Оценка результативности СМК образовательной организации


Оценка результативности системы менеджмента качества в рамках подготовки к процедуре сертификации образовательной организации
Боровлева Анна Сергеевна,
учитель иностранного языка, представитель руководства по качеству
МБОУ СОШ №1 г. Бердска Новосибирской области
Работу всей образовательной организации можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий и требований потребителей в нужную им услугу.
В ГОСТе Р 52614.2- 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» описано каким образом руководитель образовательной организации может построить систему менеджмента качества: даны разъяснения по описанию процессов, сравнительный анализ на основе бенчмаркинга, процесс повышения квалификации учителей, пересмотр и проведение корректировок учебных планов.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» отличается от ГОСТа Р 52614.2- 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования».
Новый стандарт содержит методику самооценки организации для достижения определенного результата деятельности, которую может использовать любая организация.
Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий.
Образовательной организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости организации и, в случае повторного проведения, достижения организации за определенный период времени. Результаты самооценки организации могут представлять собой ценную информацию для анализов со стороны руководства. Помимо этого самооценка может стать средством обучения, способным дать более правильное представление об организации и стимулировать вовлечение заинтересованных сторон.
В данном ГОСТе представлена базовая модель элементов и критериев самооценки, соотносимых с уровнями зрелости. Зрелая образовательная организация функционирует результативно и эффективно и добивается устойчивого успеха. Это во многом зависит от руководителя.
Что же побуждает руководство образовательной организации улучшать свою деятельность? Школы к созданию и сертификации систем менеджмента качества побуждают «внешние причины»: повышение конкурентоспособности; наиболее полное удовлетворение требований потребителя; возможность получения грантов и победы в конкурсах, выход на российский образовательный рынок.
Но немаловажны и «внутренние» причины. Разработка политики, целей и задач в области качества, создание стратегических и оперативных планов образовательной организации; повышение качества образовательных услуг; улучшение результативности образовательного процесса; высокий уровень учебной документации; чёткое распределение ответственности и полномочий; постоянное развитие материальной базы и научно-методического обеспечения; повышение профессионализма персонала; большая осведомленность персонала о качестве образования; повышение личной ответственности за качество своего труда; позитивные культурные изменения; корпоративная культура, социальная работа.
Главным условием успешной разработки и функционирования СМК является осознание руководителем необходимости системы качества и его лидерство в этом процессе. Реализация требований СМК приводит:
к повышению рейтинга и имиджа образовательной организации;
к упрощению процедуры Государственного контроля и надзора;
к переходу на процессный подход;
к повышению дисциплины трудового коллектива и финансовой дисциплины;
к повышению удовлетворенности участников образовательного процесса;
к поступлению выпускников данной образовательной организации в ВУЗы города и страны.
Большая сложность заключается в мониторинге и измерении процессов: для успешного функционирования любого процесса нужно понимать, чем и как мы эту успешность можем измерить (не будем лукавить – это глобальная проблема для большинства российских школ). Для этого, необходимо продумывать чёткий инструментарий любого процесса, описывающий ряд критериев и индикаторов – показателей успешного протекания процесса. Это и есть одна из важных составляющих второго шага при внедрении процессного подхода. В связи с этим разрабатывается методическая инструкция «Оценка результативности СМК»
Оценка результативности СМК предполагает:
подбор и утверждение экспертной группы для проставления баллов по показателям результативности процесса,
проведение подсчета результативности отдельных процессов и СМК в целом,
рассмотрение рабочей группой результатов оценки СМК, их сопоставление с предыдущими данными,
формулирование предложений по улучшению СМК.
В соответствии с данной инструкцией, записи о результативности СМК представлены:
справкой о результативности процессов подразделения,
сводной таблицей результативности по процессам СМК, сравнительной таблицей результативности СМК.
Данные, представленные в записях о результативности СМК, используются для анализа со стороны руководства.
Справка о результативности процессов подразделения предоставляется до 20 июня. Справка подписывается владельцем процесса и предоставляется представителю руководства по качеству.
Представитель руководства по качеству может вернуть справку на доработку владельцу процесса в случае отсутствия части необходимых данных, предусмотренных формой. Доработанная справка должна быть возвращена в трехдневный срок с момента предоставления ее владельцу процесса.
Представители Службы качества рассматривают результаты, сопоставляют их с результатами предыдущего года, формируют предложения по улучшению СМК. Сравнительные данные (в виде таблиц, диаграмм и др.), предложения по улучшению СМК школы ПРК представляет для обсуждения на совещании при директоре и дальнейшего рассмотрения на заседании педагогического совета.
Данные об оценке результативности СМК (в части функционирования процесса) рассылаются владельцам процессов. Сводные данные о результативности СМК размещаются на сайте школы.
Владельцы процессов, руководители подразделений, ПРК имеют право вносить изменения в показатели, характеризующие степень достижения запланированных результатов по процессу.
Ответственность за точность и своевременность предоставления данных по процессу несет владелец процесса, руководитель структурного подразделения.
Ответственность за оценку результативности СМК, а также за своевременный пересмотр значений показателей результативности процессов несет ПРК.
Оценка результативности представлена совокупностью выделенных показателей результативности процессов и значениями каждого из них в соответствии с 10-балльной шкалой оценки.
Данный мониторинг проводится ежегодно в конце учебного года. Все процессы условно можно разделить на три группы, по каждой из которых определяется суммарное значение баллов и процент результативности от максимального количества баллов. Например, из таблицы видно, что оценка результативности образовательной организации равна 8,5.
Табл. 1. Оценка результативности образовательной организации
Группа процессов Значение (сумма баллов) Результативность,
% (от максимального кол-ва)
Процессы управления и развития 85 21%
Основные процессы 136 45%
Обеспечивающие процессы 175 19.4%
Все процессы 396 85.4%
Основные результаты мониторинга процессов обсуждаются на заседаниях Совета по качеству.
Внешняя оценка функционирования процессов СМК проведена в ходе государственной аккредитации, результаты которой подтверждают соответствие содержания уровня и качества подготовки по образовательным программам, реализуемым в образовательной организации, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов или государственным требованиям, а также в ходе процесса сертификации.
Документально оформленные процессы и результаты обеспечения качества, а так же сертификация СМК является доказательством того, что образовательная организация предоставляет образовательные услуги высокого качества. СМК поднимает творческий потенциал учителей и объединяет коллектив для решения поставленных задач. Благодаря внутренним аудитам проводится непрерывный контроль за выполнением требований всеми структурами образовательной организации, после чего выполняются корректирующие действия по устранению недостатков. Этот процесс постоянного улучшения проводится непрерывно.
Анализируя процесс формирования системы управления качеством в образовательной организации, можно убедиться в том, что результативность и эффективность деятельности образовательной организации является ключевым аспектом в повышении качества образования.
Литература
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ //Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Опубликован 31 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5976.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» //Введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 № 1575-ст.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Основные положения и словарь» // Введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст.
ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» // Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2006 г. № 309-ст.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» // Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2010 г. № 501-ст.
И.А.Соболева, Е.И. Филатов, И.В.Якимова Краткий курс по управлению качеством. Новосибирск, ООО Изд. «Сибпринт», 2008- 88 с.