РАБОЧАЯ ПРОГРАММА С ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Краеведение»








Пояснительная записка.

Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее. Адаптированная образовательная программа «краеведение» рассчитана на то, чтобы обучающиеся изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины-города Уфы , как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с пожилыми жителями города и района. Она помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения и навыки.
Актуальность данной программы определяется с одной стороны целями и задачами дополнительного образования, с другой- необходимостью формирования у обучающихся четкого понятия исторической характеристики родного края.
Важнейшими требованиями к знаниям и умениям школьников по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта являются:
-поиск исторической информации в источниках разного типа;
-анализ исторической информации, представленной в разных знаковых системах(текст, таблица, схема);
-участие в дискуссиях по историческим проблемам.
Цель :создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством краеведческой деятельности.

Обучающие цели: По усвоению знаний – ознакомление с историей и современной жизнью города Уфы Республики Башкортостан.
По овладению умениями – изучение проблем развития родного города.
Знакомство  с официальными символами Уфы
Знакомство с промышленностью родного города, ее анализ и сопоставление с историей.
По использованию полученных знаний и умений
Умение читать тематические карты;
Умение привести конкретные примеры по описанию памятников истории и природы родного края.
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием программы не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями ( все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учиться  краеведению через тематические акции, конкурсы, олимпиады и другие специализированные мероприятия;
адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы:




Время проведения 1 час в неделю, продолжительность 1 год.
В результате изучения программы «краеведение» обучающиеся должны знать:
основные краеведческие понятия; особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, особенности окружающей среде, пути её сохранения или улучшения и рационального использования;
основные исторические и памятные места родного города, музеи.
Должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;
анализировать и отбирать материал наиболее продуктивный и значимый, уметь работать с разными источниками.
Критерии и показатели усвоения материала.
Информационные
Знание истории своего города, исторических предпосылок его возникновения.
Знание исторических и памятных мест в родном городе.
Знание основных направлений производств города.
Знание продукции предприятий города, ее распространения в регионе, стране, мире.
Представление об исторических и культурных ценностях края.
Знание художественных промыслов и народных ремесел района, умение различать виды декоративно-прикладного искусства.
Знание профессиональных предпочтений своей семьи, возможно семейных династий.
Знание о замечательных людях города, его почетных гражданах.
Исследовательские
Умение выделять объект исследования.
Умение обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию.
Умение работать с архивными материалами.
Начальные умения брать интервью и собирать воспоминания жителей города, бывших работников предприятий, выпускников школы.
Умение анализировать и сравнивать фактические и статистические данные разных исторических периодов.
Умение изучать народные традиции, промыслы и находить им практическое применение.
Практические
Умение общаться с одноклассниками, другими обучающимися, с учителями, родителями.
Получение практических трудовых навыков.
Формы контроля:
диагностика знаний, умений, навыков обучающихся в результате текущего,
промежуточного и итогового контроля;
презентации проектов учащихся;
выставки рисунков и фотографий учащихся;
фотосессия исторических и памятных мест
анкетирование.
подготовка индивидуальных зачетных работ.
Формы и методы проведения занятий
лекции;
экскурсии;
интерактивные программы;
занятия консультации;
фотосессии;
практические работы в библиотеке, краеведческом музее;
домашние семейные творческие работы.
Структура программы.
Историческое прошлое Уфы
Современная Уфа
Архив, краеведческий музей, исторические места родного города.
История города в лицах.
Подготовка индивидуальных и семейных творческих работ.
Защита и обсуждение творческих работ.
Методическое обеспечение программы.
- наличие кабинета для занятий, оснащенного мебелью,географическими картами города и области,
- имеется методическая, художественная и научная литература по теме изучения,
- наличие связей с учреждениями образования и культуры,
- привлечение к работе узких специалистов (музейные работники, работники архива),
- возможность подготовить и показать мультимедийные презентации по темам,
- выход в интернет.
Итоги программы подводятся в форме проведения конкурса индивидуальных зачетных работ проектов «Мой родной город»



Содержание образовательной программы
«Краеведение»
«История родного города»

