, Всероссийских).

Тема 2.Человек, осваивающий Вселенную (20 часов).
Теория. История освоения космоса. История советской космонавтики. К.Э. Циолковский – основоположник теоретической космонавтики. С.П. Королёв – основоположник практической космонавтики. Начало космической эры, эры пилотируемых полётов. История создания космических кораблей, ракет-носителей, планетоходов. Нужно ли человечеству сейчас осваивать космос? Космонавтика и будущее человечества. Перспективы развития.
Практика. Экскурсии на предприятия космической отрасли, Музеи космонавтики, встречи с космонавтами, учеными, преподавателями и студентами ВУЗов, сотрудниками аэрокосмических предприятий, в Центр Подготовки Космонавтов, Центр Управления Полетами, РКК «Энергия» и другие учреждения и организации аэрокосмической отрасли. Написание сообщений на темы о космосе, космонавтике, космонавтах (по выбору обучающихся). Проведение дискуссий, викторин, интеллектуальных игр космической тематики.

Тема 3. Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли (120 часов).

3.1. Принципы конструкторской и научно-исследовательской деятельности. (8 часов)
Теория. Понятие терминов «Наука» и «Научный проект». Наука в жизни человека. Научная логика. Методы научной аргументации. Научное исследование. Цели и задачи исследования. Логика изложения. Схемы и иллюстрации. Правила создания научно-исследовательского проекта.
Практика: дискуссия о роли науки в современном мире. Создание плана работы над индивидуальным проектом.

3.2. Выбор темы авторских проектов. Обсуждение мотива деятельности (10 часов).
Теория. Анализ современных направлений развития космической науки и техники для выделения наиболее актуальных тем в данной отрасли. Знакомство со специализацией МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, ТулГУ.
Практика: определение обучающимися направления работы и конкретной темы. Экскурсия в МГТУ им. Н.Э. Баумана для знакомства с тематикой аэрокосмических кафедр факультетов «Специальное машиностроение», «Энергомашиностроение», «Информатика и системы управления». Постановка цели и определение задач своего проекта. Работа с научными консультантами.

3.3. Отбор литературы. Знакомство со специальной литературой
(8 часов).
Теория. Разнообразие видов издательской продукции (периодическая печать, научно-популярная литература, специализированная техническая литература, справочники, каталоги и т. д.). Принципы подбора литературы в соответствии с темой работы. Работа с информационно-коммуникационной техникой – принципы подбора материалов.
Практика: работа с технической, справочной литературой, периодическими изданиями библиотеки Лаборатории ДДЮТ. Посещение технических библиотек. Работа в поисковых системах сети Интернет.



3.4. Обоснование выбранной темы, проекта. Экспертная оценка аналогов (8 часов).
Теория: преимущества и недостатки авторского проекта. Назначение разработки. Изучение индивидуального направления обучающимся в рамках ДКБ.
Практика: изучение наиболее известных и эффективных разработок в аналогичном направлении, проведение сравнительного анализа. Подготовка аналитического материала по имеющимся аналогам конструкций или проектов, выступление с сообщением по обоснованию актуальности авторской тематики. Создание наглядных пособий для пополнения музея истории ракетно-космической техники Лаборатории аэрокосмического конструирования ДДЮТ.

3.5. Работа по написанию авторских проектов. Работа с научными консультантами (46часов).
Теория. Способы оценки перспектив, актуальности, практичности авторской идеи.
Практика: работа по составлению аннотации, по написанию научной статьи. Обоснование конструкционных особенностей технического проекта. Проведение расчётов. Построение чертежей, графиков, таблиц. Консультации с научными руководителями.

3.6. Оформление готовых творческих проектов (14 часов).
Теория. Правила оформления готовых работ.
Практика: Оформление заявок для участия во Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее. Космонавтика», областной научно-технической конференции «Наследники тульских мастеров». Оформление приложений: графиков, чертежей, схем, таблиц с помощью графических и текстовых редакторов. Распечатка материалов.

3.7. Представление творческих проектов. Компьютерная презентация
(14 часов).
Теория. Правила выполнения презентаций, требования к выступлению.
Практика: подготовка компьютерной презентации научного проекта. Проведение предварительной публичной защиты проектов перед педагогами, родителями, представителями ВУЗов и колледжей.
Презентация творческих проектов на Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее. Космонавтика», областной научно-технической конференции «Наследники тульских мастеров».

