Таблица Сравнительный анализ уроков литературного чтения


Сравнительный анализ уроков литературного чтения
Показатель Традиционный подход Новый подход
Цель Формирование ЗУН Формирование духовно – нравственных ценностей
Тема Название произведения, автор Та нравственная ценность, которая развивается на уроке. Понятие, мудрость, пословица. (Это не тема – это средство)
Проверка домашнего задания Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, выборочное чтение, выполнение практических заданий Пересказ, ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть, выборочное чтение, выполнение практических заданий. Работа в парах, группах. Дети сами себя оценивают, ставят себе отметку в дневник по критериям. (Критерии должны быть при подготовке!
-Приём тестирования. Слушаем один раз. Отмечаем +,- (Да, нет). Проверяем. Диалог между детьми. Несогласие.
- Приём подбора. (Какие из пословиц подходят к тексту?)
-Домашнее задание – всегда новый текст!
- Приём дополнения (Карточка – дополнить текст)
- Приём инсценирования.
- Пантомима.
-Разгадывание ребусов, кроссвордов. Или сами составляют.
- Написание отзывов к тексту.
(Сначала в группе, потом для всех. Можно все вопросы дать на экране. Друг – другу отвечают. Каждая группа работает над одной темой. «Мы смогли ответить на все вопросы». «Мы не смогли …»
Знакомство с автором Презентация учителем. Первичное знакомство с текстом – учителем. Подготовленные дети представляют автора, выставку книг.
Первичное чтение – показ образца (в 1-2 классах обязательно учитель, в 3-4 классах – выразительно читающие дети):
-приёмы разночтения;
-приём повтора при чтении;
-паузы;
-изменение тона, тембра, интонации.
После чтения – диагностика. Взглядом обращаемся к каждому из детей.
Вторичное чтение Читаем текст, карандашом подчёркиваем непонятные слова, конкретное место текста. (До 4 класса приём жужжащего чтения – шёпотом)
Словарная работа Объясните в паре слова, которые подчеркнули. Какие слова не смогли объяснить? Словарь!
Анализ текста Многовопросие.
Один ответ. 2-3 вопроса открытого характера, которые предполагают разные варианты ответов.
Вызвать коллизию! Противоречия начинают диалог. Выборочное чтение в доказательство.
Итог Чему учит? Что нового узнали? Урок должен быть не завершённым. Вызывает дальнейший поиск. Однозначного вывода не должно быть!