Занятие Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника

Занятие на тему: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Цели:
Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
Возрождение утерянных традиций русской культуры.
Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
Развитие художественных склонностей и задатков.
Оборудование:
Наглядные пособия: праздничная народная одежда, глиняные птички, выставка книг, журналов с изображением праздничной женской одежды и головных уборов. На доске плакат с изображением девушки в русском народном костюме, эскизы кокошников, музыкальное сопровождение: исполняются русские народные песни (диск), показ отрывка из мультфильма: “Аленький цветочек”, отрывки из сказок: “Варвара краса – длинная коса, Марья – искусница” -DVD, мультимедиа проектор.
Эпиграф к занятию:
“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. (А.П.Чехов)
Ход занятия
I. Организационный момент:
Под звуковое сопровождение: “Во поле берёзка стояла” учащиеся смотрят презентацию о русском костюме.
После представления костюма преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.
ІІ. Новый материал:
Педагог: - Ребята, мы продолжаем занятие на тему: “Русское народное творчество” и сегодня мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
Весна-красна, на чём пришла? На сохе, бороне, на кобыле – вороне. Летите в поле, несите здоровье. Первое коровье, второе – овечье, Третье – человечье.
Выходит ребенок в костюме Весны.
Беседа:
Педагог: - А теперь, глядя на нашу Весну, я хотел бы услышать тот вид искусства, который играл огромную эстетическую роль в жизни русского человека.
Дети: - Прикладное искусство: одежда, посуда, домашняя утварь
Педагог: - Чуть подробнее остановимся на одежде.
Лекция:
Педагог: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Беседа:
Педагог: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?
Дети: Да.
Педагог: - Правильно ребята.
Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь.
Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы.
Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр (для примера показываются репродукции картин А.Г. Васнецова с изображением русских женщин в сарафанах).
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами (просмотр отрывков из мультфильма и кинофильмов).
Беседа:
Педагог: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами фильмов (ребята отвечают).
Педагог: Их называли венцы, пчелки, перевязки, ширинки, кокошники педагог обращает внимание ребят на репродукцию картины Н. Аргунова “Портрет девушки в кокошнике”), коруны (М. Врубель “Царевна Лебедь”).
Лекция:
Педагог: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” - петух.
III. Практическая работа.
Педагог раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).
Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
Педагог с ребятами рассматривают репродукции (В.Суриков “Посещение царевной женского монастыря”, А.Васнецов “Жница”) – диск – мультимидио проектор.
(Показ репродукций проходит с комментарием педагога.)
- А.Васнецов любил писать портреты крестьян, сценки из их жизни, крестьянский быт. На крестьянской девушке в поле, среди созревших колосьев, надет национальный русский костюм, девушка необычно привлекательна и трогательна (репродукция “Жница”) и т. д.
Педагог предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников (обращает внимание ребят на доску, где висит таблица “Женские головные уборы”).
Кокошники на таблице имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Педагог предлагает ребятам использовать цветочный орнамент (таблица), т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать. (Ведь данные кокошники ребята готовят, расписывают, чтобы подарить своим мамам для того, чтобы они в народном масленичном гулянии использовали данный головной убор, как дополнение к своему русскому народному костюму).
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая (эскизы линий изображены на плакате).
Выполнение работ.
Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.
После выполненной работы ребята танцуют под звуковое сопровождение русский народный танец. Ученицы танцуют в кокошниках, расписанных на уроке.
IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются.
V. Подводится итог урока:
Что нового вы сегодня узнали на занятии?
С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
Какие формы головных уборов вы знаете?
Как украшали головные уборы?
Какой орнамент используется при изображении кокошника?
VI. Домашняя работа:
Нарисуйте в альбомах кокошник, орнаментом которого будет птица.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 115