Рабочая программа курса по выбору Изобразительная голография


МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Программа курса по выбору
«Изобразительная голография»
Предмет: физика
Класс: 9
Автор: Иванова Алена Николаевна,
учитель физики
с. Романовка, 2014 г.
Пояснительная записка
В последние годы голография и голографические изображения всеобъемлюще вошли в нашу жизнь. Мы каждый день можем видеть красочные радужные наклейки на аудио- и видеокассетах, голограммные и защитные знаки на банкнотах, кредитных картах и ярлыках товаров некоторых фирм. Также достигнут большой прогресс в изобразительной голографии, и устанавливаются уже экспозиции голограммных копий музейных раритетов. Картины, полученные с помощью изобразительной голографии, очень необычны и привлекательны. Голография настолько тесно вошла в нашу жизнь, а между тем в программе школьного физического образования практически нет упоминания о ней.
Целью данного курса является знакомство учащихся с историей голографии, ее физическими основами и применением изобразительной голографии. Курс выполняет мотивационную функцию личностного самоопределения в выборе дальнейшего профиля обучения. Данный курс по выбору способствует расширению знаний, представлений по курсу физики «Оптика», а также продолжению формирования мировоззрения учащихся.
Среди общеучебных навыков, формируемых в курсе, важными являются: умение пользоваться техническими средствами обучения, мульти-, медиатехнологиями (использование программных дисков по предмету, поиск информации в сети Интернет), учебно – интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию), учебно – информационные навыки (умение отбирать необходимую информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, чертежи, графики; учебно – коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлен данный курс.
Курс по выбору разработан для учащихся 9 класса и рассчитан на один час в неделю, всего 17 часов.
В ходе изучения данного курса по выбору создаются условия для решения таких образовательных задач, как:
приобретение учащимися знаний:
- об истории развития голографии;
- о биографиях ученых и их научной деятельности;
- о физических основах голографии;
- о применении голографии;
приобретение учащимися предметных умений:
- планировать физический эксперимент;
- выполнять как традиционный, так и компьютеризированный физический эксперимент;
- обрабатывать полученные в ходе эксперимента данные с помощью математического аппарата;
приобретение учащимися общеучебных умений:
- работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно – популярной литературой, программно – педагогическими средствами, средствами дистанционного образования);- готовить сообщения, доклады и презентации, оформлять и представлять их;
- выполнять натуральный и модельный эксперимент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий;
воспитание учащихся:
- формирование научного мировоззрения;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
развитие речи, мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.
Работа учащихся в курсе по выбору оценивается с учетом их активности, качества подготовленных докладов и выступлений.
Содержание курса
Введение. История голографии (2 часа)
Предмет, задачи, особенности курса «Изобразительная голография». Деннис Габор – основоположник голографии. Работы Э.Лейта и Ю.Упатниекса, пложившие начало изобразительной голографии. Стивен Бентон – создатель радужных голограмм.
Избранные вопросы оптики (5 часов)
Световые волны. Свойства световых волн. Интерференция света. Дифракция света. Лазер. Виды лазеров. Свойства лазерного излучения. Линзы. Построение изображений в линзах. Оптические приборы.
Физика голографии (3 часа)
Образование, восстановление голограмм. Классические схемы получения голограмм. Свойства голограмм. Регистрация голограммы. Восстановление изображения. Цветная голография.
Применение голографии (3 часа)
Голографическое кино и телевидение. Голография и вычислительная техника. Радиоголография. Голограммы в быту (реклама, банковские карты, CD – диски и др.). Голограммы в медицине. Интересные факты о голографии (Перстень Льва Толстого и др.)
Некоторые методические рекомендации к курсу
Формы проведения занятий. Используемые средства обучения.
При проведении занятий используются такие формы организации обучения, как лекции, семинары, практические занятия по выполнению лабораторных работ и решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации. Учащиеся осуществляют деятельность по поиску информации для подготовки докладов и сообщений, готовят презентации, подбирают голограммные изображения, компьютеризированные программы.
При выполнении лабораторных работ, как с реальными физическими приборами, так и с компьютерными моделями, организуется исследовательская деятельность учащихся по экспериментальному установлению зависимостей между величинами, а также исследовательская деятельность учащихся организуется при подборе информации для рефератов и докладов. Ученики сами выбирают себе темы, осуществляют поиск информации и ее обработку.
Средства обучения
1. Физические приборы.
2. Компьютерные обучающие программы «Открытая физика», «Живая физика», «Физика. Мультимедийное пособие нового образца «Физика. 7-9 классы».
3.Проектор.
4. Дидактические материалы.
5. Учебники по физике.
6. Учебные пособия, хрестоматии по физике.
Тематическое планирование
№ п/пТема занятия Кол-во часов Лекции Семинарско-практические занятия Лабораторные работы
1 Введение 1 1 - -
2 История голографии 3 1 2 3 Избранные вопросы оптики 5 1 1 3
4 Физика голографии 3 1 2 -
5 Применение голографии 3 - 3 -
6 Итоговое занятие по курсу 2 - 2 -
Возможные темы рефератов для учащихся
Жизнь и творчество Денниса Габора.
Жизнь и творчество Ю.Н. Денисюка.
Работы Э. Лейта и Ю. Упатниекса в области получения голограмм.
Методы получения объемного изображения.
Голография в творчестве живописца Сальвадора Дали.
Голография в кинематографе.
Иетересные факты о голографии.
Радиоголография.
Оптические приборы.
Голограммы в быту.
Варианты таблиц, схем для заполнения учащимися
1) История голографии
Фамилия ученого Вклад в развитие голографии
2) Методы получения голограмм:
Рисунок
Краткое описание
Название метода
Методы

3) Методы получения голограмм:
Фамилия и имя ученого Схема получения голограмм Физические описание метода
Основная литература
1. Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука, 1985.
2. Вьено Ж. – Ш., Смигильский П., Руайе А. Оптическая голография. Развитие и применение.- М.: Мир, 1973.
3. Дягилев Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
4. Кок У. Лазеры и голография. – М.: Мир, 1971.
5. Федоров Б. Ф., Цибулькин Л.М. Голография. – М.: Радио и связь, 1989.
6. Хрестоматия по физике / Под ред.В.И. Спасского.- М.: Просвещение, 1982.
7. Энциклопедический словарь юного физика // Сост. В. А. Чуянов. – М.: Педагогика,1991.