3.8. Самооценка, самоанализ (4 часа).
Теория. Подведение итогов и анализ выступлений, сравнительная оценка уровня творческих работ и собственных выступлений на разных уровнях.
Практика: решение тестовых заданий.
3.9. Дни открытых дверей для школьников города (8 часов).
Практика: проведение экскурсий в лабораторию и представление творческих проектов для школьников 9-10 классов школ города.

Тема 4. Итоговое занятие (2 часа).
Практика: подведение итогов обучения. Награждение лучших обучающихся. Проведение итогового «круглого стола».


Результатом обучения по окончании 1 года обучения должно стать:
владение знаниями основных фактов из истории и достижений отечественной и мировой космонавтики, жизни ученых, конструкторов, космонавтов;
владение навыками работы с научной, технической и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
владение навыками разработки исследовательских проектов или творческих работ «от идеи до презентации»;
владение методами и процедурами выступления перед аудиторией с защитой своей работы, ведения дискуссии;
владение навыками работы с чертежными инструментами, приспособлениями и ИКТ.





















II. Учебно-тематический план
2-й год обучения (216 часов)
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.

Наименование темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля



Теория
Прак-тика
Всего


1
ТЕМА № 1
Вводное занятие.
Основы техники безопасности
2

2


2
ТЕМА № 2
История развития ракетно-космической техники.

26
24
50
Тестиро-вание, собеседо-вание

3
ТЕМА № 3
Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли.
72
90
162
Подготовка и презентация
проекта, участие в конкурсных мероприятиях

4
ТЕМА № 4
Итоговое занятие

2
2



Итого:
100
116
216



III. Содержание образовательной программы.
Тема 1. Вводное занятие. (2 часа).
Теория. Ознакомление обучающихся с Уставом ДДЮТ, правилами поведения в объединении, правилами безопасности при работе с инструментами, ИКТ, правила безопасности на дорогах, пожаробезопасности.
Определение целей и задач в работе на год. Ознакомление обучающихся с правилами, положениями и оценочными листами различных конкурсов и конференций (областных, региональных, Всероссийских).

Тема 2. История развития ракетно-космической техники (50 часов).
Теория. История освоения космоса. История советской космонавтики. Отечественные и мировые конструкторы космических кораблей, ракетных двигателей. История создания космических кораблей, ракет-носителей, планетоходов. История ракетных двигателей, особенности их работы, схемы, рабочее тело. Перспективы развития космического кораблестроения. Новые технологии и материалы в космической отрасли
Практика. Экскурсии на предприятия космической отрасли, Музеи космонавтики, встречи с космонавтами, учеными, преподавателями и студентами ВУЗов, сотрудниками аэрокосмических предприятий, в Центр Подготовки Космонавтов, Центр Управления Полетами, РКК «Энергия» и другие учреждения и организации аэрокосмической отрасли. Написание сообщений на темы о космической технике и технологиях (по выбору обучающихся). Проведение дискуссий, викторин, интеллектуальных игр космической тематики.

Тема 3. Научно-исследовательская деятельность в аэрокосмической отрасли (162 часа).
3.1 Принципы конструкторской и научно-исследовательской деятельности. (8 часов)
Теория. Понятие терминов «Наука» и «Научный проект». Наука в жизни человека. Научная логика. Методы научной аргументации. Научное исследование. Цели и задачи исследования. Логика изложения. Схемы и иллюстрации. Правила создания научно-исследовательского проекта. Практика. Дискуссия о роли науки в современном мире. Создание плана работы над индивидуальным проектом.

3.2 Выбор темы авторских проектов. Обсуждение мотива деятельности (8 часов).
Теория. Анализ современных направлений развития космической науки и техники для выделения наиболее актуальных тем в данной отрасли.
Знакомство со специализацией МГТУ им.Баумана, МАИ, ТулГУ.
Практика: Определение обучающимися направления работы и конкретной темы. Выезд в МГТУ им.Баумана для знакомства и работы с научными руководителями. Постановка цели и определение задач своего проекта.

