Презентация на тему: Программа профессиональных проб учащихся МБУ ДО ДШИ № 13 г. Ульяновска


Разработчик: преподаватель теоретических дисциплинМБУ ДО ДШИ № 13 г. Ульяновска Малкова Наталья Валерьевна2015 год Презентацияна тему: «Программа профессиональных проб для учащихся МБУ ДО ДШИ № 13г. Ульяновска» ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создание в ДШИ оптимальных условий для профессионального самоопределения учащихся старших классов МБУ ДО ДШИ № 13, систематизация профориентационной работы в условиях системы дополнительного образования. Задачи:сформировать значение профработы, уточнить определение профориентации;сформировать интерес к профессии музыканта-преподавателя;выявить профессиональные склонности и способности учащихся, необходимые для данной профессии; включить в профориентационную работу разнообразные формы и методы; сформировать у учащихся начальный уровень профессиональной компетенции. Программа по профессиональным пробам реализуется в учебно-воспитательном процессе МБУ ДО ДШИ № 13 каждый учебный год и предназначена для учащихся в возрасте 14 – 17 лет. Новизна программы по профессиональным пробам заключается в определении понятия и значения профессионально ориентированной работы, в обозначении форм и методов профориентационной работы в системе дополнительного образования. В данный момент дополнительное образование не имеет развитой, организованной системы профессионально ориентированной работы, включающей разнообразные формы и методы. Следствием этого является недостаточно высокий процент выпускников, имеющих намерение продолжить музыкальное образование в ССУЗах. Преодолеть это можно путем формирования системы профессиональных проб, включающей разнообразные формы и методы. Сформированную и развитую систему профессиональных проб можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта образовательного учреждения дополнительного образования и как ресурс развития образовательного учреждения. В этом актуальность данной программы профессиональных проб. Ожидаемые результаты: - увеличение количества профессионально ориентированных учащихся, поступающих в ССУЗ и ВУЗ; - увеличение количества учащихся, имеющих результативность участия в конкурсах различных уровней. Принципы организации профессиональных проб принцип самоактуализации - пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и приобретенных возможностей;личностный принцип - создание условий для формирования личности учащегося, содействие их дальнейшему развитию; принцип выбора - создание условий постоянного выбора, где учащийся обладает полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса, выбора будущей профессии;принцип творчества и успеха - ситуация успеха в том или ином виде деятельности стимулирует осуществление учащимся дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я»; позитивного отношения к осуществляемой деятельности;принцип доверия и поддержки - обогащение арсенала педагогической деятельности гуманистическим подходом в обучении и воспитании - веры в учащегося, доверия к нему, поддержки его устремлений к самореализации и самоутверждению. Этапы профессионально ориентированной работы 1. Обучающий этап Цель – ознакомление учащихся с профессией музыканта, содержанием профессиональной деятельности, развитие профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для профессионального самоопределения.Формы профдеятельности обучающего этапа:профориентационные игры - игры, моделирующие профессиональную деятельность; посещение концертов и различных мероприятий в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже;Встречи с интересными людьми – организация в МБУ ДО ДШИ № 13 встреч с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями;проведение «Дня открытых дверей» для родителей учащихся школы. 2. Консультационный этап Цель – диагностика способностей, интересов, мотиваций, предпочтений, ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей. На этом этапе формируется осознание своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии. Будущая профессиональная деятельность выступает как способ реализации своих возможностей. Формы профдеятельности консультационного этапа:профориентационная беседа – выясняет профессиональные намерения будущего выпускника школы, его интересы, склонности, способности, личные качества, готовность к выбору профессионального пути, советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути.профориентационные игры - игры, моделирующие профессиональную деятельность. экскурсии - посещение «Дней открытых дверей» в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже, посещение концертов и различных мероприятий, проводимых перечисленными средними учебными заведениями;Встречи с интересными людьми – организация встреч в МБУ ДО ДШИ № 13 с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями;проведение «Дня открытых дверей» для родителей учащихся школы. 3. Диагностический этап Цели – активизация профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение осуществляется на базеуглубленного изучения предметов. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств, самоподготовки к избранной профессии. Формы диагностического этапа:лекции-беседы по профориентации для учащихся старших классов:экскурсии - посещение «Дней открытых дверей» в Музыкальном училище им. Г.И.Шадриной, Ульяновском училище культуры, Ульяновском музыкально-педагогическом колледже, посещение концертов и различных мероприятий, проводимых перечисленными средними учебными заведениями;Встречи с интересными людьми – организация встреч в МБУ ДО ДШИ № 13 с профессионально успешными людьми: музыкантами - преподавателями и музыкантами-исполнителями. Внесение изменений и дополнений в систему внутришкольного контроля и мониторинга по следующим объектам:1.Методическое обеспечение процесса профориентационной работы;2.Результаты профориентационной работы. Организация системного мониторинга профориентационной работы в школе 3 Изучение литературы по диагностике наблюдения и изучения личности 2. Проведение семинаров по диагностическим мероприятиям и инструментам диагностики3. Систематизация материалов семинаров Разработка диагностических мероприятий, инструментов диагностики для наблюдения и изучения личности учащихся. 2 1.Проведение тематических педсоветов «Профориентационная работа в системе дополнительного образования детей»2.Проведение психолого-педагогических семинаров: «Формы и методы профориентационной работы. Слагаемые успеха», «Специальные способности как одно из условий выбора профессии»3.Подготовка и систематизация материалов педсоветов и семинаров по изучению профориентационной работы Изучение и подготовка теоретических основ профориентационной работы 1 Действия по их достижению Направления работы № План реализации программы 1. Проведение лекций-бесед, встреч, профессиональных игр, концертов по профориентации;2. Проведение тестирования и анкетирования учащихся;3. Проведение диагностики одарённости учащихся;4. Организация работы по участию в конкурсах различных уровней. Организация работы по внедрению форм и методов профоринтационной работы в образовательный процесс 8 Организация педагогической практики Ульяновского училища культуры, Ульяновского музыкально-педагогического колледжа и Музыкального училища им. Г.И. Шадриной на базе МБУ ДО ДШИ № 13 Заключение договоров о сотрудничестве с ССУЗами 7 Методические разработки по методам и формам профориентационной работы Подготовка методической литературы 6 Внесение дополнений, связанных с дифференциацией обучения по уровням: базовый, повышенный и профессионально ориентированный Разработка программ по учебным предметам 5 1.Подготовка цикла лекций-бесед о профессии музыканта;2. Подготовка профориентационных игр и упражнений;3.Подготовка плана встреч с интересными людьми профессии музыканта-исполнителя и музыканта-преподавателя. Подготовка материалов для различных форм профориентационной работы 4 План реализации программы Проведение родительских собраний о профессии музыканта;Анкетирование родителей;Проведение «Дней открытых дверей» Организация работы с родителями по профориентации 9 Анализ достигнутых результатов внедрения форм и методов профориентационной работы через систему внутришкольного контроля и мониторинга. Итоговый мониторинг профессиональных проб 12 Оформление стендов по профориентации для родителей и учащихся. Размещение информации в социальных сетях и на официальном сайте школы Мероприятия по информированию и рекламе профессии 11 Диагностика всех участников образовательного процесса с целью выяснения степени эффективности внедрения профессиональных проб: анкетирование учащихся, преподавателей, родителей. Диагностические мероприятия 10 План реализации программы Формы профессиональных проб профориентационная беседа;лекции по профориентации;профориентационные игры;экскурсии;встречи с интересными людьми. Методы наблюдение – индивидуальные карты развития личности (развитие ЗУН, творческих способностей, воспитанность и социальное становление);анкетирование;тестирование, опросник профессиональных предпочтений;изучение коммуникативных и организаторских склонностей;психологическая диагностика. Диагностика Диагностика определяет готовность учащихся к выбору профессии по следующим признакам:способных или не способных к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;связывающих или не связывающих дальнейшую образовательную и профессиональную деятельность с профильным обучением;обладающих или не обладающих необходимым уровнем сформированных общеобразовательных способностей универсального характера. Функции диагностики диагностика интересов, склонностей, способностей и других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить как выбор профессии, так и успешность образовательной деятельности учащегося;диагностика успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренным соответствующими программами образовательных областей;диагностика готовности учащихся ДШИ № 13 к самостоятельному выбору профессии как ключевого этапа самообразовательной деятельности. Результаты диагностики поступления выпускников МБУ ДО ДШИ № 13 в ССУЗы