Тема1.Историческое прошлое Уфы( 6 часов)
Знакомство с программой «Краеведение». Беседа на тему истории родного города и края. Экскурсия к раеведческий музей. Работа с литературой, обсуждение собранного материала.
Тема 2. Современный облик родного города ( 4 часа)
Разговор на тему о современном облике родного города. Просмотр презентации «Предприятия родного города». Сбор информации и создание презентации «Наши родители работают на предприятиях города». Знакомство с учреждениями культуры, дополнительного образования , здравоохранения нашего города.
Тема 3. Музеи родного города, исторические и памятные места нашего города. ( 6 часов)
Беседа. Экскурсии . Работа с литературой и другими документами. Экскурсия в архив города, знакомство с его работой.
Тема 4. История города в лицах. (4 часа)
Знакомство и встреча с интересными людьми нашего города. Сбор материала о знаменитых людях города.
Тема 5. Фотосессия ( 4 часа)
Экскурсии по памятных местам города и подготовка фотоматериалов. Консультации.
Тема 6. Подготовка индивидуальных и семейных работ зачетных работ ( 8 часов).
По заранее выбранной теме проводится сбор информации и готовится зачетная работа в виде газеты, или альбома, или презентации. Оказывается помощь в выборе темы и сборе материала. Семейная программа «Мы живем в Уфе».
Тема7. Защита и обсуждение зачетных работ (2 часа)
Проводится просмотр и обсуждение работ с обучающимися. Работы сдаются по необходимости в школьный музей, краеведческий музей.













Календарное планирование по образовательной программе «Краеведение»


Тема занятий
Количество
часов

1
Введение. Краеведение наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края.
1

2
Обзорная пешеходная экскурсия по городу.
Уфа-мой город.
1

3
Историческое прошлое родного города.
1

4
Легенды и предания родного города.
1

5
История Уфы в названиях улиц.
1

6
Народные промыслы родного края.
1

7
Современный облик родного города. Посещение национального краеведческого музея.
1

8
Предприятия нашего города. Творческая работа- сбор информации о предприятиях, на которых работают родители.
1

9
Древности уфимского полуострова.


10
Экскурсия в музей археологии Уфы.
1

11
Древние памятники на территории Уфы
1

12
Население Уфимского полуострова в эпоху раннего железного века.
1

13
Территория Уфы в эпоху Великого переселения народов.
1

14
Посещение музея геологии города Уфы.
1

15
Изучение древней Уфы по карте.
1

16
Музеи Уфы . Подведение итогов экскурсий, обмен информацией и отзывами о посещении.
1

17
Подготовка информационной презентации «Музеи родного города»
1

18
Я и мой город. Организация фотосессии по памятным местам родного города.
1

19
Мы уфимцы. Подготовка фотосессии о своих родных и близких.
1

20
Освоение древнебашкирскими племенами междуречья Агидели и Караидели.
1

21
Выбор исторического пути XIV-XV вв.
1

22
Уфа-форпост восточных рубежей России
1

23
Из истории геральдики. Герб города Уфы.
1

24
Центр Уфимской провинции.
1

25
Уфа в период Крестьянской войны 1773-1775 вв.
1

26
Внутренняя территориальная структура города XIX в.
1

27
Местные органы власти и самоуправления в г. Уфе XIX в.
1

28
Сбор информации о героях Великой Отечественной войны уфимцах.
1

29
Ветераны педагогического труда учителя нашей школы. Встреча за «круглым столом», сбор информации, оформление материала для музея школы.
1

30
Красота нашего края в картинах и художественных произведениях.
1

31
Уфа в XX столетии.
1

32
Ге-°рои Советского Союза г.Уфы.
1

33
Экологическое состояние родного края-основные проблемы и пути решения.
1

34
Практическая работа по изготовлению творческой работы «История родного города»
1


