Статья «Организация самостоятельной работы обучающихся на занятиях в учреждениях НПО с использованием компьютерных технологий»


Преподаватель специальных дисциплин
ОГАОУ НПО ПУ №50 п.ЗалариМуканин Александр Александрович
Организация самостоятельной работы обучающихся на занятиях в учреждениях НПО с использованием компьютерных технологий.
Самостоятельная работа не самоцель.
Она является средством борьбы
за глубокие и прочные знания учащихся,
средством формирования у них активности
и самостоятельности как черт личности,
развития их умственных способностей.
Самостоятельная работа учащегося - главный путь воспитания самостоятельности, важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Но самостоятельная работа, привлекая учащихся, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Не секрет, что учащиеся приходят в училище не подготовленные к самостоятельной работе, не умеющие ее выполнять, да и в полной мере не обучены в школе. Я заметил, что особенно много затруднений возникает у учащихся на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому я начинаю эту работу ещё вначале изучения дисциплины. В своей работе я хочу осветить вопросы об организации самостоятельной работы, при изучении МДК 01.01 «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве» так как я считаю, что самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. При организации самостоятельной работы учащихся применяю комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности учащихся в аудитории, при внеаудиторных контактах со мной, при домашней подготовке – это основной принцип. При организации самостоятельной работы по изучению тем МДК 01.01 «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве» обеспечиваю полную информированность учащихся о ее целях и задачах, сроках выполнения, формах контроля и самоконтроля, трудоемкости. Формы самостоятельной работы определяю на основе рабочей программы по учебной дисциплине с учетом курса обучения, степени подготовленности учащихся.
Основная задача начального профессионального образования заключается в формировании творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к учащемуся. По моему мнению необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане считаю, что самостоятельная работа учащихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой, что, и предусмотрено учебным планом ФГОС НПО. Это дает мне возможность ориентировать учащихся на активные методы овладения знаниями, развивать их творческие способности, переходить от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Для усиления роли самостоятельной работы учащихся я принципиально пересмотрел организацию учебно-воспитательной работы, которую построил так, чтобы развивать умение учиться, формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В первую очередь, для себя, я достаточно четко определил, что же такое самостоятельная работа учащегося. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности учащегося – самостоятельная работа. В широком смысле под самостоятельной работой понимаю совокупность всей самостоятельной деятельности учащихся, как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте со мной и в моем отсутствии.
Понимая и зная, что знания учащихся, не закрепленные междисциплинарными связями, имеют неважную сохранность, поэтому при подготовке к занятиям уделяю этому значительное внимание. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку.
Для активизации самостоятельной работы учащихся создаю серьезные и устойчивые мотивации. Считаю, самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности, осмысление полезности выполняемой работы. Если учащийся знает, что результаты его работы будут им самим использованы в дальнейшей его профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом психологически настраиваю учащегося, показывая ему, как необходима выполняемая работа.
Еще одним важным мотивационным фактором считаю, является интенсивная педагогика. Ввожу в учебный процесс активные методы, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе, который я использую, являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ПК.
Этими факторами подталкиваю учащихся не к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это ни парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого учащимся на эту работу.
Чтобы развить положительное отношение учащихся к внеаудиторной самостоятельной работе, на каждом ее этапе разъясняю цели работы, контролирую понимание этих целей учащимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторную самостоятельную работу реализую при проведении практических занятий, и во время теоретических занятий.
Из различных форм самостоятельной работы для практических занятий наилучшим образом я выбрал “деловые игры”. Тематику игры связываю с конкретными производственными проблемами, поэтому включаю задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать учащемуся возможность разрабатывать и принимать решения с использованием ПК.
При проведении практических занятий учащимися, применяю, выполнение самостоятельной работы как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой технологический проект (задачу). Выполненная работа (решение проблемной технологической задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания. Активность работы учащихся на обычных практических занятиях мной усилена введением новой формы самостоятельной работы , сущность которой состоит в том, что на каждое задание учащийся получает свое индивидуальное вариант, при этом условие задания для всех учащихся одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания я даю лишь общие методические указания (общий порядок технологического решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы.). Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов я приучаю учащихся грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными, умело применять те или иные технологии механизированных работ. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у учащихся меняется отношение к теоретическим занятиям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и теоретических занятий. Мной разработаны комплекс методического обеспечения учебного процесса по данному междисциплинарному курсу, который, по сути, является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы учащихся. К такому комплексу я отношу тексты, конспекты, учебные и методические пособия, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных и имитирующих программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором учащийся является равноправным участником учебного процесса.
