Творческий проект на тему: «Организационное развитие образовательного учреждения»


Творческий проект на тему: «Организационное развитие образовательного учреждения»
Выполнила:
Морозова Наталия Александровна
2013 г.
Организационный проект начальной школы, ориентированный на выпускника, как ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ЛИЧНОСТЬ.
Организационно-функциональные блоки:
1. Встреча с людьми разных профессий
2. Экскурсии на предприятия
3. Классные часы
4. Конкурсы
5. Праздники «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны»
6. Введение предметов, связанных с профессиональной деятельностью, в школьный компонент
7. Портфолио
8. Дополнительное образование (группы, секции, курсы)
9. Анкетирование
10. Олимпиады
11. Проектная деятельность
12. Выставка «Образование и карьера»
13. Дни открытых дверМиссия «Стать успешными в жизни»
ПРЕДЛОЖЕНИЯ по реализации ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ «ШКОЛА БУДУЩЕГО», разработанных педагогами и ориентированных на образ выпускника школы.
Организационный проект начальной школы, ориентированный на выпускника, как ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ЛИЧНОСТЬ.
Организационно-функциональные блоки:
1. Встреча с людьми разных профессий
2. Экскурсии на предприятия
3. Классные часы
4. Конкурсы
5. Праздники «Мамы всякие нужны – мамы всякие важны»
6. Введение предметов, связанных с профессиональной деятельностью, в школьный компонент
7. Портфолио
8. Дополнительное образование (группы, секции, курсы)
9. Анкетирование
10. Олимпиады
11. Проектная деятельность
12. Выставка «Образование и карьера»
13. Дни открытых дверей
Организационный проект школы, ориентированный на выпускника, как СВОБОДНУЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ОТВЕТСТВЕННУЮ ЛИЧНОСТЬ
Структура школы:
1. Дружный, высокопрофессиональный духовно-богатый коллектив педагогов, способный быть примером для подражания
2. Устав школы и нормативные документы разрабатываются, утверждаются и контролируются учащимися и педагогами.
3. Школа оснащена полностью современными информационными технологиями, спортивными оборудованными площадками: бассейн, тренажерный зал, теннисный корт, спортивные залы и др.
4. Комната для психологической разгрузки учеников и учителей
5. Клубы по интересам, где каждая личность может общаться и представлять себя и свои личные умения
6. Семейно-консультационный центр, где специалисты оказывают помощь и ребенку и семье, куда с любым вопросом могут прийти дети и родители
7. Обучение в классах или группах и дистанционное обучение
8. Посещение музеев, исторических мест, знакомство с достижениями нашей страны, воспитание патриотизма, уважения к своей Родине и желания делать ее лучше, т.е. создавать свои собственные проекты
Организационный проект школы, ориентированный на выпускника, ведущего ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Проектная команда:
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА:
1. Правила личной гигиены
2. Правила школьного распорядка
3. Спортивно-оздоровительные мероприятия
4. Развивающие игры (Спортивная игровая площадка)
5. Разработка меню вкусного и здорового питания
6. Введение в социализацию.
7. Разработка умений, необходимых для общения в школьном, классном коллективе.
8. Внешний вид (школьная форма, эмблема школы).
9. Работа с родителями по теме Здорового Образа Жизни.
10. Воспитание уверенности в собственных силах
Организационный проект школы, ориентированный на выпускника как ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ЛИЧНОСТЬ
Проектная команда:
Гипотеза.
ДУХОВНОСТЬ в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологи, а еще чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В марксизме духовность ассоциируется с идеологией.
· Святость
· Нравственность
· Этика
· Мораль
· Духовная культура.
В ходе освоения программы «Духовно-нравственное воспитание школьников» ученик должен обладать базовыми компетенциями. Воспитательный процесс – целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.
Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
4. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
5. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
6. Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Педагоги школы осуществляют работу по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное
2. Воспитательно-оздоровительное
3. Культурно-познавательное
4. Нравственно-трудовое
5. Развитие творческих способностей учащихся.
МЕТОДЫ реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).2. Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
ФОРМЫ работы с детьми:
· Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания
· Лекции, семинары, практикумы (в старших классах)
· Творчески художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества. Развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.