ИТОГО
34












Литература

Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников. // География в школе. 2010. № 5. - 45–47с.
Баттимер, А. Путь в географию/А.Баттимер.-М..Прогресс, 2012.
Баранский Н.Н. Основные положения методологии и методики географии. // География в школе. М. 1994. Вып. 2.
Беловолова Е.А. Деятельностное содержание географического образования в требованиях стандартов нового поколения. // География в школе. 2011. № 6. - 25–31 с.
Беловолова Е.А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения // География в школе. 2005. № 5. - 47–55 с.
Болотникова Н.В. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс. - Волгоград: Учитель. 2007. - 72 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.Н., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. 
Винокурова Н.Ф. Реализация духовно-нравстаенного воспитания средствами геологического музея / Н.Ф.Винокурова //География и экология в школе XXI века.-2009.-№4.-С.37-40.
Громова Л.А. Научная этика в руководстве исследовательской деятельностью школьников. // География в школе. 2008. № 7. –
51–55 с.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России., Москва «Просвещение», 2009.
Демин И.С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование. 2001. - 144–150 с.

Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения [Текст] / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - 110-115 с.
«Гражданин и патриот. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». ФЦПРО РФ на 2006 – 2010
Духовно-нравственное воспитание молодежи. Семейные национальные традиции. Материалы VI Международного конгресса "Российская семья": Москва, РГСУ, 2009 г.- 288 с.
Душина И.В.,Беловолова Е.А.,Таможняя Е.А.,Пятунин В.Б. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения.// География в школе. 2012 . № 3. 29-38 с.
Данилюк А.Я.,Кондаков А.М.,Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / Педагогика.-2009.-№4.-С.55-64
Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,2010.
Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель. 2011.
Каменская И.В. Реализация системы поисково-исследовательской деятельности обучающихся. // Одарнный ребнок. 2009. № 5.
Крылова О.В. Интересный урок географии. М.: Просвещение. 2009.- 96 с
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010. – М.:АПК и ПРО, 2002.
Кутушев Р.Р. К истории государственной символики Башкортостана/Р.Р. Кутушев, И.Ф. байдаков.-Уфа:Китап, 2011.-136с.
Личность и общество: духовно-нравственный потенциал: А. Н. Аринин, Б. И. Коваль, Т. Б. Коваль Санкт-Петербург, Соверо-Принт, 2003 г.- 368 с.
Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М.: Просвещение. 2002 г. - 143 с.
Литвинова Л.С. Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М. 2007.- 208 с
Лубченков, Ю.Н.Города России.-М.:-Белый город, 2005
Лысова Н.В. Проектная деятельность в обучении географии. // География в школе. 2005. № 2. 38–41 с.
Лютый А.А. Язык карты: сущность, системы, функции. М.: ГЕОС. 2002. -328 с.
Матвеева Л.Н. Хочешь интересной жизни займись исследовательской деятельностью. // География и экология в школе 21 века
Магидович, И.П., Магидович В.И. Новые взгляды на географическое образование/И.П. Магидович, В.И. Магидович.- М.:Прогресс, 2011г.
Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. – М.:-2003.
Максаковский В.П. Актуальные проблемы школьного географического образования. //География в школе. 2007. № 3.с36-43
Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию // География в школе. 2010. № 1. - 21-31 с.
Миронов А.В. Экологическая составляющая географического образования ( в свете требований ФГОС) // География в школе. 2013 №3. -37-39 с.
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях /под. И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. -37–52 с.
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. // География в школе. М.: Школа-пресс. 2004. № 5. – 48 с.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. 2000. № 7. - 151–157 с.
Обыденнова Г.Т. Уфаведение. История Уфы с древнейших времен до XIX в. Уфа.2011.-3-43с.
Паневина Г.Н. Внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения географии.2003 г.-110–115 с.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. 2000. № 4. 52–55 с.
Петракова Т.И. Святоотеческое наследие в осмыслении проблем духовно-нравственного воспитания/ Т.И. Петракова. – М.:Просвещение, 2008.
Пятунин В.Б., Таможня Е.А. География России: Природа. Население: 8 класс. М.: Вен-тана-Граф. 2010.- 320 с.
Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Погорелая Г.В. Школьное краеведение как компонент иноязычного образования. Иностранные языки в школе. - 2012. -№6.- 63- 65 с.
Рассказы по истории Башкортостана:Учебное пособие/Под ред.Акманова И.Г.-Уфа:Китап,2001
Румянцева С.Е. Внеклассная работа и развитие личности учащихся / География в школе. - №6. - М., 2000. - 80 с.
Репринцева Ю.С. Формирование личностных результатов обучения географии в контексте «субъект- субъектных» отношений .// География в школе. – 2014. - № 1.
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября. 2010. 16–18 с.
Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М. : ТЦ Сфера. 2004.
Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 49 с.
Сухоруков В.Д. Приоритеты современного школьного географического образования //География в школе. 2011. № 3 – 23 с.
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: Пособие для учителя. – Уфа: БИРО, 2004.
Теория и методология географической науки: А. Г. Исаченко Москва, Академия, 2004 г.- 400 с.
Удинцева, С.П. Воспитание на уроках географии/ С.П. Удинцева//География в школе. – 2001. - №4
Учитель-центр школьного географического образования (фрагменты статей).// География в школе №5. 2014. -4-12 с.
Чебанова Л.А., Сухинин С.А. Роль современной географии в поликультурном образовании школьников // Славянский педагогический Собор. Тезисы докладов I Международного конгресса. Тирасполь, 26–29 июня 2002 г. Бендеры: Полиграфист. 2002. 301–303 с.
Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.-34 с.
Чернышев К.А.Использование краеведческого материала при составлении заданий географической олимпиады для школьников. // География в школе. 2013.№ 5. -54-56 с.
Щенев В.А. Элементы исследовательского подхода на уроках географии в VII классе. // География в школе. 2008. № 5. - 29–33 с.
Юревич, А.В. Нравственное состояние современного российского общества/А.В. Юревич//Социс. – 2009. - №10.-73 с.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Хлебосолова О.А. Школьное краеведение и его развитие в 20-е годы XX века. География в школе. 2014.№2. -3-6 с.
Хомутова И.В. Краеведение : подходы к определению понятия. География в школе. 2012.№3. -52-56 с.
Хомутова И.В. К вопросу о реализации краеведческого принципа и краеведческого подхода при изучении географии. География в школе. 2013.№4.-52-57 с.
Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников (методические рекомендации)/А.И.Шемшурина//Этическое воспитание .-2008.-№5.-С 5-40.
Шуванова О. В. Эвристические задания // Материалы Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года" http://eidos.ru/dist_teacher/; e-mail: teacher@eidos.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.vestnik.edu.ru/proect.html