3.3. Отбор литературы. Знакомство со специальной литературой
(10 часов).
Теория. Разнообразие видов издательской продукции (периодическая печать, научно-популярная литература, специализированная техническая литература, справочники, каталоги и т. д.). Принципы подбора литературы в соответствии с темой работы. Работа с информационно-коммуникационной техникой – принципы подбора материалов.
Практика. Работа с технической, справочной литературой, периодическими изданиями библиотеки Лаборатории ДДЮТ. Посещение технических библиотек. Работа в поисковых системах сети Интернет.

3.4 Обоснование выбранной темы, проекта. Экспертная оценка аналогов
(10 часов).
Теория: преимущества и недостатки авторского проекта. Назначение разработки. Изучение индивидуального направления обучающимся в рамках ДКБ.
Практика: изучение наиболее известных и эффективных разработок в аналогичном направлении, проведение сравнительного анализа. Подготовка аналитического материала по имеющимся аналогам конструкций или проектов, выступление с сообщением по обоснованию актуальности авторской тематики.

3.5 Работа по написанию авторских проектов. Работа с научными консультантами (72 часа).
Теория. Способы оценки перспектив, актуальности, практичности авторской идеи.
Практика: работа по составлению аннотации, по написанию научной статьи. Обоснование конструкционных особенностей технического проекта. Проведение расчётов. Построение чертежей, графиков, таблиц. Консультации с научными руководителями.

3.6 Оформление готовых творческих проектов (16 часов).
Теория. Правила оформления готовых работ.
Практика: Оформление заявок для участия во Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее. Космонавтика», областной научно-технической конференции «Наследники тульских мастеров». Оформление приложений: графиков, чертежей, схем, таблиц с помощью графических и текстовых редакторов. Распечатка материалов.

Представление творческих проектов. Компьютерная презентация
(14 часов).
Теория. Правила выполнения презентаций, требования к выступлению.
Практика: подготовка компьютерной презентации научного проекта. Проведение публичной защиты проектов перед педагогами, родителями, представителями ВУЗов и техникумов.
Презентация творческих проектов на Всероссийской олимпиаде «Шаг в будущее. Космонавтика», областной научно-технической конференции «Наследники тульских мастеров».

3.8 Самооценка, самоанализ (10 часов).
Теория. Подведение итогов выступлений, сравнительная оценка уровня творческих работ и собственных выступлений на разных уровнях.
Практика: Решение тестовых заданий.

3.9 Дни открытых дверей для школьников города (8 часа).
Проведение экскурсий в лабораторию и представление творческих проектов для школьников 9-10 классов школ города.

Тема 4. Итоговое занятие (2 часа).Круглый стол: Итоги года. Встреча с родителями, чествование выпускников.
Результатом обучения должно стать:

владение фактами из истории и достижений отечественной и мировой космонавтики, историю развития космической техники, владение научной проблематикой наиболее перспективных направлений аэрокосмической науки, новейших технологий, материалов и разработок, владение теорией для обоснования своих идей;
владение навыками построения алгоритма действий по созданию индивидуального проекта;
владение навыками моделирования конструктивных и технологических особенностей проекта;
владение навыками работы с научной, технической и справочной литературой, периодическими изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
владение навыками разработки и реализации исследовательских проектов или творческих работ «от идеи до презентации»;
владение методами и процедурами выступления перед аудиторией с защитой своей работы, ведения дискуссии;
владение навыками самоанализа результатов выполнения проекта и его презентации в сопоставлении с поставленной целью;
владение навыками работы с чертежными инструментами, приспособлениями и ИКТ.

Результативность освоения программы – качество выступления в финале Всероссийского конкурса «Космос», Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее», Тульской конференции «Наследники Тульских мастеров» и других конкурсных мероприятиях, как средство самореализации, профориентации и социальной адаптации подростков.

Критерии результативности программы – самостоятельность в выполнении творческой работы, научность продукта творческой деятельности, оригинальность замысла выполнения задания, уровень технологической сложности, степень научности.
Освоившим содержание программы является обучающийся, пропустивший не более 1/3 занятий и прошедший итоговую аттестацию. Аттестация в начале года проходит в форме собеседования или тестирования. Промежуточная аттестация проходит в форме индивидуального собеседования. Итоговая аттестация проходит в виде презентации готовых творческих работ.



