Эссе Учить и учиться


Эссе:
«Учить и учиться»
«Docendo discimus»


«Docendo discimus», - сказал однажды Сенека, родившийся на грани тысячелетия, в своём восемьдесят восьмом нравственном письме к Луцилию. «Обучая, учимся сами». Эти слова как никогда подходят к нашему учительскому братству. Разумеется, можно вспомнить и расхожие слова «Век живи, век учись», и волошинское «Всё ещё учусь у моря, у травинки тонкой, у крика птиц…», но слова римского философа, звучат во мне, как строки песни: доцендо дисцимус, доцендо дисцимус…
В своём эссе я буду часто обращаться к Луцию Аннею Сенеке. Его цитаты, проникновенные и тонкие, вы увидите, прочтёте и запомните.
Учась в университете, я уже понимала, с чем столкнусь в школе, когда начну преподавать любимый английский: передо мной будут школьники, которые выросли на IT-технологиях, которых ничем не удивить, которые многому научат и тебя. В связи с этим, я часто задавала себе вопросы: зачем учить, зачем он, Учитель, несовершенный человек, обладающий очень ограниченными знаниями, зачем Школа, когда можно получить ответ на абсолютно любой вопрос в великой и могучей мировой интернет-паутине. Ответ ты получишь, говорю я себе, но получишь ли ты умение любить, быть глубоко нравственным, будет ли стоять перед тобой Человек, а не машинная бесчувственность, сохранишь ли ты драгоценность общения, сможешь ли сам быть Человеком. Я задавала эти вопросы и моим ученикам, но видела только их недоумённые глаза. Вот тогда я и начала учить себя: читала Гомера, Федра, Сенеку, подростковую психологию, изучала олбанский (не путать с албанским) язык, полюбила современное искусство и ещё много чего, но дорасти до моих подопечных мне так и не удавалось.
«Душевные бури швыряют нас ежедневно, из-за собственной негодности мы терпим все беды. И красота прельщает наше зренье, и враг грозит; здесь — свирепые чудовища, лакомые до человеческой крови, там — коварный соблазн, привлекающий слух, и все разнообразье бед. Научи меня, как любить родину, мать, отца, как плыть к этой столь честной цели даже после кораблекрушенья, объясни мне, что такое наука жить, и какое в ней благо, и в чем оно заключено — в теле или в душе?» - вот он, главный вопрос, который я всегда вижу в глазах моих подопечных. Я бросалась в поиски новых форм обучения и воспитания, я старалась совершенствовать в себе профессиональные и личностные качества, я с головой окуналась в новейшие педтехнологии и тонула в них – всё это было очень далеко от глаз, душ и сердец моих ребятишек. «Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстоянья между звездами, нет в мире ничего, что не поддалось бы твоим измереньям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?» Да, далеко мне до знатока человеческих душ, но каждый день мои ученики дают мне возможность быть гибче в поисках идей, креативней в моём желании найти новую форму общения, быть в курсе всех последних событий, быть интересным человеком. Сколько раз мне приходилось отказываться от уже приготовленного и заученного, на поверку просто не нужного сегодня и сейчас для юных душ, значит, нужно научиться перестраиваться в крайне сжатые сроки, а иногда эти сроки - просто мгновения, и ты должен успеть. Успеть!
«Лучше покажи мне дорогу, по которой приходят к мудрости. Скажи, чего я должен избегать, чего искать; какие занятия укрепят мне нестойкую душу; как мне справиться с обилием зол; как отразить те беды, что врываются ко мне, и те, на которые я сам нарвался. Научи меня, как переносить тяготы, как делиться счастьем, как сострадать, как радоваться малому». Я читала и перечитывала Шаталова, Ямбурга, Щуркову, Амонашвили – всё было гладко и логично в их умозрениях, но случался новый день и новое поле боя открывалось передо мной и я вновь и вновь проигрывала. Как известно, проигрыши в значительной мере укрепляют дух и тело игрока, и его стремление к победе только увеличивается, появляется некий азарт, который подкрепляется опытом. Опыт! Вот чего мне так иногда не хватало. Стратегию можно разработать, тактику применить, но опыт, как это ни банально звучит, приходит с годами. Ждать какого-то бы ни было педагогического стажа, его ежегодного наращивания – это не в моих правилах, не лучше ли идти методом проб и ошибок, ведь это тоже опыт. Опыт – лучший учитель, лучший критик, и как сказал Пушкин: «сын ошибок трудных». О моих ошибках- отдельной строкой. Любой начинающий учитель чувствует себя немножко богом. Разумеется, ты ведь знаешь и можешь всё: можешь быть повелителем душ, царьком в своём крошечном классном государстве, даже диктатором – ты учитель, ты Бог. Это чувство превосходства кратковременно, оно живёт до того момента, пока ты не окажешься низринутым каким-нибудь «отпетым двоечником» из пятого класса. И вот тогда ты научишься человеколюбию.
«Человеколюбие запрещает быть надменным с товарищами, быть скупым, оно и в словах, и в делах, и в чувствах являет всем мягкость и ласковость, ничью беду не считает чужою, свое благо любит больше всего тогда, когда оно служит на благо другому, учит нас также простоте, скромности и умеренности; так же как довольству малым и бережливости; так же как милосердию, оберегающему чужую кровь не меньше своей и знающему, что человек не должен пользоваться силами другого человека расточительно». Сегодня я смотрю на моих уже повзрослевших учеников совершенно другими глазами, мыслю новым мозгом, перенёсшим перезагрузку, чувствую перенастроенными душой и сердцем – я в одном строю с моими учениками, а вернее сказать, соратниками, единомышленниками, товарищами.
Мы приходим в этот мир, как тонкий белый, чистый лист бумаги. Методично жизнь заполняет его: то жирными буквами, чтобы запомнили, то романтичным курсивом, то применяя подчёркивания, то вымарывая уже написанное. Научиться заполнять этот тонкий белый лист - задача из труднейших, поэтому уча, учусь…