· Проведение праздников и мероприятий
· Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций)
· Исследовательская деятельность учащихся
· Экскурсии
· Организация выставок
· Тематические и творческие вечера
· Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
ФОРМЫ работы с родителями:
· Родительские собрания на духовно-нравственные темы
· Лекторий для родителей
· Вечера вопросов и ответов
· Выставки, конкурсы
· Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
· Информационные стенды для родителей, выставки детских работ
· Совместно организованные с родителями праздники.
Предполагаемый результат:
· Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
· Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям
· Потребность к сопереживанию
· Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
· Формирование истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
· Приобщение к опыту православной культуры
· Деятельное отношение к труду
· Ответственность за свои дела и поступки.
Организационный проект школы, ориентированный на выпускника как СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ГРАЖДАНИНА
Проектная команда:
Данная тема организационного проекта может быть объявлена итоговой. Воспитать выпускника как социально-адаптированную личность не легкая работа. И начинать ее надо с семьи – родительского дома. Поэтому семья – это фундамент. Поэтому надо сохранить связь (живую) с родителями не только в начальной школе, но и пронести до старшей школы.
Фундамент начальной школы – тематические «кирпичики»:
· «Что такое хорошо – что такое плохо» (через урок и внеурочную деятельность)
· «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат» (урок-встреча)
· «С чего начинается Родина?» (экскурсионная деятельность, Истоки)
· «Да здравствует мыло душистое!» (ЗОЖ)
· «Человек человеку друг» (урок-игра)
· «О спорт! Ты – жизнь» (соревнования, спартакиады).
Все эти «кирпичики» в средней школе трансформировались в столпы:
· «Закон – право воспитания» (формы: лаборатория, клуб, диспут)
· «Мораль – коллективизм» (проектная работа)
· «Отечество – патриотизм» (через музей, экскурсии, лекции)
· «Профессионализм – мастерство» (выездные мероприятия)
· «Экология» (экскурсии)
· «Спорт – быстрее, выше, сильнее» (соревнования, спартакиады).
В старшей школе должны сформироваться:
· социальные нормы и ценности
· групповые нормы (Совет школы)
· индивидуальные нормы.
На выходе мы ждем социально-адаптированного гражданина, который будет обладать гражданственностью, ответственностью, толерантностью, духовными ценностями, концепцией, самореализацией, самоидентификацией, самоуверенностью и целеустремленностью.
Конечно же, роль учителя в этом процессе – ведущая. Нельзя умалять его положения в обществе, а повышать ПРЕСТИЖ УЧИТЕЛЯ.
Учитель прежде человек,
Ученый, воспитатель.
Пусть будет образом навек
Высокий ценностей создатель.
КОНЦЕПЦИЯ программы развития школы
«От успешного учителя – к успеху ученика»
Федеральные и региональные Программы модернизации образования содержат требование наличия в каждой школе программы развития. К проектам развития школы предъявляется требование контроля за их выполнением. Этот контроль возможен при наличии команд управления проектами развития школы.
Инструментарием разработки и дальнейшего управления программой развития явились методы проектного управления развитием школы, организационной культуры и организационного консультирования. Главное в этих методах – акцент на людях, то есть обучение педагогов организационному профессионализму и таким образом развитию школьной организации, формирование команды педагогов для управления развитием школы.
Динамика современной культурной и экономической жизни общества предъявляет к человеку требования, соизмеримые с вызовом, с необходимостью быть не только гибким, совершенствующим, но и добиваться результатов, быть УСПЕШНЫМ человеком. Человек, реализующий эти жизненные требования и формирующий соответствующий образ жизни, будет «эффективной, полноценно функционирующей личностью» (К.Роджерс). Задавая такой вектор развития, воспитания и образования ученика, мы не всегда видим роль учителя. Кто он? – Наставник? Обучающий? Контролирующий?
Привычно следовать установке центрирования на ученика, то есть ученик – центр образовательного процесса. Вместе с тем, учитель, не обладающий качествами, которые он ожидает от ученика, не сможет их воссоздать и воспитать. В одном из документов была сформулирована установка развития образования исходя из важной роли учителя; «Учитель – это ключевая фигура в школе».
Только эффективный учитель воссоздаст эффективные качества в ученике, только учитель-личность передаст готовность быть личностью ученику, только учитель, обладающий стремлением к успеху, сможет передать эту установку детям и таким образом актуализировать потенциал успешности ученика.