Особенности использования проблемно-диалоговой технологии на уроках биологии и во внеурочное время

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
1. Теория проблемно-диалогового обучения
Проблемное обучение (греч. Probl
·ma – задача, задание) – организованный учителем способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе кото-рого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся. Особенности мыслительного взаимодействия субъекта учения с познаваемым объектом зависят от характеристик учебного материала и дидактических приемов организации познавательной деятельности, включающей диалогическое общение и взаимодействие педагога и обучающихся. Тем самым принцип проблемности реализуется в проблемном обучении как в содержании учебного материала, так и в процессе его развертывания в учебной деятельности. Первое достигается разработкой системы учебных проблем (иногда их называют проблемными задачами, заданиями), отражающей реальные противоречия науки, практики и самой учебной деятельности; второе – построение проблемного обучения по диалогическому типу, где и учитель, и учащиеся проявляют личностную, интеллектуальную и социальную активность и инициативу, заинтересованы в суждениях друг друга, дискутируют по поводу предлагаемых вариантов решений. В проблемном обучении осуществляется косвенное управление познавательной деятельностью, в котором участвуют и сами обучающиеся. Средством такого управления служат проблемные и информационные вопросы, заранее подго-товленные педагогом или появляющиеся в ходе порождения, анализа и
разрешения проблемных ситуаций. Проблемные вопросы как бы направлены в будущее, указывая на существо учебной проблемы и область поиска еще не-известного учащимся знания, отношения, способа действия; информационные вопросы обращены к прошлому знанию, известному обучающимся и не-обходимому для понимания проблемной ситуации и включения в процесс ее разрешения.
В совместной деятельности с педагогом и соучениками обучающийся не просто перерабатывает и усваивает сообщаемую информацию, он пережи-вает процесс познания как субъективное открытие еще неизвестного ему зна-ния, как постижение и понимание научных фактов, принципов, закономерно-стей и условий действия и поступка, как личностную ценность, обусловли
вающую развитие познавательной мотивации, интереса к содержанию учеб-ного предмета. Поскольку проблемные ситуации могут создаваться не только на материале прошлых проблем, имевших место в истории науки и социаль-ной практики, но и в контексте будущей для учащихся трудовой деятельно-сти, Проблемное обучение способствует трансформации познавательной мо-тивации в профессиональную. Практика показала, что проблемное обучение не оформилось в самостоятельный тип, охватывающий все виды и формы учебной работы, однако обусловило признание и реализацию принципа про-блемности как одного из ведущих и необходимых в любом виде развивающе-го обучения.
2. Практика использования проблемно-диалоговой технологии обучения

Технологическая карта (проблемно-диалоговая технология обучения)

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы





Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы,





Этап III. Опытная проверка принятых гипотез





Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике





Этап V. Рефлексия





Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения





Подведение итогов урока





15