Работа с родителями
В течение учебного года проходят 3 родительских собрания и индивидуальные встречи с родителями. Родители привлекаются к организации и проведению поездок, экскурсий, встреч с научными консультантами, подготовке работ к защите, присутствуют во время публичной защиты работ, выезжают на региональные и всероссийские мероприятия. Сотрудничество обучающихся, родителей и педагогов позволяют повысить мотивацию детей и эффективность образовательного процесса.


Методическое обеспечение программы
Формы работы
Практико-теоретическая.
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед продолжительностью 30-45 минут на каждом двухчасовом занятии. Это беседы с одновременной демонстрацией материалов, с вопросами и ответами, дискуссиями. Большую часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают при работе с темами индивидуальных проектов.
Практическая.
Реализация приобретенных теоретических знаний при создании индивидуальных проектов, конструкций, участии в поездках, экскурсиях, встречах с космонавтами, учеными, преподавателями ВУЗов.
Индивидуальная.
Разновозрастный коллектив предполагает разноуровневое обучение, поэтому темы подбираются индивидуально с тем, чтобы обеспечить ситуацию успешности каждому обучающемуся.
Проектная.
Предусматривает работу над индивидуальными проектами.

Методы обучения
Репродуктивный ( основополагающий метод обучения.
Диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы ведутся в диалогической, в вопросно-ответной форме и сопровождаются демонстрацией материалов поездок, экскурсий, работ выпускников. Обучающиеся имеют возможность принять участие в дискуссии, обсуждении тем, аргументированно доказать правоту своих суждений.
Поисковый (творческий) – применяется при работе над индивидуальным проектом. Целесообразен при высоком уровне освоения программы, когда на базе уже усвоенных знаний обучающийся реализует оригинальные творческие замыслы. Данный метод предполагает наличие обширных знаний в области специальной литературы, связанной с аэрокосмической наукой и техникой.
Последовательность в разработке и реализации проекта:
- Проблема.
Она обуславливает мотив деятельности, определяются направление, задачи, тема.
- Проектирование.
Разработка плана, определение последовательности и этапов реализации. Приглашение научных консультантов.
- Поиск информации.
Работа с литературой, ИКТ, периодическими изданиями. Информация анализируется, обобщается и осмысливается.
- Реализация проекта.
Воплощение замыслов с помощью научных консультантов, практическая работа.
- Анализ
Оценка и анализ результата деятельности, сопоставление итогов с целевой установкой.
- Презентация
Оформление и представление готового проекта, или на определённой стадии разработки.

Для обеспечения безопасности обучающихся и сохранности их здоровья в процессе работы используются здоровьесберегающие технологии, соответствующие психо-физиологическим и возрастным особенностям детей:
педагог следит за проветриванием помещения и уровнем освещения рабочих мест;
отслеживается продолжительность занятий за компьютером;
при работе отслеживается поза ребенка – осанка, посадка за рабочим столом;
после продолжительной работы с литературой и компьютером проводятся зарядки для глаз;
при выезде на мероприятия контролируется безопасность передвижения обучающихся на транспорте и пешком.

Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
Помещение, в котором проводятся занятия – ДКБ, компьютерный класс; оборудование: компьютер, телевизор, мультимедийный проектор, кульман с чертежным инструментом;
методическое обеспечение: медиатека, техническая литература, журналы «Новости космонавтики», книги об истории космонавтики и жизни выдающихся представителей космической отрасли, проспекты по ВУЗам и предприятиям космической направленности, фотографии, отражающие различные мероприятия ДКБ, работы с описанием творческих проектов выпускников разных лет, презентации творческих работ для выступлений на мероприятиях различного уровня – всероссийских, областных, муниципальных, чертежи конструкторских разработок, модели и макеты РКТ, выполненные обучающимися Лаборатории разных лет.

Кадровое обеспечение реализации программы:
Для обеспечения высокой научной базы работы в рамках курса предполагается приглашение для консультаций профессора МАИ Г.А.Полтавца, профессора МГТУ им.Баумана В.И.Майоровой, доцента ИВТС им.Грязева ТулГУ С.В.Слепцова, преподавателей НИ РХТУ им.Менделеева В.В.Силина и В.И.Григорьева. Каждый год МГТУ им.Баумана выделяет для одиннадцатиклассников индивидуальных кураторов. Выезд обучающихся в ВУЗ с возможностью консультирования у педагогов МГТУ и работы в читальном зале, встреча с космонавтами, учеными при проведении экскурсий или выезде на различные научно-практические конференции и олимпиады обеспечивают возможность обучающимся получать большой объем научных знаний, специальной информации, которую они используют для реализации научно-исследовательских проектов. В работе над конструкционными особенностями авторских идей активное участие принимает инженер-конструктор В.Ю.Носов.





















