К вопросу об эффективности и инновационности педагогической технологии.


Круглова Елена Александровна
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №25 ст. Анастасиевской Славянского района Краснодарского края
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИОННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИВопрос о роли педагогических технологий и роли учителя в учебном процессе подобен основному вопросу философии. С внедрением ФГОС второго поколения он вспыхнул с новой силой. Ведь главную задачу ФГОС невозможно решить без внедрения системнодеятельностного подхода, а последний, в свою очередь, неосуществим без широкого применения учителем педагогических технологий. Полностью разделяя взгляд академика Российской академии образования, доктора педагогических наук М. М. Поташника на требования к современному уроку, вначале я с недоверием отнеслась к такому минусу, как «отсутствие опоры на какие-либо технологии развивающего обучения или же использование какой-либо одной (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся», решив, что это скорее образ, чем педагогическая реальность. Однако, практика доказала правильность выводов академика: к сожалению, и в условиях внедрения ФГОС-2 часть учителей старшей школы по-прежнему считает, что ЕГЭ и развивающее обучение несовместимы, а многие учителя начальной и основной школы обвиняют отдельные технологии в неэффективности. Учитывая, что владение педагогическими технологиями рассматривается в современных условиях как ведущий признак профессиональной компетентности, хотелось бы ещё раз остановиться на тех основных принципах, которые необходимы для эффективной работы технологий.
Эффективность технологий (адаптация существующих или создание инновационных) зависит, прежде всего, от творческого потенциала учителя. Только педагог, зная свои сильные и слабые стороны, может сделать технологию продуктивной. Педагогическая практика позволила сформулировать ряд основополагающих принципов, способствующих реализации технологий. Только опираясь на такие принципы, как историзм (конкретная технология работает у конкретного учителя, в конкретной школе, на конкретных детях), критический подход (анализ результативности методов и приёмов технологии), научность (системная опора на принципы дидактики, результаты диагностики психолога, знание методики предмета), ценностный подход (приём, метод, технология неизменно работают на формирование ценностей), личностный подход (технология должна создать условия для раскрытия ребенку личностного смысла и практической направленности изучаемого материала, для его личностного роста и развития познавательной активности), актуальность (учёт конкретной педагогической ситуации), гуманность, плановость (поэтапная работа над формированием предметных и метапредметных умений с учётом зоны ближайшего развития конкретного ребенка), деятельностный подход (создание условий для совместного творчества ученика и учителя), учитель может эффективно организовать и направлять педагогический процесс, судить о результативности методов и приёмов соответствующей технологии для конкретных детей и не сетовать на «плохой» подбор учащихся, а искренне радоваться совместным успехам.
Выделение данных принципов позволяет сделать вывод, что единой универсальной технологии, которая сделает процесс преподавания эффективным, не существует. Чем больше технологий освоит учитель, чем шире он будет применять их с учётом вышеизложенных принципов, тем качественнее будет результат педагогического процесса. Однако учёт творческого потенциала учителя может сделать лично для него какие-либо технологии ведущими. Для меня такими технологиями стали технология личностно-деятельного обучения (Мельниковой Е. Л.) и развивающего обучения (Занкова Л. В.). В моей практике именно они являются базовыми для реализации ряда других технологий (игровых, наглядно-образного обучения, проектной деятельности, уровневой дифференциации, личностно-ориентированного обучения, интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала) и основой для создания условий, позволяющих реализовать возможности учащихся, инициировать развитие в них самостоятельности и деятельностного характера мышления.
Не претендуя на создание инноваций, остановлюсь на некоторых особенностях педагогической практики: элементах планирования, применения отдельных приёмов и методов технологий, учёта индивидуальных особенностей учащихся. Например, прогнозируя учебный процесс, включаю в календарно-тематическое планирование, кроме обязательных элементов, понятия, умения, целевые и ценностные установки. Дополняющим элементом прогнозирования является опорная схема «Учебные умения», которая открыта для учеников. Используя метод погружения в предмет М. П. Щетинина, учу осуществлять рефлексию на теоретическом уровне. И если развитие умений, навыков можно отследить путём диагностики (которую очень ценю), то реализацию ценностных установок увидеть не так просто. Тем более личностно значимыми для меня являются такие непосредственные высказывания бывших учеников, как «Этот человек не ценит нашего исторического прошлого», «Помню Вас! И битву под Москвой», «Мне кажется, что встретилась в жизни со многими историческими прототипами, и оттого история стала ещё ближе и понятней». «Каждый урок не может быть проблемным», - говорят некоторые мои коллеги. «Каждый урок должен быть проблемным, - возражаю я, - учебная, нравственная, личностная проблема постоянно требует решения». Однажды перед уроком вдруг поняла, что переживаю настолько большой стресс (вызванный поступком нескольких учеников 11-го класса), что просто не могу войти в класс. ... В класс вошёл Николай II, царь и человек, который так любил своё Отечество и каждого кадета, октябриста, социал- демократа, живущего в нём, что готов был пожертвовать всем ради спасения мира и страны. Лидеры одних партий были очень настойчивы, лидеры других украдкой утирали слёзы, но родителям ученики рассказали о том, что ещё никогда их так не мучила совесть за совершённый поступок.
