Проблема формирования поисково-исследовательских навыков у учащихся во внеурочной деятельности. Из опыта работы Чепелевой Л. В.

Проблема формирования поисково-исследовательских навыков у учащихся во внеурочной деятельности. Из опыта работы Чепелевой Л. В.

Чепелева Л.В.
(Учитель, МОУ СОШ «№9», город Черногорск.)



«Какие ждут Вас в будущем дела?
Об этом думать Вы должны все чаще,
И если гражданин Вы настоящий,
Большой отдачи ждет от Вас страна».
Журнал
«Классный руководитель.
.
В начале XXI века российское образование находится на стадии новых парадигм, присущих современной цивилизации, то есть «информационного общества». Задача российской школы – это не потерять лучшие черты российского национального образования, войти в мировую, глобальную образовательную систему.
К сожалению, государством был упущен тот факт, что современная школа это не только приреготивное образование, подразумевающее отличную сдачу учащимися Единого Государственного Экзамена и успешное поступление в ВУЗ, но и воспитание активного, полезного для общества гражданина. Ведь для Великой страны должно быть важно, какие граждане будут создавать богатство страны, какова их нравственная позиция.
.
Опыт педагогов России показал, что феномен гражданственности легче усваивается детьми через участие в общественно полезной деятельности, через привлечение подростков к активному взаимодействию с историческим прошлым малой родины, с исследованием окружающего социума .
Четыре года назад в школах республики была начата работа по созданию школьных музеев. Целью создания школьного музея стали элементарные вопросы детей: «Кто учился в нашей школе? Что такое комсомол? Как выглядела советская школьная форма?» . В рамках празднования годовщины пионерской организации страны было решено собрать материалы и рассказать детям как жили их сверстники в советские времена. . Как река из ручейков, так и история школы собиралась из событий, происходящих каждый день рядом с нами. Началось все с классных поисковых отрядов. Ребята разыскивали людей, заинтересованных в восстановление истории школы, записывались воспоминания, собирали фотографии и документы,
были найдены первые экспонаты . Музей получил название « Пульс времени».
Наша школа всегда славилась спортивными достижениями, здесь работала мастер своего дела Федорова Надежда Константиновна. Многочисленные кубки, вымпелы, грамоты и уникальные фотографий, где запечатлены яркие моменты соревнований, собраны здесь.
.
Школьный музей – это не только стены, экспонаты, но и упорная исследовательски-поисковая работа. Дети через задачи школьного музея пишут свои работы и выступают на Баландинских, Пушкинских чтениях.
Важно, что работы детей публикуются в специальных сборниках. Исследовательско-поисковая работа с местным материалом способствует формированию активной гражданской позиции, толерантности, формированию у учащихся чувства ответственности и дисциплины. Центральное место в школьном музее занимает экспозиция, которая называется «От первого звонка». Она посвящена тем, чьим трудом много лет живет наша школа. Здесь собраны сведения о первых директорах нашей школы, об учителях и о выпускниках школы. Среди фамилий выпускников звучат фамилии известного хирурга Федорова О.Ю., поэтессы Руденко Н.В., архитектора Архипова С.В, доктора Черепниной Л. В школьном музее старшеклассниками собран материал о службе спасения, о библиотеке им. А. Островского , история создания поселковых улиц.

Работая над сбором материала о первых горноспасателях города Черногорска Неделина Даша, учащаяся восьмого класса, смогла доказать историческую важность создания ВГСЧ. Сколько энергии и сил Даша потратила собирая материал о династиях горноспасателей: Харисовых, Булановых, Винграновских. Итогом таких поисков стала статья в газете «Черногорский рабочий» и статья в сборнике «Баландинские чтения».
Уверена, что музейное дело дает возможность детям научиться брать интервью, анализировать документы и материалы анкетирования; учит ораторскому искусству и умению отстаивать свою точку зрения.
Алексеев Саша, учащийся десятого класса, раскрывая тему «Пушкин в моей семье» покорил слушателей «Пушкинских чтений» своим ораторским умением, умением перевоплощаться в образы и занял II место в городе среди творческо-исследовательских работ.
Дети занимающиеся написанием научно-практических, исследовательских, творческих работ успешнее других, легче сдают ЕГЭ, они социально адаптированы, умеют вступать в диалог, приобщены к нужному, важному делу. Наши учащиеся смогли продолжить свое образование на факультете истории, экологии, искусствоведения.
Народная поговорка гласит: «Место человека там, где его Родина». Мы мечтаем превратить школу в музей, где найдет свое отражение история каждого школьника. А пока разъясняем учащимся, что каждый день, приходя в школу, они оставляют в ней свои дела. И их будут здесь беречь, постараются, что бы они не стерлись в памяти потомков.
Пока в нашем музее еще не много экспонатов, но кто знает: может вскоре в достопримечательностях Черногорска появится и адрес нашего музея – музея средней школы №9. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники знали свои корни, могли создать достойное будущее, стать гражданами великой страны.


Список литературы:
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. «Преподавание истории и обществознания в школе». 2007 №7.
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002. №4
Гражданско-патриотическое воспитание школьников. В.В. Каменец. Учитель лакобудской средней общеобразовательной школы. Брянская область. http: www. Patriotika.ru. Информационная база: патритизм и его проблемы развития в России.
15