Конспект урока по МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания


Дисциплина: «МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания»Специальность 050146 Преподавание в начальных классах, группа 31-У
Тема: «Технология проектирования современного урока обучения грамоте в начальной школе» Преподаватель Макар Э.М.
Педагогическая технология:
тип – технология поэтапного формирования практических навыков;
отношение к студенту – технология сотрудничества;
по направлению модернизации обучения – педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.
Форма урока – практическое занятие.
 Метод обучения – метод учебного сотрудничества.
Задачи деятельности преподавателя:
обучающие:
- создать условия для активизации практической деятельности, расширения  и закрепления знаний студентов по теме «Технология проектирования современного урока обучения грамоте в начальной школе» - организовать проверку знаний, умений и навыков студентов, полученных в ходе изучения  темы « Методика обучения грамоте»
развивающие:
- развивать навыки проектирования урока путем составления технологической карты (ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки);- развивать навыки владения ИКТ-технологией (ОК 3 – общая компетенция);воспитательные:
- способствовать расширению общего кругозора студента;- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1 – общая компетенция);- создать положительную мотивацию к изучению дисциплины ( ОК 9 – общая компетенция).
Задачи деятельности студентов:
систематизировать и закрепить полученные знания по данной теме;
развивать умения работы на занятии в группах;
воспитывать интерес к профессии «учитель начальных классов».
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
- Уважаемые гости, студенты! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Чтобы настроиться на продуктивную работу, проведем разминку.
Приветствие “Здравствуйте!” Студенты поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
2. Постановка цели и определение задач.
- Работать сегодня вы будете в группах. К занятию каждая группа должна была подобрать высказывания известных людей. Я попрошу вас прочитать их.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Выготский Л.С.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский.
Скажи  мне - и  я забуду.
Покажи  мне  – и  я  запомню.
Дай  мне  действовать  самому – и  я  научусь.
Китайская  мудрость
- О чем идет речь в данных высказываниях?
- О каком важном критерии работы учеников говорится в каждом высказывании?
- Почему сегодня так много говорится о самостоятельности в работе учеников?
- Что же является основной формой организации обучения?
- Вы правы. Итак, тема нашего занятия – урок, точнее технология проектирования современного урока обучения грамоте.
- Цель нашего занятия – продолжить работу по проектированию технологической карты урока.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня в профессиональном стандарте педагога определена обобщенная трудовая функция: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях. Учитель должен владеть методикой проектирования рабочей программы по учебному предмету, технологической карты изучения учебной темы, урока. Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя.
- Сейчас мы проведем интеллектуальную разминку и вспомним основополагающие понятия, которые необходимы для проектирования урока. Внимание на экран.
На экране высвечиваются понятия: технологическая карта урока, задачи обучения, результаты образования, УУД, технологии, методы, приемы обучения. Студенты должны раскрыть содержание понятий.
Технологическая карта урока — это графическое  отображение  сценария  урока, план проведения  урока, в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  В технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока.
Задачи обучения (познавательная, развивающая, воспитательная).
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
Результаты образования:
- личностные - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению,
- предметные - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
-метапредметные - освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия:
- личностные – это реализация у школьников задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...»,
- регулятивные - умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку,
- познавательные - ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др., представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты,- коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Технологии, методы, приемы обучения.
Педагогическая технология – это научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий: технологии групповой работы, проблемного обучения, мозгового штурма, ситуации успеха, личностного роста, кейстехнологии, информационно-коммуникационные технологии, рефлексивные технологии.
Методы – это способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение образовательных целей.Словесные:
- рассказ педагога,
 - беседа,
 - чтение художественной литературы. Наглядные:
 - наблюдение
 - демонстрация, рассматривание картины, репродукции. Практические:
- упражнение,
 - опыты и экспериментирование,
моделирование. Игровые:
 - дидактические игры,
 - воображаемая ситуация в развернутом виде.
 