Приложение1
Песня родному краю
В кольце крутых излучин Агидели,
Как богатырь в серебряном ремне,
Ты часовым Урала с колыбели
Стоишь, Уфа, навек родная мне.

Мне здесь любая улица знакома,
Я знаю каждый дом и поворот,
Мосты, причалы, заводи, паромы
И где какое дерево растет.
При мне твои деревья зеленели,
Нарядные весной, как ты сама,
В асфальт оделись новые панели,
Построены высокие дома.
Вокруг садов чугунные ограды,
Как кружева, искусством тешат взор,
И каждому бутону сердце радо,
И восхищает каждый твой узор.
Люблю, мой город, твой веселый гомон
И паровозов дальние гудки,
Задумчивость неторопливой Демы
И величавость Агидель-реки.
Люблю тенистые аллеи парков
И лип твоих вечерних аромат,
Люблю огни, сверкающие ярко,-
Так даже звезды в небе не горят!

С тобой я связан тысячами нитей,
Тут, что ни шаг, встречаю я друзей.
Как ты сама, мне дорог каждый житель,
Здесь девушки всех девушек милей.

Горжусь твоею славой трудовою,
Люблю в тебе богатыря труда.
Как дни за днями с волжскою водою
Сливается башкирских рек вода,
Так ты, трудом своим крепя отчизну,
Сливаешь с ней дыхание своё,
Живёшь одной неразделимой жизнью,
Горишь одной из светлых звезд её.

Н.Наджми











13PAGE 15


13PAGE 14315









Заголовок 1 Заголовок 215