«Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины, профилактика и способы преодоления».


Тема: «Профессиональное «выгорание» преподавателя: причины, профилактика и способы преодоления».
Сведения об участнике:
Аистова Ирина Юрьевна педагог-психолог МБОУ Григорьевской сош Матвеево-Курганского района села Григорьевки. Стаж работы два месяца.
Актуальность:
Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность учителя буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность,  недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы.
Цель : предоставить информацию о современных причинах, техниках и приёмах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
- познакомить педагогов с термином «профессиональное выгорание»
- научить педагогов практическим навыкам  борьбы с профессиональным выгоранием;
- создать в группе атмосферу доверия, открытости;
- формировать профессиональные качества: рефлексию, эмпатию, коммуникативные способности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.
Участники мероприятия: преподаватели, педагог-психолог.
Продолжительность мероприятия: 60 минут
Методическая разработка предназначена для проведения семинарско-практического занятия для преподавателей. Разработка включает материалы для развития у преподавателей представлений о синдроме профессионального выгорания и его последствиях, методики, позволяющие участникам занятия на основе рефлексии выявить у себя признаки выгорания, степень его выраженности, а также упражнения и рекомендации профилактического характера.
Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования
Ожидаемые результаты.
         овладение умениями и навыками психической саморегуляции .         снижение уровня психического выгорания
         активизация личностных ресурсов;
         улучшение настроения и самочувствия
Причины «эмоционального выгорания»:
Жертвой выгорания может стать любой работник. Это связано с тем, что разнообразные стрессы присутствуют или могут появиться на любой работе. Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов.
Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности. Запускающий механизм синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько “внешними факторами”, но и внутренним миром определенного человека, прежде всего отсутствием психологической гибкости.
Синдром выгорания относится в том числе к феномену личностной деформации. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться. Особенно часто синдром выгорания развивается у педагогов.
Среди главных причин эмоционального выгорания педагогов время, которое люди затрачивают на работу: они работают не только в школе, а берут бумаги домой, думают о работе дома. Одна из причин подобного состояния это большое количество документации, которую надо вести. Сложности вызывают «тяжелые» ученики, с которыми не удается найти взаимопонимания. Для педагога чрезвычайно важно, чтобы его работу замечало руководство, чтобы как-то отмечало ее. Немаловажной причиной стресса является и низкая заработная плата.
Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.
1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников .В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.
В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна  возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).
2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию . Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов. 
Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.
3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.
Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.
Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.
Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости .Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно:
- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;
-   осознать их;
- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;
-   освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.
Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.
Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.
Многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а  люди (даже самые близкие!) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий, то есть таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми.
Этап знакомства. Тренер предлагает участникам выполнить следующие упражнения «Приветствие», «Моё настроение». Педагог называет своё  имя отчество, затем характеризует своё эмоциональное состояние на данный период.
В 1981 году А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «запах горящей психологической проводки» Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».
Первая стадия профессионального выгорания – снижение самооценки.
Исчезают положительные  эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию.
Выполнение упражнения «Я умница и молодец». Участникам необходимо похвалить себя, находясь в социальной роли, которую он выполняет хорошо (например, учитель, мама, бабушка и т. д.). В результате выполнения этого упражнения педагоги «учатся» хвалить себя, при этом получают психологическую поддержку своих коллег.
Вторая стадия  профессионального выгорания – одиночество.
Возникает  недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников; люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Выполнение упражнения «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»
Цель упражнения: развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Сейчас каждому из вас нужно будет продемонстрировать неуверенную, агрессивную и уверенную реакцию в какой-нибудь ситуации.
Например, можно представить, что вам «забыли» вернуть деньги, которые одолжили. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги. Я хочу получить свои деньги!». Неуверенность в поведении может выражаться  высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»
Уверенное высказывание может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал  мне вернуть деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь мне деньги  не позднее чем в пятницу»
В это же ключе можно рассмотреть и другие  ситуации:
- вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто – то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите ему…
- коллега взял у вас ценные бумаги, обещал вернуть на следующий день. Вернул позже и в плохом качестве. Ваша реакция…
 После выполнения упражнения каждый участник получает обратную связь от ведущего и других участников группы, которые оценивают степень уверенности, неуверенности или агрессивности его высказывания, жесты, выражения лица. Ещё один важный элемент уверенного поведения – взгляд.  Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, который направляется на собеседника и время от времени отводится в сторону, свидетельствует об уверенности.
Напряжённый, настойчивый взгляд, «сверкание глазами» - всё это признаки агрессивного поведения.
Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолётные короткие встречи глазами, оставляющие ощущения неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины.
Третья стадия профессионального выгорания – соматизация.
Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему; усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, гипертонии, синдрому хронической усталости.
Притча «Всё в твоих руках».
В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том, же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, показать всем, кто есть на самом деле мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца. Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И наконец, придумал. Он пошёл в сад, поймал бабочку, положил её между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу.
Горожанин знал, что когда предстанет он перед светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой  между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрых, если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: «живое или мёртвое!»  
Если мудрец скажет: «Мёртвое!», он раскроет ладони, и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: «Живое», он сожмёт бабочку между ладонями, и бабочка умрёт. И он шёл, уже предвкушая  свою победу. Когда горожанин вошёл во дворец и сделал так, как он и собирался делать, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: «Всё в твоих руках!»
«Всё в твоих руках!» - это ответ воистину мудрого человека.
Обсуждение в кругу притчи. Необходимо подвести участников тренинга к выводу, что эмоциональная стабильность педагога зависит только от самого человека, его позиции, настроя.
Практический блок.
Упражнения – энергизатор «никто не знает, что я…». Цель: активизация процесса самопознания.
Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.
– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»
Необходимо обратить внимание, чтобы каждый принял участие в выполнении этого упражнения.
Упражнение «Броуновское движение»
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Ход упражнения.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.).
Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из - за отрицательных эмоций; «Мышечный панцирь» он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс. Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжили» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.
Способы, связанные с воздействием слова.
Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.  Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определённым образом.
Самоодобрение. Люди часто  не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Хвалите себя в течение дня 3-5 раз.
Упражнение «Комплимент с плюсом»
Участники тренинга сидят в кругу. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу тёплые слова, комплимент. Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно  принять комплимент и добавить о себе что – то хорошее.
 
Итог мероприятия. Рефлексия. Упражнение «Для меня сегодня было важно…»
Список используемой литературы:
1.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
2.Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.
3.Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.
4.Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы–составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.
5.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.
6.Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие.  Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.
7.Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.
8.Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64.