Методическая разработка учебного занятия на тему Предпосылки и принципы образования СССР для студентов I курса СПО


ОГБОУ СПО Ульяновский авиационный колледж
Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.04. История
ТЕМА: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИНЦИПЫ
ОБРАЗОВАНИЯ СССР
Разработал и провёл: преподаватель
общественных дисциплин
Табакова Людмила Валентиновна

Ульяновск – 2015
Тема: Предпосылки и принципы образования СССР
Цель: создание содержательных и организационных условий для выявления предпосылок и принципов образования СССР в ходе совместной поисковой деятельности.
Тип занятия: усвоение новых знаний, совершенствование ЗУН.
Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
-предметные: усвоение новых понятий; выстраивание последовательности событий; установление причинно-следственных связей; извлечение необходимой информации из нового материала; усвоение ключевых вопросов темы;
-метапредметные: аргументировать свою точку зрения; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; развитие навыка анализа и восприятия информации; работать в группе; умение решать проблемные вопросы; умение сравнивать;
-личностные: эмоционально-положительный настрой на занятие; сотрудничество с преподавателем и сверстниками; планирование общих способов работы; основы для формирования гражданственности, создание личностного социального выбора.
Основные понятия: СССР; республика; федерация; автономия; Конституция.
Виды деятельности: беседа; заполнение таблицы; работа с опорной схемой; работа с др. источниками информации; работа с картой; работа с фрагментами исторических источников.

Методы: объяснительно-иллюстративный; программированный.
Ресурсы:
основные: видео лекция «Образование СССР»; задания для самостоятельной работы; учебник; карта «Образование СССР»; фрагменты исторических источников;
дополнительные: опорная схема; видеоклип О. Газманова «Я рождён в Советском Союзе»; схема высших органов власти.
Формируемые ОК: ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7.
Организация пространства: фронтальная; групповая; самостоятельная
Ход занятия
План изучения нового материала
Предпосылки образования СССР.
Два проекта создания многонационального государства.
Принципы построения СССР.
Законодательные акты об образовании СССР.
Состав СССР.
Историческое значение образования СССР.
Этапы занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов
I Организационно-мотивационный этап
Приветствие
Проверка подготовленности к занятию
Актуализация опорных знаний: предлагает вспомнить как менялось название государства при…
- Рюрике …
- Иване III …
- Петре I …
Ленине…
Ельцине…
Сегодня многие граждане страны могут сказать о себе словами из песни «Я рождён в Советском Союзе»
(звучит песня и клип)
Постановка проблемы: период СССР сегодня вызывает неоднозначные оценки, чтобы оценить объективно – надо проследить весь путь с момента образования СССР. Запишите число и тему…
Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы.
Отвечают на приветствие
Называют названия государства в разные периоды:
- Русь
- Россия
- Российская империя
- РСФСР
- СССР
- РФ
Смотрят видеоклип на песню О. Газманова
Записывают число, тему.
Знакомятся с заданиями для самостоятельной работы.
Получают инструктаж
по выполнению самостоятельной работы в группах.
II Работа над новым материалом. Самостоятельная работа с самопроверкой по получению новой информации и нового опыта деятельности
Нацеливает перед началом работы внимательно посмотреть фрагмент видео лекции «Образование СССР»
Разъясняет, как занести в тетрадь схему из Задания 1, затем выполнить Задание 2 по группам.
Предлагает каждой группе дать ответ на задание, а всем студентам заполнить схему.
Заполняет схему на доске.
Предлагает перейти к Заданиям 3 и 4, проводит инструктаж, оказывает помощь.
Организует проверку выполненных заданий
Просмотр видео лекции
Выполняют Задание 1 и Задание 2, используя раздаточный материал, заносят ответ в схему.
Отчитываются по Заданию 2, дополняют схему в тетради.
Выполняют задания в группах, используя атлас и опорную схему, обсуждают в группе итоги.
Участвуют в проверке заданий
III. Итог урока.
Рефлексивно-оценочный этап
Подводит итог занятия.
Просит сформулировать вывод по теме.
Предлагает посмотреть на проблемные вопросы после схемы и высказать свою точку зрения.
Предлагает записать вывод и оценить работу каждого в группе.
После первого урока приглашает всех перейти в музейную комнату для просмотра выставки, посвящённой советскому периоду.
Глядя на схему, формулируют вывод.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, аргументируют свою точку зрения.
Записывают вывод.
Оценивают работу каждого члена группы.
Переходят в музейную комнату.
IV. Домашнее задание
Закрепить новые понятия. Уметь отвечать на вопросы плана. Провести опрос родителей о положительных и отрицательных чертах советского периода Записывают задание в тетрадь.
Тема: Выявление предпосылок, принципов объединения, исторического значения образования СССР
Цели:
- выявить предпосылки и принципы образования СССР;
- провести сравнительный анализ двух проектов создания многонационального государства;
- организовать фронтальную и групповую поисковую деятельность, направленную на формирование умения анализировать и представлять результаты собственной деятельности и деятельности группы;
- осознание ценности изучаемого материала, его связи с современностью;
- работать над формированием ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-6; ОК-7.
Оборудование:
- Артемов В.В. История: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2007, с.336 – 337
- опорная схема: «Образование СССР»
- документы по теме
- карта «Образование СССР. Развитие союзного государства (1922 – 1940)»
- презентация «Образование СССР»
Критерии оценок: для получения оценок необходимо выполнить ряд заданий:
На оценку «3» - задания 1- 2.
На оценку «4» - задания 1- 3 (допускаются небольшие неточности).
На оценку «5» - все задания выполнены правильно и в полном объеме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент
Запишите в тетради тему и цели занятия. Устно ознакомьтесь с оборудованием и критериями оценок.
II. Самостоятельная работа
ЗАДАНИЕ 1. Занесите в тетрадь схему «Образование СССР». Заполните её, выполняя Задание 2.
ЗАДАНИЕ 2. Выполните задание по группам. Ответы занесите в схему.
1 группа: Внимательно изучите документы («Из доклада Г.К.Орджоникидзе на I Закавказском съезде Советов», «Из договора между РСФСР и Азербайджанской ССР…»). Выделите основные предпосылки образования СССР.
Ответ занесите в схему.
2 группа: Используя учебник и опорную схему, проведите сравнительный анализ двух проектов создания многонационального государства:
- проект Сталина …
- проект Ленина …
Какой проект одержал победу?
3 группа: Выделите основные законодательные акты, закрепившие образование СССР, используя опорную схему, документы, учебник (пункт «Образование СССР», с.336). Когда была принята первая Конституция СССР?
4 группа: Изучите «Постановление X Всероссийского съезда Советов» и «Извлечение из первой Конституции СССР». Сформулируйте основные принципы построения СССР. Какие союзные республики вошли в состав СССР в момент его образования? Найдите их на карте.
Ответы занесите в схему.
Выслушайте отчёт каждой группы и завершите заполнение схемы.
ЗАДАНИЕ 3. К 1940г. в состав СССР вошло 15 республик. Найдите на карте и запишите все союзные республики.
Год Название республики
1922г. РСФСР
Украинская ССР
Белорусская ССР
(ЗСФСР)
1924г. 1929г. 1936г. 1940г. ЗАДАНИЕ 4. Составьте схему высших органов государственной власти СССР в 1920-е гг.

3201035-57150000
III. Контрольные вопросы
Обсудите в группах результаты вашей работы. Оцените работу каждого члена группы.