Рекомендуемая литература

Для педагогов:

Букш Е.Л. Основы ракетного моделизма. - М.: ДОСААФ, 1972.
Канаев В.И. Ключ на старт. - М.: Молодая гварди,1972.
Левантовский В.И. Механика космического полета в элементарном изложении. - М.: Наука, 1974.
Федосеев В.И. Основы техники ракетного полета. - М.: Наука,1979.
Специальные издания кафедр МГТУ им. Н.Э.Баумана и МАИ
Энциклопедия “Космонавтика СССР”. - М.: Машиностроение. Планета, 1987.
Энциклопедия “Космонавтика”. - М.: Машиностроение, 1985.
АН СССР. Ракетные двигатели ГДЛ-ОКБ. - М.: Наука, 1969.
Черток Б.Е. Ракеты и люди. - М.: Машиностроение, 1999.
Советские и Российские космонавты 1960-2000. - М.: ООО Информационно-издательский дом “Новости космонавтики”, 2001.
Афанасьев И.Б. Большой космический клуб. – М. РТСофт, 2006г.
РС: 50 лет движения к цели/ под ред. В.В.Ветрова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2004г.
Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г. «Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (Проблемы организации и управления)». М: Изд-во МАИ, 2003г.
Полтавец Г.А., Крылова В.А. Аэродинамика моделей ракет. – Изд-во МАИ, 2004г.
Полтавец Г.А., Крылова В.А., Никулин С.К. Основы аэродинамики моделей ракет// Учебное пособие. – Изд-во МАИ, 2005г.
Черный В.Г., Майорова В.И., астрономия в космонавтике: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана, 2008г.

Для обучающихся и родителей:
Кротов И.В. Модели ракет. Проектирование. - М.: ДОСААФ, 1979.
Рожков В.С. Спортивные модели ракет. - М.:ДОСААФ,1984.
Рожков В.С. Строим летающие модели. - М.: Патриот,1990.
Рожков В.С. Космодром на столе. - М.: Машиностроение,1999.
Периодические издания (журналы): “Авиация и космонавтика”, “Моделист-конструктор”, “Техника молодежи”, “Левша”, “Юный техник”, “Новости космонавтики”, “Земля и вселенная”, “Радио”, “Наука и жизнь”, “Звездочет”, “Аэрокосмическая техника”
Сборник документальных и художественных произведений. Космос – моя работа. - М.: Профиздат, 1989.
Бубнов И.Н., Каманин Л.Н.. Обитаемые космический станции. - М.: ВИМО СССР, 1964
Глазков Ю.Н. Земля над нами. - М.: Машиностроение, 1986.
Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра. - М.: Просвещение, 1986.
Алексеев В.А., Еременко А.А., Ткачев А.В.. Космическое содружество. - М.: Машиностроение, 1986.
Максимов А.И. Космическая одиссея. - Н.: Наука. 1991.
Гильберг Л.А.. От самолета к орбитальному комплексу. - М.: Просвещение, 1992.
Марков Ю.. Курс на марс. - М.: Машиностроение, 1989.
Семенов Ю.П.. МОК Буран. - М.: Машиностроение, 1995.
МГТУ имени Н.Э.Баумана: Книга для абитуриентов/ под ред. Л.И.Волчкевича, М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2003г.
Федоров И.Б., Павлихин Г.П. Московский государственный университет имени Н.Э.Баумана. 175 лет. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2005г.
Горбунов А.К., Панаиотти Э.Д., Силаева Н.А. Курс физики для довузовской подготовки: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2010г.
Горбунов А.К., Панаиотти Э.Д. Сборник задач по физике для поступающих в ВУЗ: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2011г.
Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Физика: учеб.пособие/ (А.Ю. Луценко и др.) – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013




Заголовок 1ъђ Заголовок 2ъђ Заголовок 415