Эссе «Учить и учиться»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пешковская средняя общеобразовательная школа Азовского района
Учитель года - 2017
16871958890000
Эссе
«Учить и учиться»
Подготовила учитель музыки
МБОУ Пешковской СОШ:
Щербакова Алевтина Юрьевна
Азовский район
2017 год
Эссе
Учить и учиться
Обучать – значит вдвойне учиться.
Ж. ЖуберВ нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых главных – это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нем друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных картинах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели бы стать в детстве?». И действительно, у ребенка еще в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня не привлекала и я не стремилась им стать. Я хотела быть воспитателем. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя не малышам, а детям постарше. В том, что я стала преподавателем именно музыки, большую роль сыграл мой любимый учитель. Она поселила в моем сердце любовь к этому предмету и интерес к его дальнейшему изучению. Именно поэтому я закончила Артемовское педагогическое училище и Бердянский государственный педагогический университет.
Вот уже девятый год я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».
Я считаю, что педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. Весь прогресс обучения, на мой взгляд, состоит в этой фразе. Что может дать учитель своему ученику, идущему по стране знаний, если сам стоит в определенной точке этого пути и никуда не хочет идти? Как можно воспитать и обучить новое поколение, если преподаваемый тобой материал, рассчитан на старое? Учитель должен двигаться, двигаться несмотря ни на что, вперед и только вперед. Существует такая фраза: «Движение – это жизнь». На первый взгляд, она не имеет никакого отношения к образованию, но это только на первый взгляд. К учителю музыки это имеет непосредственное отношение.
О какой педагогической компетенции может идти речь, если учитель не знает новых аспектов своей профессии, новых видений своего предмета? Опираясь на собственный опыт и наблюдения, могу утвердительно сказать, что многие учителя, в том числе и я, систематически пополняют собственную профессиональную грамотность.
Работа над собой – неотъемлемая часть профессии педагога. Если учитель не сможет воспитать себя, то он никого не сможет воспитать. Работа над собой, совершенствование себя как личности требует много усилий: придётся забыть об инертности и бездеятельности и проявить максимальную активность и творчество.
Педагог - это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает. Нужно уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое хрупкое движение человеческой души, не злоупотреблять своей властью и своим положением.
По моему мнению, главное в работе педагога - не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Все трудности, неприятности, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные приветствия, улыбки и смех заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а становились всё сильнее и ярче.
Для меня школа — это постоянно работающая творческая мастерская. Через музыкальный материал я помогаю детям всесторонне познавать окружающий мир, воспитываю в них эстетические чувства и духовное начало.
И на сегодняшний день я чувствую, что учить – это не просто профессия, это образ жизни. Мои воспитанники смотрят на меня, неосознанно копируют мои действия, выражения, мое поведение, и это огромная ответственность. Я знаю, что ради них должна быть еще лучше, еще умнее, должна стремиться к самым высоким вершинам, ведь тогда и они будут такими же сегодня, а завтра станут еще лучше.
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Думать «на век вперёд» - основная профессиональная миссия учителя. Именно в его руках будущее и конкретного человека, и государства в целом. От того, каким будет педагог в глазах своих учеников, зависит их отношение к учебе в целом.
Поэтому для меня процесс обучения заключен в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге педагога.
Я счастлива, потому что у меня есть интересная профессия, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать интересный мир моей любимой деятельности, потому что вижу результаты своего труда.
Я горжусь тем, что я не просто педагог, а скульптор детских мыслей, поступков. И поэтому ощущаю огромную ответственность перед обществом и, в первую очередь, перед своими воспитанниками за то, какими они пойдут в большую жизнь.