Приёмы обучения – это элементы методов, составная часть методов. Практическая реализация метода достигается с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. 
4. Освоение новых знаний и способов действия.
1) Повторение
- Итак, мы повторили основополагающие понятия, которые необходимы при составлении технологической карты.
- Рассмотрим структуру технологической карты на примере разработанных на прошлом занятии этапов урока обучения грамоте по теме «Согласные звуки [д], [д´]. Буквы Д,д» по программе «Школа России».
Студент выходит к доске и комментирует.
- В технологической карте выделяют следующие структурные блоки:
– блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели, задач, планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных).
(на слайде)
Тема урока: Согласные звуки [д], [д´]. Буквы Д,д.
Цель урока: Познакомить с буквами Д,д, обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Задачи урока: 1. Знакомить с буквами Д,д, обозначаемыми ими звуками, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
2.Развивать фонематический слух, способность логически мыслить, высказывать свои мысли, делать выводы, навык правильного плавного осознанного чтения.
3. Воспитывать любовь к живой природе, уважительное отношение к людям разных профессий, уважительное отношение к чужому мнению, желание читать.
Планируемый результат: 1.Предметные: знать буквы Д,д, обозначаемые ими звуки, уметь различать на слух звуки[д], [д´], находить их на слого-звуковых схемах, видеть букву д в тексте, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой.
2. Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение, оценивать результат своего труда, читать текст, составлять рассказ на заданную тему, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.
3.Личностные: рассказывать о личном опыте создания чего-либо своими руками, давать характеристику профессии, осознавать смысл пословицы «Терпенье и труд все перетрут».
– инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на тип урока, ресурсы, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование.
Тип урока: Изучение нового материала
Основное содержание темы, понятия и термины: Звуки, буквы, парные согласные, родственные слова, профессия, водолаз
Межпредметные связи Письмо, окружающий мир, технология
Ресурсы Основные В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин «Азбука»
1 кл., 1 ч., с. 104-105,
Дополнительные: ИКТ презентация к уроку, сигнальные карточки у учащихся, алгоритм характеристики звуков.
– организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)
Этап урока Дидакти-ческая задача Содержа-ние учебного материала Методы обуче-нияФормы организации познава-тельной деятельности Деятель-ность учителя Деятельность учащихся Приемы контроля
Осуществляемые действия Форми-руемые умения 2) Самостоятельная работа студентов в группах.

Работа в группах по заполнению технологической карты (этап освоения новых знаний и способов действий).
- Какие этапы урока мы разработали на прошлом занятии? (организационный момент, этап актуализации знаний). Сейчас вы делитесь на подгруппы и продолжите заполнение технологической карты. Сегодня вы должны разработать следующий этап – освоение новых знаний и способов действия (изучение нового материала).
Вы должны пользоваться программой, учебниками и методическим пособием по составлению технологической карты. По окончании работы выступает представитель от группы. В каждой подгруппе группе выберите руководителя, который оценит работу в целом.
3) Проверка опережающего задания.
- Пока группы работают над составлением технологической карты, студенты представят нам свои материалы, которые они подобрали для этапа закрепления нового материала. Потом этот материал вы отдадите в группы, его можно будет использовать при разработке следующего этапа урока.
-Первый студент должен был подготовить дидактические игры, наглядный материал для этапа закрепления. Второй – дифференцированные задания для сильных и слабых учащихся.
Выступления студентов с презентациями
- Я считаю, что студенты творчески подошли к выполнению своей работы. Представлены разнообразные, интересные задания, которые направлены на развитие умений слышать звуки, дифференцировать их, составлять с новыми звуками слоги, слова, предложения. Яркое их исполнение будет способствовать привлечению внимания и развитию эстетического вкуса учащихся.
5. Проверка выполнения работы.
- Итак, наши группы готовы. Свой материал вы помещаете в папку на рабочем столе и выводите на доску. Один представитель от группы показывает заполненную технологическую карту, рассказывает, как ее заполнили.
- Какая дидактическая задача была поставлена?
- При каких условиях она будет выполнена? (Задача будет выполнена при условии использования приемов, усиливающих восприятие – слого-звуковой анализ слов. Необходимо дать полное и точное определение признаков новых звуков – согласный, звонкий, твердый\мягкий. Фиксация на них внимания учащихся. Использование приемов развития мышления – анализ буквы, сравнение ее с другими предметами. Постановка эвристических вопросов – есть ли слова-родственники, почему?)- Какой учебный материал вы будете использовать?
-Какие методы и формы организации познавательной деятельности будут эффективны?
- Важным моментом при проектировании урока являются приемы контроля. Что вы предложите?
6. Подведение итогов и оценивание.
- Итак, вы подробно спроектировали этап освоения новых знаний и способов действия. Какой этап будет следующим?
- Подошло время оценить работу групп. Послушаем руководителей.
Параметры оценки:
- активность;
- самостоятельность поиска материалов, суждений;
- объем, точность, уровень понимания знаний;
- уровень сопричастности в работе;
- умение излагать, информировать, анализировать, доказывать.
7. Домашнее задание.
- Вам необходимо проанализировать различные программы начальной школы, учебники и ответить на вопрос: «Как изучаются новые звуки и буквы в основной период обучения грамоте по программам «Начальная школа XXI века» и «Система развивающего обучения Л.В.Занкова». Какова последовательность изучения материала и есть ли принципиальные отличия от программы «Школа России»?
8. Заключительное слово преподавателя.
- Наше занятие подошло к концу. Хочу отметить, что все студенты старались развивать свои профессиональные компетенции. Надеюсь, что навыки самостоятельного проектирования технологической карты урока, полученные на занятии, вы примените в своей будущей профессиональной деятельности.
Оценочный лист
1 группа
№ п\пФ.И. студента Параметры Оценка
активность самостоятельность поиска материалов, суждений объем, точность, уровень понимания уровень сопричастности в работе умение излагать, информировать, анализировать доказывать 1. 2. 3. 4. 5.