Внеаудиторные задания, в которых используются симулирующие, имитирующие и тренажерные компьютерные программы, такие как симулятор технологии возделывания и уборки различных культур http//www.softclub.ru; http//qames.1c.ru, предлагаемые для самостоятельной работы, вызывают интерес учащихся. Это достигается новизной выдвигаемых заданий, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой технологической задачи или способа, метода которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют различные технологические процессы, «открывают» новые технологические решения тем более в игровой форме.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, учащийся должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность учащихся. Используя, на уроках различные виды самостоятельной работы у учащихся прививаю навыки выполнения самостоятельной работы и, у них вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания. По сути, я как можно меньше стараюсь принимать участия в выполнении задания, но организую ее деятельность. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним учащийся приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ я обнаруживаю не только уровень знаний, но и самостоятельность учащегося, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход. Стараюсь умело вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Предоставив минутный отдых, переключения внимания вызываю эмоциональный подъём, активизирую мышление, что позволяет учащимся вновь сосредоточиться на выполнении задания. Сформировать у учащихся необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы я выбираю в зависимости от цели, сложности заданий, уровня сформированной учебной деятельности и возможностей каждого учащегося. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Применяемые мной виды самостоятельной работы по изучению МДК 01.01 «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве», сгруппированы по основной дидактической цели:
- Работы, основная цель которых — совершенствование знаний (их уточнение и углубление), выработка умений применять знания на практике;
-Работы, основная цель которых — формирование у учащихся умений и навыков практического характера;
-Работы, основная цель которых — развитие творческих способностей учащихся.
Предоставляю некоторые версии моих разработок для выполнения самостоятельной работы.
Аудиторная самостоятельная работа во время теоретических занятий.
ТЕСТ
МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ.
УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:
1.Принцып биологического метода защиты растений от вредителей:
а) на применении пестицидов;
б) на применении высоких и низких температур;
в) на использовании живых организмов;
г) на вылавливании вредителей с помощью различных приспособлений.
2.Рекомендуемое время дня для проведения опрыскивания растений пестицидами:
а) утром, в 10…11ч;
б) в полдень, в 14…16ч;
в) вечером, в 19…20ч.
3.Лекарственные препараты, относящиеся к дезинфицирующим:
а) сода, валидол, «зеленка»;
б) валокордин, йод;
в) «зеленка», йод.
4. Растения, семена которых протравливают в основном мокрым способом:
а) пшеница, рожь, горох;
б) пшеница, рожь, бобы;
в) ячмень, овес, хлопчатник, подсолнечник.
5. Наиболее опасные микроорганизмы, вызывающие болезни растений:
а) грибы, спорынья, головня;
б) грибы, бактерии, вирусы;
в) грибы, мучнистая роса, спорынья, головня.
Аудиторная самостоятельная работа при проведении практических занятий с использование ПК.
Задание №
Внесение органических удобрений.
Исходные данные:
-длина участка поля-L1=1600м;
-ширина участка поля- L2=1400м
-рельеф ровный;
-трактор-ДТ-75М;
-расстояние от склада до поля 9,9 км.
Задание:
Произвести основное внесение органических удобрений под озимые культуры с определением срока внесения, нормы внесения, марки с/х машины, размера поворотной полосы, вида поворота и способа движения агрегата. С помощью графической компьютерной программы A9CAD начертить технологическую схему движения МТА с указанием технологической разметки поля.
Время выполнения- 40 мин
Задание №
Внесение минеральных удобрений.
Исходные данные:
-длина участков поля-L1=1500м;
-ширина участка поля- L2=1400м;
-рельеф ровный;
-трактор-МТЗ -82;
- расстояние от склада до поля 10 км.
Задание:
Произвести основное внесение минеральных удобрений под яровые культуры с определением срока внесения, нормы внесения, марки с/х машины, размера поворотной полосы, вида поворота и способа движения агрегата. С помощью графической компьютерной программы A9CAD начертить технологическую схему движения МТА с указанием технологической разметки поля.
Время выполнения- 40 мин
Задание №
Машины для поверхностной обработки почвы.
Исходные данные:
-длина участков поля-L=1200м;
- ширина участка поля- L2=1300м
-рельеф ровный;
-трактор-ДТ-75М;
- лущильник ЛДГ-5.
Задание:
Произвести лущение стерни после пшеницы с определением размера поворотной полосы, вида поворота и способа движения агрегата. С помощью графической компьютерной программы A9CAD начертить технологическую схему движения МТА с указанием технологической разметки поля.
Время выполнения- 40 мин с защитой своей работы перед группой.
Задание №
Вспашка пахотным агрегатом. Исходные данные:
-длина участков поля-L1=1800м;
-ширина участка поля- L2=1300м;
-рельеф ровный;
-трактор-МТЗ- 82;
-плуг ПЛН-3 -35;
- ☺Задание:
1.Определить рабочее тяговое сопротивление плуга ПЛН-3-35 при пахоте легкой почвы (Ко=3,5 н /см ²);
2.Расчитать оптимальную скорость на пахоте v км/час, если Nкр.=73500 н/м;
3.Определить коэффициент использования силы тяги η, если Ркр.=14700 н/м4.Произвести перепашку паров с определением размера поворотной полосы, вида поворота и способа движения агрегата и начертить технологическую схему с помощью графической компьютерной программы A9CAD.
Время выполнения- 60 мин с защитой своей работы перед группой.
Внеаудиторная самостоятельная работа с использование ПК (указано в тексте как http//www.softclub.ru; http//qames.1c.ru)
Определение истинного уровня знаний каждого учащегося, нацеливание его на максимальное использование и развитие собственных способностей не только дают мне реальную картину его знаний, но и предоставляют возможность самому учащемуся оценить их объективно. Хочется сказать, что принятая мной методика способствует повышению уровня подготовки всех категорий учащихся, в том числе сильных, со временем приводит к увеличению доли учащихся, справляющихся с заданиями повышенного уровня сложности. Важно также, что все сформированные навыки пригодятся выпускникам училища в последующие годы, когда они будут работать.