Презентация «Игровые приемы обучения письму»


Выполнил студент КарГУ им.Букетова:Гуртовенко Яна, гр.ПиМНО-32 (з/о)2015 уч.годПрезентация по технологии обучения письму на тему:«Игровые приемы обучения письму» Введение В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические. При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В последнее время в методике русского языка описаны приемы и упражнения, помогающие формировать графические навыки.  Основные приемы формирования графических навыков: 1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов написаниябукв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетрадиучащегося.2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителяна доске или в тетради.3. Обведение образца буквы (копировальный прием).4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе.5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.6. Письмо под счет.7. Прием показа ошибочного написания.Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всехвышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельностьучащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму. Принцип звукового аналитико-синтетического методаСогласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма» пишут эту букву и слова с ней. Обучение письму — это в первую очередь выработка навыка графического. Как и всякий навык, он формируется в результате обучения, врезультате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений. Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма, Как сидеть за столомКак расположить тетрадьКак держать ручкуОрганизационные и гигиенические условия обучения письму Строгое соблюдение организационных и гигиенических требований кобучению письму обеспечит не только эффективность обучения иработоспособность учащихся на уроках, но и их правильное физическоеразвитие, их нормальное зрение, правильную осанку. Приемы обучения письму букв Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромнаяроль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее графические составныхэлементов, сравнению букв ошибки учащихся до составу и по начертанию.Необходимо развить у детей аналитическое видение формы букв. Хотя буквы русского письменного алфавита и не могут быть «расчленены» на какое-то количество строго определенных элементов, тем не менее часто повторяющиеся элементы могут быть выделены: это палочка короткая в букве п и длинная в букве р, палочка с закруглением внизу — элемент букв и, ш; прямая с петлей в буквах у, д; овал и полуовал в буквах о, с, палочка с; двумя закруглениями — внизу и вверху в букве г, малая петля в буквах ц и щ. В системе обучения грамоте детей обычно выделяется несколько уроков, специальная цель которых — обучение письму важнейших элементов: палочек, закруглений, петель, овалов. В дальнейшем элементы каждой новой буквы выделяются до ее письма,—вэтом и состоит аналитический подход. Он дает основу для конструктивногописьма новых букв: учащиеся как бы сами «открывают» способ написания буквы,конструируют новую букву, пишут ее. Конечно, подлинного конструированиянет, учитель лишь создает такую иллюзию у детей, приучая их к самостоятельности, к поиску, к творчеству. Например, дети уже умеют писать букву а, и им нужно научиться писать букву д. Они сами подходят к способу письма буквы д: нужно у буквы а оставить полуовал, а палочку с загибом заменить на длинную палочку (черту) с петлей внизу. Движение руки при написании буквы д такое же, как и приписьме буквы а. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. 1. Педагогические игры достаточно разнообразны по: - дидактическим целям; - организационной структуре; - возрастным возможностям их использования; - специфике содержания. 2. По характеру педагогического процесса бывают: - обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные, диагностические и другие. 3. По характеру игровой методики делятся на: - предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам. Игровые приемы обучения письму «Полслова за вами»Цель: Развивать речь школьников, пополнить словарный запас, развивать фонематический слух.Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета), обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.гормаркуртреч «Опиши предмет»Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения угадывать предмет по его признакам.Содержание: Учитель или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок. «Расшифруй письмо»Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога. Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами. «Кто наблюдательнее»Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и наблюдательности. Содержание: Учитель предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную учителем букву. Всё из «О»Цель: закрепление знаний о буквах; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.Содержание: По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы О (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать, внимательно смотрят на свой рисунок, пытаются угадать, на что или на кого всё это похоже, дорисовывают и дают название своему произведению. Заключение Все приведенные выше игры и задания помогут обогатить и целенаправленно конструировать уроки по формированию письменной компетенции учащихся и повысить мотивацию изучения письму. Обучение письменной речи на начальном этапе может быть увлекательным и очень эффективным процессом – все зависит от фантазии и желания учителя научить как можно лучше. Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Спасибо за внимание!