Классный час «Инвалидность-что это такое»

Конспект классного часа
4 класс
Тема: «Инвалидность – что это такое?»
Задачи: 1) Уточнить понятия «Инвалидность», «Человек с ограниченными возможностями здоровья»;
2) Формировать знания о возможностях социализации людей с ограниченными возможностями здоровья;
3) Учить детей сопереживать, формировать чувство взаимопомощи.

Ход занятия.
I. Орг. момент.
«Разминка с мячом». Мяч передается по кругу. Каждый ребёнок берёт мяч и рассказывает о своих увлечениях (я люблю рисовать, танцевать, играть в футбол и др.)
II. Основная часть.
Блиц-опрос.
Встречали ли вы инвалидов?
Кого называют инвалидами?
Какие бывают инвалиды? -
Как вы думаете, как люди относятся к инвалидам?
Что вы чувствуете, когда слышите слово «инвалид»?
С какими трудностями сталкиваются инвалиды?
- Кем и где работают инвалиды?
- Что инвалиды делают в свободное время?
«Имитация». С помощью имитации ребята оказываются в роли человека с инвалидностью.
Педагог предлагает детям поиграть в игру, которая называется «Имитация», где нужно представить себя в ситуации, в которой оказываются люди с инвалидностью.
А) Имитация незрячего.
(Вызываются два ребёнка. Один играет роль незрячего, другой - его помощник.)
Задание незрячему: «Закрой глаза, ни в коем случае не подглядывай. Ты должен встать с места, подойти к доске, нарисовать мелом любую картинку и вернуться на своё место».
Задание помощнику: «Ты - помощник. Твоя задача сделать всё, чтобы незрячий не упал, не нанёс себе травму, не столкнулся с чем - либо. И ещё следи, чтобы твой товарищ не подглядывал».
После выполнения задания участникам задаются вопросы.
Вопросы к «незрячему»:
Что ты чувствовал?
Что ты делал? С помощью чего ты справился с заданием?
Трудно ли было? Если трудно, то когда? Что было труднее всего? Вопросы к помощнику:
Хотелось ли тебе помочь?
Если хотелось, то когда?
Вопросы к классу:
Что вы видели?
Где ему было трудно?
Когда ему больше всего требовалась помощь?
С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со зрением.
Б) Имитация неслышащего.
Задание для неслышащего: «Ты должен быть внимательным и понять, о чём будет говорить прохожий или узнать песню, которую он будет исполнять и т.п». Задание для «прохожего»: «Попытайся узнать у «неслышащего» что-нибудь, что обычно спрашиваешь у других людей (не спрашивать время). При этом ты не должен произносить ни слова, ни звука. Разговаривай только жестами или губами. Сделай так, чтобы твой товарищ оказался в реальной ситуации неслышащего. Во время выполнения задания в классе должна быть полная тишина. После выполнения задания участникам задаются вопросы.
Вопросы к «неслышащему» те же.
Вопросы к «прохожему»:
Что ты чувствовал, общаясь с неслышащим?
Что ты делал для того, чтобы он тебя понял?
Что было самое сложное?
Вопросы к классу:
Что происходило?
Что Для них было труднее всего?
- Что они делали для того, чтобы понять друг друга?
- С какими трудностями сталкиваются люди, у которых есть проблемы со слухом?
В) Имитация человека без ноги, без руки.
Задание 1 «Поджав одну ногу, исполнить танцевальные движения под музыку или пропрыгать на одной ноге от дальней стены класса до доски, написать что-нибудь и возвратиться к своему месту».
Задание 2: «Удерживая карандаш во рту, попробуйте написать своё имя» Вопросы к участнику те же.
Вопросы к классу: -
Когда ему было трудно?
Как можно сделать его путь легче? Как можно было облегчить выполнение задания?
С какими трудностями сталкиваются люди без ног, без рук?
Педагог: Вот видите, ребята, какие трудности испытывают люди с инвалидностью. Но ЕМ тоже очень хочется научиться красиво рисовать, петь и играть на муз. инструментах, танцевать, им хочется заниматься спортом. - А как вы думаете, может ли инвалид научиться этому?
Педагог сообщает детям о том, что недостатки одного органа чувств компенсируются другими органами (Например: глухие умеют читать по губам, у слепых тоньше развит слух и более чувствительная кожа и т. д. У инвалидов совершенствуется то, что у здоровых людей развито в меньшей степени.) А мы с вами можем им в этом помочь.
Педагог приводит примеры о том, как инвалиды, не имеющие рук, рисуют прекрасные картины, как глухие танцуют и пр. Рассказывает об известных людях – инвалидах (Людвиг Ван Бетховен, Фрида Кало, Алексей Мересьев и др.)
III. Заключительная часть.
Итак, что же мы узнали об инвалидах, людях с ограниченными возможностями, с проблемами здоровья? Дети приходят к выводу:
инвалид может быть не менее полноценным и богатым (талантом, душевной силой), чем тот, у кого органы чувств в порядке;
этим людям очень сложно жить, но каждый из них радуется новому дню, доброму слову, каждый из них задумывается о себе, о других, хочет иметь много друзей, приносить пользу;
инвалиды могут многому научиться и многому научить нас, но они нуждаются в нашей помощи, в нашем понимании;
они заслуживают нашего уважения, сочувствия.










15