Молча показываю на карте Египет, Индию, Китай, Грецию... Дети играют в молчанку, а я использую игровую технологию и готовлю проблему: «Как вы думаете, житель какой страны мог произнести эту фразу?» Подумаешь, проблема! Жители Греции с восторгом читают: «Только образованный человек может быть гражданином!» Одна из рассудительных учениц возражает и задаёт вопрос, который становится основой проблемы «Разве только образованный человек мог быть гражданином?» и основой ценностной значимости урока. «Если так сформулировать тему урока, то получается, что не выучив историю, мы не можем считать себя гражданами?» — осложняет ситуацию другой ученик. Этот пример, в отличие от первого, является запланированным этапом введения в проблему. Проблема может решаться на протяжении длительного времени, урока или его отдельного этапа, но всегда проходит все этапы научного творчества и является одной из составляющих личностно-деятельного метода.
Интересной находкой является использование такого приёма, как создание проблемной ситуации на основе динамичного рисунка-схемы обобщающего характера с использованием компьютера («Междуречье в древности», «Итоги правления Софьи» и др.). Идея данного приёма возникла на основе анализа особенностей класса (по результатам диагностики в классе преобладали визуалы и кинестетики), однако действие идеи оказалось более объемлющим, чем первоначальная цель. Увидев «Петра», сидящего на горшке, «придумковатого Ивана», Софью, восседающую на спине Голицына, а особенно результаты ожидания стрельцов, ребята так смеялись, что не возникло сомнений в том, что главное будет выделено, причинно-следственные связи не затеряются и последовательность событий при изложении материала не будет нарушена.
Кроме этого, появились вопросы, которые показали заинтересованность и мотивацию учащихся. Несомненно, компьютерные технологии позволяют открыть новые возможности логических и сущностных схем, графиков, диаграмм, динамичных и статичных рисунков, исторических шаржей и карикатур. Они помогают сделать репродуктивный процесс формирования умений личностно-значимым и творческим. А как запомнить многочисленные даты? Ответ прост - сделать некоторые из них личностно-значимыми и интересными. Приём простого и образного обозначения дат, предложенный П. В. Гора, в сочетании с карикатурой, символами, на основе применения компьютерных технологий создаёт необходимую ассоциацию (слуховую или зрительную) и служит своеобразным толчком для активизации памяти. Например, даты 1687 - «Ого!», или 1097 - «Брат, будем жить в мире!» настолько символичны и сюжетны, что легко и осознанно запоминаются всеми учащимися.
Приём «исторический телевизор» способствует формированию умения устанавливать логические связи, развитию хронологических умений, умения выделять главное.
Методических приёмов множество и работают они по-разному, но без творчества, мастерства и артистизма учителя ни один самый прекрасный приём не сработает. Однако возникает правомерный вопрос: как оценить результативность технологии, работы учителя? Какие измерения педагогической квалиметрии считать значимыми? Конечно, очень радостно видеть качественные показатели (в виде высоких результатов ЕГЭ, побед на олимпиадах и в конкурсах), но не менее значимыми для педагога являются рост мотивации к учебе, к изучению предмета, включение в проектную деятельность и повышение уровня сформированности умений.
Таким образом, использование любой технологии инновационно, так как каждый ребёнок уникален, но эффективной в руках учителя станут лишь те технологии, которые создадут для конкретного ребёнка простор для развития способностей. Л. Фейербах справедливо заметил: «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способности», и, лишь развивая способности, мы, учителя, можем осуществить поставленную перед нами задачу — в процессе развития воспитывать и обучать учащихся.