Рабочая программа внеурочной деятельности Юный инспектор дорожного движения


02.21.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кучеряевская основная общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО
На ШМО
Протокол № 1
от «26» августа 2015г.
________ / Долгополова В.И. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Семенютина С.Н.
«26» августа 2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ Кучеряевская ООШ
____________ Солодунова В.В.
Приказ № 61/1 от 27 августа 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Юный инспектор дорожного движения»
для 1-2 класса (Iступень)
1 часа в неделю 17– в год
Составил учитель физической культуры
Тихоненко Вера Валентиновна
(1 квалификационная категория)

2015- 2016 учебный год.
Пояснительная записка
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения – социальная.
К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС второго поколения, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний о природе, обществе, человеке;
- умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Программа «Юные инспектора дорожного движения» разработана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах» в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся начальной школы, направлена на решение задач по обучению детей  безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, а также  и их воспитанию. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к  культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности (ФГОС-2).
Актуальность программы в том, что одной из первоочередных задач школы, семьи является активная борьба с детским травматизмом и его предупреждением.
       В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания, дано системное изложение учебного материала, адресованного учащимся начальной школы, изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Работа по программе охватывает область знаний, необходимые для безопасного поведения на улице и проезжей части, сознательного отношения к вопросам личной безопасности, умения предугадывать  и предотвращать опасные ситуации.
Цель занятий по программе: приобретение знаний и навыков поведения на улице и проезжей части и воспитание культуры пешехода.
Задачи:
- сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
- обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
- привитие умения пользоваться общественным транспортом;
- ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
- воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
- воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Юные инспектора дорожного движения»» разработана для реализации в 1 классе в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципахличностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию, цель которых - развить и заложить в младшем школьнике механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника  на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Ожидаемые результаты работы по программе:
 Программа призвана способствовать формированию у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы
школьники будут:
Знать Уметь
- правила дородного движения - пользоваться правилами дорожного движения
- сигналы светофора и жесты регулировщика - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
- правила пользования общественным транспортом - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части
-  что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения - осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
Методические рекомендации к организации занятий по программе.
Целью внеклассной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в «Школе  пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
Литература:
1. Дорохов А.А. «Зелёный…Желтый… Красный!» - М.: Детская литература,
    1984.
2. Правила дорожного движения. – М, 2004.
3. Автогражданка. 20 вопросов и ответов. – М., Офис ОСАГО, 2007г.
4.Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах,  пособие для учащихся начальной школы. – М. Просвещение, 2007г.
5Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения, 1-4 кл., методическое пособие. – М. Просвещение, 2007г.
6.Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл., учебник для общеобразовательных учреждений, В.В. Марков и др. – М. «Дрофа», 2005г.  (раздел 1)
7.Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста, кн. для учащихся 5-7 кл. – М., Просвещение, 2003г.
8.Рыбин А.Л. и др. Обучение правилам дорожного движения. – М., Просвещение, 2008г.
№ п\пТема занятий Кол-во часов Дата по плану Дата факт.
1 Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. Правила поведения при движении группой. 1 ч 2 Мы идём в школу. Наша улица, деревня, где мы живём. Экскурсия. 1 ч 3 Элементы дороги. Проезжая часть. Обочина. Тротуар. Дорожная разметка, кювет. Практическое занятие. 1 ч 4 Правила поведения в общественном транспорте. Правила пассажира. Пешеход-пассажир-пешеход. Рисование «Я - пешеход». 1 ч 5 Дорожные знаки . Ответственность пешеходов за нарушение ПДД. 1 ч 6 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. 1 ч 7 Рисование «Дорога безопасности» 1 ч 8 Из истории транспортных средств. Рисунок «Транспорт» : «Автомобиль из прошлого», «Современный транспорт», «Общественный транспорт». 1 ч 9 Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров. Организация движения, технические средства регулирования движения. Светофорное регулирование. Опасности при посадке и высадке из транспорта. 1 ч 10 Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 1 ч 11 Правила движения транспортных средств в жилой зоне. Места остановки и стоянки транспортных средств. 1 ч 12 Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность» 1 ч 13 Транспортное средство – велосипед. Из истории велосипеда. Возрастные ограничения. Правила эксплуатации велосипеда. 1 ч 14 Медицина. Действия при ДТП. Оказание первой доврачебной помощи. Государственное страхование жизни и имущества. 1 ч 15 Игра «Зелёный огонёк» 1 ч 16 Подготовка к утреннику «Дорожный переполох». 1 ч 17 Утренник «Дорожный переполох». 1 ч КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