Профессиональное выгорание учителей, воспитателей: причины, профилактика


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ : ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКАПрезентацию подготовила педагог-психолог Шайхиева Резида ГазнавиевнаМБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлымуниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Составляющие синдрома выгоранияЭмоциональное выгорание - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере. ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; забывание каких-то моментов («провалы в памяти»). ВТОРАЯ СТАДИЯснижение интереса к работе;снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; нарастание апатии к концу недели;появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота». ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Факторы вызывающие стрессИндивидуальныйОрганизационный Индивидуальные факторы: ВозрастПол (женщины)Уровень образованияСемейное положение (не состоящие в браке)Стаж работыВыносливостьЛокус контроляСтиль сопротивленияСамооценкаНевротизм (тревожность)Коммуникабельность Организационные факторы: Условия работыРабочие перегрузкиДефицит времениПродолжительность рабочего дняСодержание трудаСамостоятельность в своей работеОбратная связь «Что мне доставляет удовольствие?» СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ чтение стихов прогулки на свежем воздухерассматривание цветов в помещении, пейзажа за окномаромотерапияпрослушивание спокойной, тихой музыкиобщение с супругом(гой), детьми, внуками рукоделие танцыпосещение музеев, театрасмех, улыбка, юморзанятия физической культурой и спортомпосещение бани Смех продлевает жизнь