Эссе Учить и учиться


Эссе «Учить и учиться»
«Вечным законом да будет: учить и учиться всему
через примеры, наставления и применение  на  деле».
Я.А. Коменский.
Кто же такой учитель? Чему он будет учить детей, как этого будет добиваться? Это сложные вопросы, которые всегда будут актуальны. Ответить на них однозначно не сможет никто и никогда, но каждый из нас хотя бы в мыслях примерял этот образ на себя не раз. То же самое было и со мной.
В детстве, будучи еще дошкольником, я часто играла в школу, рассаживала всех своих кукол, доставала книги, читала текст и ставила оценки. Помню, что мне безумно нравилось учить, объяснять, рассказывать факты из энциклопедий. Тогда-то мне и захотелось стать учителем!
Мне исполнилось 6 лет, и я пошла в 1 класс, где меня встретила первая учительница – Гайнуллина Гульнара Романовна. Ее доброжелательная улыбка, ее искренние глаза,… а ее манера проводить уроки… – это до сих пор хранится в моей памяти. Каждый день, каждый урок – ты чувствуешь себя нужным и значимым. Как же мне нравилось учиться, даже когда что-то не получалось она верила в меня, создавала «ситуацию успеха», постоянно подбадривая и вдохновляя на новые свершения. Гульнара Романовна – настоящий учитель, который смог воспитать в каждом из своих учеников: милосердие, порядочность, самостоятельность, ответственность, оптимизм. Ее доброжелательность, чуткость и внимательность, умение доносить информацию, постоянная поддержка – те самые качества, которые были и являются для меня примером.
Поэтому после окончания института я и сама стала учителем, но не просто учителем, а учителем начальных классов. И вот передо мной встал ряд вопросов: «Как стать таким учителем, чтобы дети видели в тебе друга, советчика, образец!? Как привить детям тягу к знаниям, научить учиться!?»
…Наступило 2 сентября 2013 года, первые уроки. Сколько эмоций тогда было во мне! Изо дня в день, я преодолевала страх, работала над собой, искала множество способов заинтересовать детей, сделать каждый урок неповторимым и у меня все получилось! Я безгранично счастлива, что мои дети стали для меня «зеркалом». Благодаря каждому из них я учусь чему-то новому. Детская легкость и непринужденность, фантазия, умение творить - стали для меня стимулом к самосовершенствованию. Ведь как говорил Луций Анней Сенека: «Уча других, мы учимся сами".
Кто-то скажет, что работа в школе – дело непростое. Да, это действительно так, но лишь для тех, кто относится к этому как к работе, а не смыслу жизни. Это кропотливый труд, который никто не сможет оценить лучше детей. Взаимодействие и сотрудничество друг с другом открывает перед нами новые горизонты, новые реки знаний и умений.
А как правильно сформировать мотивацию к познавательной деятельности? Какова должна быть роль учителя в жизни ученика?
Неоспорим тот факт, что все дети разные. К каждому ребенку я использую индивидуальный подход. Одним детям интересна творческая деятельность, другим физкультурно-спортивная, а третьи, в силу своего характера, выбирают безделье. И тут, моя роль, роль - учителя, а именно правильный подход к ученику, является первоочередным фактором мотивации к познавательной деятельности. Для этого, в первую очередь, я постоянно самосовершенствуюсь, развиваюсь. Учусь новым приемам и методам, которые помогут донести любую информацию до своих учеников, ставить верные цели, формулировать задачи, подбирать нужный способ оценки работы, как для ребят, так и для себя. Ведь высшая оценка у ученика – лучшая оценка деятельности учителя! А это значит, что и я для успешной реализации своей деятельности, должна развиваться, стремиться к новым знаниям, с интересом познавать окружающий мир.
Большую роль в жизни современных детей играют электронные ресурсы, социальные сети, становятся популярны дистанционные способы подачи информации. Поэтому для эффективности своей деятельности, для того, чтобы заинтересованность своих учеников, мне и самой необходимо владеть ими, тем самым совершенствовать свою коммуникативную деятельность и быть ближе к интересам детей.
Моя профессиональная деятельность, как и деятельность любого педагога, подразумевает разрешение конфликтов между учениками, а это означает, что я должна учиться психологическим приемам воздействия, быть способной сохранять объективность и спокойствие, уметь подобрать нужные слова, в зависимости от ситуации и возраста учеников.
А также необходимо быть примером для своих учеников. Примером не только в коммуникативной и познавательной активной деятельности, а так же «визуальной». Ученики стараются следовать модным течениям и трендам. Особенно девочки.
Поэтому мне всегда необходимо следить за своим внешним видом, поведением и речью, ведь дети берут пример именно с нас, взрослых. Они подражают и воспринимают все, что их окружает.
Проводя уроки, я стараюсь раскрыть в каждом из них потенциал, подходить к делу творчески, научить детей мыслить нестандартно, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы, выработать стремление к познанию окружающего нас мира, добиваться поставленных целей и никогда не сдаваться. Глядя в их бездонные глаза, готовые к новым открытиям и свершениям, хочется дать как можно больше нового, того, что они еще не знают, или не умеют, помочь им расширить границы знаний. Иногда, их ответы и рассуждения настолько являются глубокими, что не перестаешь удивляться их мыслям. От детей я беру огромное количество положительных эмоций, учусь творить, радоваться мелочам и брать от жизни все.
Детские улыбки и смех – заряжают меня и заставляют забыть обо всех невзгодах. А как же приятно, когда ученики просят совета, рассказывают свои сокровенные желания и мысли и крепко-крепко обнимают. Именно в такие моменты я понимаю, что все не зря, что я сделала правильный выбор в профессии.
За все годы обучения мы прошли не мало трудностей: ссоры, обиды, неудачи, но самое приятное, мы вместе учимся преодолевать их, не опускать руки и стремимся к достижению новых целей!